Фото В. Суриков. Взятие снежного городка.
Праздники украшают нашу жизнь. Как отмечали их чебоксарцы в старину? Особые даты тогда регламентировал прежде всего церковный календарь. Наиболее торжественно встречали горожане Рождество, Крещение, Пасху, Троицу. Несколько ярких страниц об этом находим в книге В.Д. Димитриева и С.А. Селивановой «Чебоксары. Очерки истории города XVIII века».
В эти дни проводились народные гулянья, устраивались игры, катания на лошадях. По праздникам было принято ходить друг к другу в гости.
Об атмосфере чебоксарских празднеств сообщает П.С. Попов:
«Ходят… на так называемый Фомин ключ, верстах в шести от города, где делают поклонение святым иконам, поставленным в часовне при роднике, и ставят много свеч, которые с огарками собираются в пользу церкви Вознесенской в городе пудов до двух… Возят хлеб и калач, вино и квас. После моленья часть бросают и льют в родник, а прочее употребляют сами. Взамен же берут с собою родниковую воду, находя ее лечебною в болезнях»
Другим любимым местом посещений у горожан была часовня с иконой Николая Чудотворца — в четырех верстах от города, в селе Новое Ларионово (позже его стали называть Новое село, теперь этот уголок в черте города, на северо-западе). Туда приглашали священников для молебнов и водосвятия, а еще раньше, по преданию, на месте часовенки стоял большой храм.
В городе было заведено, что накануне храмового праздника в каждой церкви после вечерни служили молебен Богородице, а до вечерни, с двух — трех часов дня, начинался благовест — колокола сообщали на всю округу о предстоящем событии. В ознаменование праздника звонили затем и к утренней службе.
«По воскресеньям до отдания Пасхи после обедни бывают по три продолжительных звона. А после заговенья в Петровом посте в первые два воскресенья после водоосвящения крестные ходы — в одно первой половины города, а в другое — последней половины города»,
— пишет П.С. Попов.
К праздникам всегда готовились загодя. Горожане варили пиво, угощенья. И праздновали потом целую неделю или больше. Отмечались дни царских именин, коронации царей, появления в их семьях наследников.
Появился и наш современный Новый год. По указу Петра Первого страна перешла на другое летоисчисление, и год стали начинать с 1 января (раньше это было 1 сентября). Первый январский день был объявлен государственным праздником — его полагалось отмечать пышно и ставить в домах наряженные елки.
Торжественно отмечались в Чебоксарах престольные праздники Введенского и Никольского соборов. Так, каждый год 23 июня после службы в Введенском храме совершался крестный ход от Введенского собора до Сретенского монастыря (Владимирской церкви) — туда и обратно, сообщается в книге «Чебоксары. Очерки истории города XVIII века». А после этого устраивалась коллективная трапеза на средства, собранные горожанами.
Существовали в ту пору и праздники, сохранившиеся еще со времен славянского язычества. Нередко они совпадали с церковными. К примеру, в дни Рождества отмечался и праздник Коляда, проводившийся в зимний коловорот, когда просили об урожае, приплоде скота. По избам ходили ряженые и пели колядки. Их принимали хорошо, с угощением, ведь всем хотелось услышать хорошие пожелания.
И как тут не вспомнить строчки из баллады Жуковского:
«Раз в крещенский вечерок девушки гадали, за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали»
В это время молодежь гадала на будущее, пытаясь выведать у судьбы имя суженого, собиралась на веселые посиделки.
Традиционно народные гулянья устраивались в Масленицу. Собственно говоря, и сегодня мы отмечаем этот праздник широко. А Троица совпадала с древним праздником Семик. В древности в этот день поминали предков, украшали зелеными ветками дома, хороводили вокруг берез.
В июне на летнее солнцестояние проводился Иван Купала, когда прыгали через костры, бросали в воду венки. Любопытные сведения приводят в своей книге В.Д. Димитриев и С.А. Селиванова: в документах 1766 и 1793 годов, выявленных В.А. Нестеровым, склон в Чебоксарах под кардиологическим диспансером (сейчас уже бывшим) назван Ерилой — «и «горой, называемой Ериле». И в XVIII столетии на этом склоне устраивали праздник Ярилы — мифологического персонажа, связанного с плодородием. Это был своего рода «праздник молодежных развлечений».
