Пришли сюда кривичи в далекие времена. Никому дела не было до того, кто какого бога почитал, из дерева вырезал, ставил на капище или в избе держал.

Хрещение

Стояли на болвохвалище рядом, один другому не мешая, Перун, Ярило, Житень, Лада. И другим богам места хватало. И долго так было. Но вот дошел слух до селища, что в иных землях деревянных богов на кострах стали жечь, по рекам быстрым спускать неизвестно куда, в болота сбрасывать. Людей же, кто тем богам поклоняется, в воду сгоняют. Хрещением то зовется. Кто же в воду не захочет окунаться, того казнить могут, как крамольников каких.

Не верилось людям, привыкшим к своим древним богам, что такое может быть. У Перуна, Ярилы спрашивали. Но молчали те. И вот одним летом в селище наехали комонники. Впереди всех князь в багрянице. Показал на спешившегося человека в необычной одежке: «То святитель ваш. Слушайте его. Да чтобы ни ногой отныне на идольское капище».

Святитель взошел на помост из бревен, что быстро соорудили княжеские слуги на берегу озера. Крест золотой окунул в воду. Сказал что-то тихим голосом воеводе. А тот уж во все горло скомандовал всем жителям селища снимать рубахи да порты и в воду заходить.

Яркое солнце

А в тот час разошлись тучи на небе. Яркое солнце разлило свой свет. Золотом засверкало озеро. Вся поднебесная была солнцем осияна. И люди смотрели на это так, будто никогда не видели подобного чуда. Молча входили в воду. Кто охотно, а кого вои древками сулиц подталкивали.

«Озеро ваше отныне освящено. И будет служить всякому крещеному долгие годы», – сказал святитель.

От того освящения позже и озеро стало зваться Освеей. Иными звалось оно «Восвея», «Освейское», «Освее». Кто как умел, тот так и говорил. Тут бы и сказку можно было закончить, да конец ее еще не близок.

Не все жители селища покорились князю и святителю. Мужики, за которыми пришли вои князя, повязали их тихо, а сами с семьями ушли за большое болото на заход селища. Как ни искали их княжеские слуги, а найти не смогли. Не знали тайных троп, проложенных в багне. Когда князь со свитой отбыл из этих мест, вернулись в свои избы. Только жили тут неяверы недолго.

Остров света

Собрались они, когда окреп лед на озере, и ушли на остров, что высоко поднимался над водой. Скот перегнали, добро все перевезли. Назвали его просто Островом. И еще имя ему было «Остров Света». Через много-много лет получил он название «Освейский».

На самом высоком месте установили мужики Перуна. Сказывают, что Перун, который на небе, часто проверял, не сбросили ли его, деревянного, в озеро. На гору пускал он свои огненные стрелы. Потому и называли гору Перуновой или Перуновкой.

Не одно лето жили люди тут, не зная святителей. Старики старились и умирали. На смену им приходили молодые. А одной зимой появились княжеские вои. При них священник был. Вырубили во льду большую полынью и искрестили всех тутошних. Хотят они того или нет – не спрашивали. Стариков, женщин и малых в полынью не послали. Окропили их ледяной водой, и на том дело закончилось.

Про капище не вспомнили. Уж очень морозно было. Наверно, Зюзя, бог зимы, постарался. И еще долго стояли на верховитье Перун и Ярило, Лада была тут, Дажбог еще. И видно было, что ходят к ним люди.

Когда же пришел час дать название селищу, никаких придумок и не надо было. Освященное озеро рядом плескалось, Освеей названное. От него и вышло название селищу – «Освея». Такое название впервые было записано на бумаге в 1503 году.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие