Что если бы вам сказали, что Новочебоксарску, который отмечает 59-й день рождения, на самом деле более 11 тысяч лет? Вы, наверное, посмеялись бы. Не может же он быть древнее Иерихона или Дамаска. Да что там, 550-летних Чебоксар. И вообще, чем подкреплено такое утверждение, спросили бы вы.

Тысячелетняя промзона

Данные двух археологических экспедиций прошлого века наглядно показали, что на территории нашего города люди жили с незапамятных времен. По крайней мере, начиная с мезолита, срединной эпохи Каменного века. В данном случае это примерно девятое тысячелетие до н.э.

Что известно о тех временах? Немного, ведь мы ушли от них так далеко. Однако утверждать, что “новочебоксарцы” того времени действительно существовали, можем вполне обоснованно.

Речь идет о Яндашевском комплексе памятников. Он представляет собой девять стоянок древних людей. Все они находились в самом селе Яндашево или близ него. Села официально нет с 1968 года. На его месте сейчас промзона.
Не все стоянки входят в черту нашего города, на самом деле лишь одна, восьмая, как обозначили ее археологи. И вот она-то как раз и самая древняя, мезолитическая.


47 — ножевидная пластина

Кремний манит

На дворе девятое тысячелетие до н.э., эпоха постледникового периода. Климат почти такой же, как сейчас, только более влажный, наша местность лесистая, много болот. Но не это привлекает сюда древних людей, а две реки — Волга и Цивиль. А самое главное — большие залежи кремния.

Откуда пришли, точнее, приплыли на лодках-долбенках первые “новочебоксарцы”, доподлинно сказать невозможно. Как нельзя определить и их род-племя. Если у многих стоянок есть могильники, здесь их не нашли. А значит, нет костей, из которых можно было бы взять образцы ДНК, и по ним определить, каким народам родственны те люди. Ряд ученых считают, что древние яндашевцы сжигали тела после смерти в соответствии с их религиозными убеждениями.

Плывет по Волге группа людей. Смотрят: кремниевые выступы на берегу. Значит, здесь можно остановиться. Кремний в ту эпоху — залог процветания. Материал мягкий, легкообрабатываемый, но зато как затвердеет — веками будет служить в виде орудий труда, части вооружения.

Сходят с лодок, принимаются строить городок. В данном случае — мастерские, вокруг которых вырастает небольшое поселение. Кстати, ничего не напоминает? Ведь так и Новочебоксарск строился — рядом с градообразующим предприятием. Видимо, история действительно циклична. А еще у ученых есть гипотеза, что люди селятся в обжитом месте. Причем временные пласты “обживания” могут уходить на тысячелетия назад. Как в нашем случае.


кремниевый желвак для скалывания

Какие ваши доказательства?

Вернемся к мезолитической мастерской. Ее существование сомнений не вызывает. Она была найдена еще в 20-х годах прошлого века отрядами Средневолжской экспедиции Ленинградской государственной академии истории материальной культуры. Участники тех археологических походов 1926-1927 годов под руководством сначала музейного работника Виктора Смолина, затем доктора исторических наук Петра Ефименко ударно исследовали волжские рубежи.

Время было такое: руководство СССР приняло решение собирать всю информацию о полезных ископаемых, изучать реки на предмет возможных построек гидротехнических сооружений, проводить антропологические исследования.
Но откуда Виктор Смолин и компания узнали, где именно копать? Историки считают, что, скорее всего, им подсказали местные жители. Они находили артефакты древности, и об этом стало известно, так часто бывает.

Лопаты к бою — и вот перед Средневолжской экспедицией встают древнейшие памятники труда. Например, археологами 20-х годов были найдены скребки, ножи, скобели, проколки, резцы, более 500 ножевидных пластин, несколько тысяч отщепов, сколов и других предметов. И части вооружения: наконечники стрел и копий. Кстати, именно в мезолите люди придумали лук, так что изделия тех мастеров были еще как востребованы.
Более того, историки считают, что по Волге в то время уже шла активная торговля. Потому Яндашевская стоянка могла быть сезонной. Наделали орудий — и на торжище продавать. А в следующем году снова за работу.


