На гербе Лельчиц — белый аист с дубовым венком. Не с тем ли, что упал с головы Беляны?
Случилось это на Уборти-реке. Ловил тут рыбу крепкий хлопец по прозванию Батян.
Исчезновение беляны
Крупных щук да сомов в кош складывал — домой, соседям нес, а мелочь всякую аистам отдавал. Те, как увидят, что рыбак к берегу причаливает, к реке слетались за его рыбой. Аистов тут батянами звали. Вот и имя такое само по себе к нему привязалось. Только одна птица, прилетев на берег реки, рыбу не брала. Она подолгу стояла на берегу и все смотрела на рыбака.
Он же в туге жил. Причина на то была. Полюбил он девушку Беляну из соседнего селища. И она его полюбила. Уговорились меж собой, что как только скосят жито, уберут огороднину, пойдет он с выкупом к ее отцу. Но случилась беда.
Пришел праздник Лельник, выбрали Беляну богиней Лелей. Усадили на скамью дерновую, венок на голову положили. И тут в один миг налетел такой ветер, какого никогда не было. И Беляна исчезла. Один венок остался на зеленой скамье.
Бросился Батян искать девушку, но ни следа от нее не осталось. Никто не видел и не слышал о Беляне. А на то, что появилась одинокая аистиха, никто и внимания не обратил. Вон их сколько на реке да на болотах! Многие буслы звали ее в свое гнездо, но ни одному она не ответила.
Солнечный камень
Пошел Батян к ведецу. Все рассказал рыбак старику о своей жизни. Ведец выслушал его, а потом спросил, видел ли тот аистиху на берегу Уборти.
- Твою Беляну лютый Чернобог унес. Но Лель был поблизости. Превратил ее в аистиху, и выскользнула она из рук подземного выдерца. Пойдешь по Уборти в полдневную сторону до каменищ. Их узнаешь. Других таких мест нет ни близко, ни далеко. Найдешь солнечный камень. Медовым его еще зовут. Потрешь камень о рубаху — смолой запахнет.
Сказал также, что карали должен сделать из тех камней и набросить их на шею аистихе. Тогда Беляна снова примет человечье обличье.
В конце лета улетела аистиха в далекие края. Знал Батян, что вернется она лишь в апреле. В тот же час и Батян собрался за чудо-камнем. Много земли выкопал или мало — никому не ведомо. Но открылся ему в глубине одной ямы солнечный камень. Набрал Батян две горсти камней, домой воротился.
Всю зиму он работал. К весне карали были готовы. Пахли они, как сосны в солнечный день, светились, как мед, из сот вытекающий. Прилетела долгожданная аистиха.
Раздумывал рыбак, как набросить карали на белую шею Беляны. И придумал. Вышел из челна и упал на песок. Как неживой лежит. Аисты все разлетелись кто куда, только аистиха осталась. Подошла она близко-близко к человеку. Смотрит безотрывно в его лицо.
Не стал Батян больше притворяться. Накинул карали на шею птицы. Та взмахнула крыльями. И раз, и другой, а не взлетает. Смотрит Батян, а перед ним его Беляна стоит.
Птица лелека
С той поры Беляну уже и не звали Беляной. Дали ей люди имя Лелека. Может, от имени бога Леля? Или от названия птицы, которую многие живущие здесь люди лелекой звали?
В селище же, когда пришло время дать и ему имя, ту давнюю сказку вспомнили. Звалось оно по-разному. От «Лелеки» пошли «Лейчицы», «Лелчицы», «Ленчицы». Сегодня в Лельчицах живут рукастые, разумные, терпеливые и добрые люди. Не всем доверяют аисты, а на Уборти их сотни. У жилья плохих людей аисты не собираются.
Город впервые упоминается в 1569 году. Но летописцы записывали то, что видели, слышали, или переписывали чужое. Откуда было им знать, что поселились тут люди за много веков до того, как летописцы научились писать!