На Торговой площади Суздаля, там, где лихо отплясывал Мишенька Бальзаминов, вал из старых булыжников. Там идет реконструкция. Вообще в Суздале нельзя начать какой-либо ремонт, не проведя предварительно историко-археологическую экспертизу. Как и нельзя строить дома выше двух этажей — в центре и трех этажей — на окраине. Таковы требования в том числе ЮНЕСКО, под охраной которого находится этот древний город. Первое упоминание Суздаля относится к 1024 году, поэтому в 2024-м — юбилей, к которому готовятся уже сейчас.
Перемены ждут и Спасо-Евфимьев монастырь — уютный тихий островок почти в центре города. Первым игуменом обители, основанной в 1352 году, был преподобный Евфимий, ученик Сергия Радонежского. За семь столетий монастырь успел побывать не только обителью, но и "Суздальской Бастилией". С 1766-го здесь возводили тюремные корпуса, куда отправляли сектантов, старообрядцев, раскольников, потом политзаключенных, в годы Отечественной войны — военнопленных и даже фельдмаршал Фридрих Паулюс был там в заточении.
Сегодня это большой комплекс со Спасо-Преображенским собором во главе, в котором отреставрированы фрески Гурия Никитина, которые полностью пересказывают Евангелие, а по технике исполнения напоминают ковер. Понадобилось 40 лет, чтобы их отмыть от поздних наслоений и увидеть в первозданном виде.
Здесь же можно подняться на звонницу, на которой один колокол помнит Ивана Грозного, позвонить и увидеть город с одной из самых высоких точек. Суздальский звонарь, писатель Александр Леонов показывает гусли. Когда он только учился тонкостям профессии в 90-е годы, гусляров в России почти не осталось. Инструмент, на котором он играет сегодня, существует в единственном экземпляре — ручная работа. Леонов сам воссоздал его по чертежам старинных гуслей, найденных в археологической экспедиции. Массово гусли, конечно, и сегодня никто не производит.
Виды Суздаля в 1000-летний юбилей города / Автор: Сергей Куксин
Монастырский сад, в котором трудились монахи между молитвами, ждет реконструкция. Сейчас заканчиваются работы в аптекарском огороде, где растут лечебные травы. Использование лекарственных трав стало популярным в середине XVII века, когда Алексеем Михайловичем был создан Аптекарский приказ. Тогда-то и появились "аптекарские огороды" при монастырях и госпиталях. В аптекарском огороде Спасо-Евфимьева монастыря восстановлена старинная крестообразная планировка, расширено количество наименований: эхинацея, родиола, девясил и универсальная по своим целебным свойствам саган-дайля — "шаман-трава", которая растет в Бурятии и на Тибете. Уже весной гости смогут любоваться аптекарским огородом. У каждого растения будет табличка с QR-кодом, отсылающим к одной из ботанических энциклопедий. Реконструкция научная и ведется на основании исторических свидетельств и старых фотографий. В восстановлении садов помогают сотрудники Ботанического сада МГУ.
В настоятельский сад добавят светские элементы — беседку, например. А в садике архимандрита, который был разбит у его дома, ковер цветов будет перекликаться с фресками Спасо-Преображенского храма. Как обещают во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, все посаженные растения не будут мешать любоваться архитектурой монастыря.
Мжарские курганы за городом превратятся в ландшафтный видовой парк. Там, на высоких берегах Каменки, начиная с XI века, были захоронены люди древнего Суздаля, жившие в первые века после Крещения Руси. Кроме экологических троп, видовых площадок и нескольких восстановленных курганов, на Мжарах появится павильон с экспозицией, рассказывающей о погребальном обряде на Руси.
Прямая речь
А пока Владимиро-Суздальский музей-заповедник готовится к еще одному масштабному проекту — выставке "Русский Феникс", которая создается совместно с музеями Кремля. Предметы будущей выставки длительное время обитали в Кремле, никогда не выезжали из Москвы, а теперь вернутся на историческую родину, откуда они и происходят. Об этом "РГ" поговорила с генеральным директором Владимиро-Суздальского музея-заповедника Екатериной Проничевой.
Екатерина Владимировна, в чем особая привлекательность проекта?
Екатерина Проничева: Выставка интересна тем, что позволяет более широко взглянуть на историю становления российского государства и на роль в этом древнего Суздаля и владимирского Ополья. Уникальные предметы, которые будут представлены, покажут связь этого места с ключевыми событиями, определившими развитие Северо-Восточной Руси и, позже, возвышение Москвы. Суздаль в течение многих столетий оставался в центре политической и духовной жизни и сейчас является одним из центров российской духовности.
А как эту связь можно проследить через экспонируемые предметы?
Екатерина Проничева: За каждым из редчайших предметов, отобранных для выставки, есть своя история, свои личности, свои события. Например, будет представлено рукописное Евангелие — вклад князя Дмитрия Михайловича Пожарского в Спасо-Евфимиев монастырь с дарственной надписью. Все мы знаем историю: Дмитрий Пожарский — русский национальный герой, лидер Второго народного ополчения, освободивший Москву от интервентов, что дало возможность возрождения Руси. Сам же Дмитрий Михайлович похоронен в родовой усыпальнице Спасо-Евфимиевого монастыря Суздаля — города, которому, собственно, посвящена выставка "Русский феникс. Суздальская земля". Понимаете, это общее историческое пространство, общие связи, а в музейном пространстве они локализуются в экспонатах, рассказывая о которых, мы выходим на более глобальные вещи и явления.
И поэтому, наверное, закономерно, что выставка организуется вместе с Музеями Московского Кремля?
Екатерина Проничева: Да, именно такой межмузейный проект, равных которому ранее не было, делает выставку ярчайшим событием и позволяет показать близость и преемственность столиц — древних, коими являлись Владимир и Суздаль, и последующей — Москвы. Из фондов и экспозиций Музеев Московского Кремля сюда привезут десятки бесценных предметов, большинство которых имеет непосредственное отношение к Суздальской земле. Это своего рода воссоединение с родной средой, что наделяет выставку особым смыслом.
Что привезут в Суздаль?
Екатерина Проничева: Из Оружейной палаты в Суздаль доставят шлем Ярослава Всеволодовича — уникальный артефакт, датируемый второй половиной XII — первой половиной XIII века. Он был найден в 1808 году близь Юрьева-Польского, и эта находка сыграла важную роль в развитии русской исторической науки. Как отмечал известный археолог Анатолий Кирпичников, шлем Ярослава Всеволодовича был одним из первых предметов, с которых началось изучение не только оружия, но и вообще русских древностей. На выставке представят сотни экспонатов: украшения домонгольского периода, шедевры русской иконописи, драгоценные вклады в храмы и монастыри Суздаля, белокаменные рельефы и богослужебные облачения. Предметы выставки — высочайшего, "столичного", уровня, что подчеркивает один из главных посылов ее концепции: Владимиро-Суздальская земля — это ядро государственности.