В старинных Чебоксарах нередко гастролировали нижегородские музыканты, певцы, клоуны, скоморохи. Но в XVIII веке стали невероятно популярны «медвежьи комедии». На гастроли с медведями приезжали умельцы из города Сергач, селений Ключево, Ачки и Кладбищи Нижегородской губернии. Выдрессировать зверя было делом не из легких, обучение занимало не меньше полугода. Впрочем, «медвежьи комедии» были хорошо известны и жителям других городов Поволжья.
В «Очерках истории города XVIII века» читаем: «По писанию 1771 года, медведи могли выполнять 22 номера»
Вот некоторые из трюков: звери вставали на дыбы и кланялись публике; показывали, как хмель вьется; ездили верхом на палке; изображали стесняющихся девушек, прикрывая лапами морду; «воровали горох» (ползли, «где сухо, на брюхе, где мокро — на коленочках»); демонстрировали, как мать ребенка качает. Такие представления продолжались и в XIX, и даже в XX веке (до войны 1941—45 годов).
В праздник можно превратить и обычный выходной. Весной и летом молодежь собиралась на хороводы. Плясали под музыку или песни. О чебоксарских женщинах оставил свои свидетельства П.С. Попов, называя их «охотницами повеселиться» (даже маленькие девчата знали почти все песни взрослых).
Он же отмечает, что в городе были гулянья, проведение которых неукоснительно соблюдалось:
«Так, в день Вознесения (Господни) ходят в Грязево, в Троицын день — в Лакреево, в Духов (день) — в Кнутиху, а в Заговенье посещают заштатную пустынь Геронтьевскую, где испивши от родника холодной ключевой воды и походя между могил по ограде, возвращаются на Крутую гору правого берега Волги. Здесь песни деревенских певиц и их вычурные пляски доставляют удовольствие градской публике. <…> К вечеру возвращается городское общество в город, а деревенские в свои селения»
А вот еще колоритная зарисовка:
«В Чебоксарах пять — шесть девушек без нужды раз пять в сутки сходят за водой на речку и вылить хоть под угол… Уже непременно каждая успела принарядиться, подбелиться и прирумяниться. Они идут за водой и с водой нога в ногу, на всю ширину улицы и судят, и рядят… что ближе девушкам. Тут их встречают парни и сопровождают до речки и обратно»
Повсеместно распространенные забавы того времени — взятие снежного городка, борьба, конные соревнования. Скорее всего, все это знавали и в Чебоксарах.
Особенно популярны были кулачные бои, пришедшие из древности и требующие хотя бы минимальной подготовки:
«Сам бой мог распадаться на множество поединков, где каждый схватывался с каждым («схватка-сцеплянка»), или вестись организованно, «стенка на стенку»
Кулачные бои «улица на улицу» или «слобода на слободу» проводились в праздничные дни, в основном зимой — на площади или на льду. В рукавицы запрещалось класть что-то твердое.
Интересно, что в начале 1740-х годов Синод обратился к Сенату с просьбой запретить законом проведение «скачек, ристаний, плясок, кулачного боя и других бесчинств»
На что в 1743 году был дан ответ:
«…подобные общие забавы в свободные от работы праздничные дни… служат для народного полирования, а не для какого безобразия»
В целом забавы на досуге были вполне мирными. Например, игра в городки, известная и сейчас (к слову, в старину проигравший должен был прокатить победителя на собственной спине). Или лапта, для которой изготовлялся маленький кожаный мяч. Существовали тогда и игры, напоминающие современные футбол, волейбол, баскетбол.
Летом для детей и женщин налаживали качели разных форм — от обычных до конструкций типа «колеса обозрения». А зимой набирало обороты катание с горок. При этом использовали не только особенности рельефа, но и сооружали специальные постройки, лепили горки из снега. Во время массовых праздников и свадеб, на Масленичную неделю запрягали лошадей в сани. В Чебоксарах катание на лошадях проводилось на главной Благовещенской, Введенской и некоторых других улицах. И два века назад свободное время чебоксарцы проводили ярко и весело. Но — делу время, потехе час.