Один из важнейших тогдашних торговых путей проходил из Булагар (Волжская Булгария) в Киев. Вопрос в том, проходил ли он по донским землям. А если проходил, то где? Не по линии ли тех городищ донских славян, где имеются находки костей верблюдов, этих непременных животных караванной торговли? В самом деле, не разводили же славяне верблюдов.
Вопрос о возможности прохождения торгового пути через земли донских славян давно интересует исследователей. Б.А. Рыбаков впервые подробно рассмотрел этот вопрос и пришел к выводу о том, что путь этот проходил через земли донских славян. Более того, он указал также на место расположения загадочного города Вантит, о котором сообщают арабские источники. Он находился где-то «в самом начале пределов славянского мира». В названии же отражено название славянского племени вятичей.
Арабский путешественник Ибн-да-Русте о Вантите пишет следующее:
«В самом начале пределов славянских находится город, называемый ВаТ (Ва. иТ). Путь в эту страну идет по пустыням и бездорожным землям, через ручьи и дремучие леса».
Неизвестный автор сочинения «Пределы мира», относящегося к концу X в., называет этот город Вабнит и сообщает о нем некоторые подробности — первый город славян со стороны востока, некоторые его жители похожи на русов.
Б.А. Рыбаков указал на городище Михайловский кордон на Воронеже. Это могло быть и Большое Боршевское городище (Рыбаков. 1982, с. 51). Михайловский кордон — середина торгового пути из Булгара в Киев. А.З. Винников обращает внимание на то, что на р. Воронеж, где находится Михайловский кордон, жили не вятичи, о чем свидетельствуют данные погребального обряда, а другие славянские племена (племя). Вятичи же обитали на Дону (о погребальном обряде см. дальше). Поэтому и Вантит надо искать на Дону. А.З. Винников считает, что Титчихинское городище имеет больше оснований претендовать на Вантит (Винников, 1995, с. 71-72). На Титчихе и кости верблюда, и специальные «клети» вдоль внутреннего вала, в которых могли проживать отдыхающие купцы, дирхемы, импортная керамика, привозные украшения. Впервые же эту мысль высказала А.Н. Москаленко (Москаленко, 1981, с. 79).
А.Д. Пряхин предложил считать Вантитом славянские памятники на р. Воронеж (Пряхин, Беседин, Разуваев, Цыбин, 1997, с. 4-5; Пряхин, 1993, с. 54-58 и др.). Это серия городищ на северной окраине Воронежа. А.З. Винников полагает, что эта точка зрения не соответствует письменным источникам, которые указывают именно на город, как конкретный населенный пункт, а не обширный географический район.
Имеются и другие мнения, в частности о том, что город Вантит находился вовсе не на территории нынешнего Воронежского края, а где-то на территории нынешней Украины. У византийского императора и историка Константина Багрянородного указывается на славянский город Витичев (в некоторых русских землях — Вятичев). У императора — это первый город перед днепровскими порогами, крепость росов. Историк Д.Я. Мишин считает версию Б.А. Рыбакова малодоказательной еще и потому, что неизвестный автор «Пределов мира» характеризует Вантит по отношению к венграм и печенегам, а Б.А. Рыбаков по отношению к Волжской Булгарии (Мишин, 2002, с. 58-59).
Был ли на территории Подонья Вантит-Вабнит или нет, край этот находился, без сомнений, на крупном торговом сухопутном пути из Азии в Европу (Перелетов Р.Н., 2006, с. 341).
Археологические древности земли Воронежской. Острогожский край-Березуцкий В.Д, Золотарев П.М.