один из древнейших амулетов в истории человечества

Переворачивая сознание

Есть и другая гипотеза: торжища могли возникать и на месте работ или где-то рядом. Тогда предположение, что поселение древних мастеровых на территории нашего города могло быть постоянным, имеет смысл. А это уже может привести к мысли, что корни новочебоксарцев уходят на тысячелетия назад. Так, например, ведут свою родословную дамаскцы, которые отсчитывают историю столицы Сирии от первых поселенцев эпохи неолита. А это более позднее время, так что по аналогии новочебоксарцы древнее.
Но пока это, конечно, фантазии, размышления на тему. Тем более что шалашей того времени археологи не обнаружили. Но только на этой, восьмой, стоянке. На другом берегу Цивиля, на месте так называемого Яндашевского городища кое-что из жилых строений осталось. Правда, это уже городецкая культура примерно V века н.э., что понятно из керамических изделий. Но предполагается, что у древних людей мезолитической культуры строения не сильно отличались. Реконструкцию тех жилищ и укреплений можно сегодня посмотреть в музее краеведения и истории города Новочебоксарска. А вот находок Смолина-Ефименко в Чувашии нет: они в санкт-петербургском Эрмитаже.

Однако расстраиваться не стоит: кремниевые орудия, найденные при более поздних раскопках, есть в широком доступе и для жителей республики — в Чувашском национальном музее в Чебоксарах. Что это были за раскопки?

Мамонты!

Спустя 30 лет после экспедиции ленинградцев преподаватель Чувашского пединститута, впоследствии доктор исторических наук, профессор Василий Каховский поставил амбициозную задачу. Он решил снять весь культурный слой Яндашевской стоянки до материка, так называют отметку раскопок, глубже которой разумной жизни точно не было. И в 1958–1959 годах отряд Чувашской археологической экспедиции под руководством Каховского осуществил задуманное.

Археологами пединститута было найдено немало артефактов, они еще раз подтвердили мезолитический характер стоянки. Ими были найдены нуклеусы — куски кремния, от которых откалывались отщепы или пластины для изготовления каменных орудий. А еще заготовки наконечников стрел, скребки, ножевидные пластины, обломки каменных долот, фрагменты толстостенных сосудов, кости животных, рыб. Из последних древние мастера тоже с успехом изготавливали различные орудия.

Как, по-видимому, и из костей мамонтов, которые тоже обнаружили Каховский и его студенты. Но не стоит обольщаться в своих фантазиях, говорят историки: мамонтов в тот период на Волге уже не было. Они ушли отсюда или вымерли еще 40 тысяч лет назад. Те кости — это останки еще более древней эпохи ледникового периода, возможно, привезенные с одного из торжищ. То есть кто-то убил мамонта где-то на севере и обменял его кости на, скажем, яндашевские наконечники для копий. Чтобы потом снова идти на мамонта.

Город великого прогресса

После мощнейших археологических работ под руководством Василия Каховского Яндашевская стоянка окончательно стала считаться классическим памятником средневолжской мезолитической культуры. Ее приводят в пример, когда говорят о том периоде, а многочисленные артефакты подтверждают наличие развитых технологий, которые предшествовали неолитической революции с ее оседлостью, развитием искусств и ремесел, письменностью, появлением протогосударств.

Удивительно, но та мезолитическая стоянка на территории Новочебоксарска — одно из мест, которое предвосхитило гигантский скачок человечества к прогрессу. А дальше мы уже начали полагаться не только на силы природы, но все больше на разум, научный, технологический подход. И нашли выражение ему: построили замечательный город, который назвали Новочебоксарском.

Поиск

Журнал Родноверие