Сегодня, если с чистой душой, добрыми помыслами к валуну подойти, он исполнит желания людей.

Давно это было. Тогда еще только положили первые венцы теремов да изб в граде, названном Полотьском.

Князь призвал к себе воеводу Нелюба: «Пойдешь с воями на заход солнца от нашего града. На помежье земли кривичей буйные нравом люди объявились. Сказывают, богатство великое имеют. В земле прячут его. Побей их не жалеючи. Дань крепкую наложи».

Немало дней шли конники и пешие ратники на заход солнца. Селище за селищем отходили к земле кривичей. Но в один день удача отвернулась от Нелюба. Вождь чужеродцев Комат собрал воев и заманил воеводу в болота. Куда ни ступи – трясина.

Отступил с позором Нелюб. Увел остатки избитой рати от Комата. Дошел до неизвестной реки. Связали плоты. Понесло их течение подальше от страшных людей.

Вои Нелюба отдыхали на плотах после битвы. Усталые кормчие реке доверились. А течение вынесло плоты на усмену, завертело в водоворотах. Не управились кормчие, не разглядели подводных камней. Ударило плоты о них. Не все выбрались на берег. В быстрой воде пропал и Нелюб.

Новый вождь

Прежде других пришел в себя молодой вой Родослав. Он разжег костер, поставил будан для раненых. То и оценили люди. Старшим над собой поставили.

Шло время. Избы поставили. Вежи поднялись сторожевые. Женщин привели, дети запищали в избах. Течения в речке уже не боялись, научились распознавать подводные камни. Назвали речку Усменой. Чтобы люди помнили, что и как тут случилось.

Однажды Родослав шел по следу раненного им вепря. Вдруг голос из одной избы послышался. Через щели в стене углядел Родослав женщину. Еле дышала уже. Разворотил стену, вытащил женщину. Донес до своего селища. Звали ее Малтой.

Малта

Вскоре поднялась на ноги. Поведала о себе. В эти края ее привел Рамбо, заплатив выкуп семье. От самого Варяжского моря вел. Тяжела у Малты была жизнь с Рамбо. Бил даже за то, что мимо чужих мужчин прошла.

Собрался он воевать. Добра захотелось чужого. Ее же взять с собой не мог. И оставить одну не хотел. Кричал, что Малта давно сбежать от него задумала. Вызвал он Рогану, ведьмарку злую. Уговорил запереть жену в избе так, чтобы до его возвращения выйти не смогла.

Ушел Рамбо и не вернулся, а Малта осталась в плену. Помирать собралась. Но услышала ее Карта, богиня судьбы, прислала Родослава.

Камень любви

Вспомнили о камне у дверей избы Малты. Пошли посмотреть на него. Страшным и злым выглядел.

Вырезал Родослав с одной стороны березового ствола обличье богини любви Лады, а с другой — обличье богини счастья и судьбы Лаймы. Попросили богинь избавить валун от злости, чтобы людям он никогда вреда не сделал.

Тут налетел дождь. Будто река с неба потекла. Подмыла вода валун, накренился он и упал на скользкую тропу. Скатился на дно оврага.

Спустились Родослав и Малта к камню. Тот даже цвет поменял, посветлел. Дотронулась Малта до валуна, что-то прошептала ему. Прикоснулся к камню и Родослав. А потом взял Малту за руку и сказал, что хочет, чтобы она стала его женой. С той поры камень Невестиным стали звать. И сегодня, если с чистой душой, добрыми помыслами к валуну подойти, он исполнит желания людей. Селище же, что неподалеку, имя от реки Усмены приняло. А потом кривичи переиначили название речки Усмены в Ошмянку, а селище – в Ошмяны. Город в «Хронике Литовской и Жемойтской» упоминается под 1341 годом. А под какими Ошмянами стояли войска Ярослава Мудрого в 1031 году? Не пора ли «состарить» Ошмяны лет на 300?

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие