23cfd48d d11
Старинная игра «Ладья» была очень популярна среди славян и скандинавских моряков. Последние так обучались тактике морского боя. Фото: Иван Бычков/ «Ямал-Медиа»

Игры детям не игрушка! Изначально они создавались для взрослых, сакральных, недоступных подрастающему поколению действий.

Взять, к примеру, Туми Иши — игру древних самураев. В старину забавы с «горой камней» — так переводится с японского название этой головоломки — были присущи только представителям благородного сословия. Выстраивая колонны из разноформенных камней, самураи быстрее достигали концентрации перед боем или же расслаблялись, успокаивались после него.

Тюменский реконструктор и популяризатор древних настольных игр Андрей Протасов свою творческую мастерскую назвал в честь этой самурайской игры, потому что с неё и началось его необычное увлечение.

После изготовления садовой мебели оставалось много брусков и обрезков, которые жалко было выбросить, — рассказывает игровых дел мастер. — Чтобы добиться безотходного производства, стал искать им применение. Подвернулась Туми Иши. Деревянные обрезки идеально подходили для изготовления игровых «камней».

Вперёд, за новыми-старыми забавами

Тюменцы с лёгкой руки нашего собеседника быстро распробовали японскую забаву, и Андрей, воодушевившись, принялся изучать наследие древних геймеров. А оно оказалось очень богатым! Ведь люди играли во все времена и во всех странах мира. Многие их развлечения востребованы и по сей день. К примеру, древне-африканское семейство игр «манкала» или их аналоги распространены и в Средней Азии, и в Индии, и на Карибах. Популярны у наших современников и «суракарта» — древние шашки. Только здесь на поле, расписанном круглыми ободами, фишки не рубятся, а выбиваются.

Обратите внимание на творение древних шумеров, — с довольным видом мастер показывает раскрашенную дощечку, ну прям как из «Майнкрафта». — Это игра древнего города Ур. Сейчас дорабатываю для неё фишки.

e6a351d4 684
На создание игрового комплекта у Андрея Протасова уходит от пары дней до месяца. Сроки зависят от наличия материала и сложности работы. Фото: Иван Бычков / «Ямал-Медиа»

Ещё одна необычная и очень красивая игра из коллекции Андрея Протасова называется «ладья» или «дальдоза», где «даль» — это буква «А», «доза» — цифры. Соответствующие знаки набиты на игровых костях. Суть игры — битва за корабль. Она была популярна среди славян и скандинавских моряков. Игровые доски «ладьи» находили вырезанными на палубах затонувших кораблей — в долгих плаваниях моряки отрабатывали на них тактику морского абордажа. Кстати, многие древние игры были направлены на отработку военных навыков, шахматы — не исключение.

Тавлея, или табл, по сути чем-то напоминает шахматы. В неё любили играть славянские воеводы. Посредине игровой доски расположен «князь», вокруг — обороняющие его воины. И есть нападающие. Задача князя — пробиться в угол доски. Игра имеет более тридцати различных вариантов.

«Псы и шакалы» Древнего Египта

Другое дело — игры египтян. В них использовались не привычные костяшки, а палочки. И сами игры имели глубоко сакральный смысл — игрок здесь не просто играл, он проходил жизненный путь. На игровой доске располагались поля — дома богов Ра, Тота и Анубиса. О статусе игроков можно судить по тому, что нефритовые игровые доски находили в пирамидах фараонов. Впрочем, деревянные тоже находили. Ещё одна игра Древнего Египта — псы и шакалы. Смысл тот же — прохождение жизненного пути. Египтян, видимо, другие проблемы не беспокоили…

А вот и моя любимица — «мельница», — продолжает собеседник. — Эта древнейшая игра была распространена по всему миру — от австралийских аборигенов до славянских племён. Игровую доску «мельницы» находили вырубленной на скалах, на стенах пещер, на камнях. Уже в средневековье она распространилась в Европе и дошла до наших дней. Теперь в неё можно поиграть в Интернете. Принцип игры в «мельницу» — подобие крестиков-ноликов или «три в ряд».

Кстати, по словам мастера, «мельница» не так проста, как кажется на первый взгляд. В древности вообще нет примитивных игр. Та же египетская «мангала» развивает логику и оттачивает определённые торговые навыки. А Туми Иши помогает направить энергию в нужное русло. Одна из вероятных причин невероятной живучести и распространённости «мельницы» — это имитация звёздного неба. Располагая на поле фишки, игрок повторял карту звёзд и их передвижение.

2132050e f53
Камни Туми Иши — игра древних самураев. Фото: YRABOTA / shutterstock.com / Fotodom

Щука — еда и наглядное пособие

Игры северных народов выбиваются из общего ряда, — отмечает Андрей, — Они адресованы детям и потому направлены на развитие ловкости и смекалки. Насколько мне известно, настольных игр у северян не было — только напольные. Ребёнок садился посреди землянки или чума, брал обрезки рогов, костяшки-«бабки», камушки и придумывал различные игровые вариации. Одна из таких игр — подобие русских бирюлек, когда оленьим рогом или прутиком нужно было из кучи костяшек достать одну, не потревожив соседние. Или ещё вариант: детвора накидывала верёвочку на рога — играли в охотника и оленя.

Повторить или переформатировать древние «развивашки» для общего пользования непросто, но игрушечных дел мастер работает над этим. Всё же интересно хотя бы во время игры почувствовать себя суровым тундровиком-оленеводом!

Очень распространены были у северных народов трапезные игры, — продолжает собеседник. — Бралась, например, голова щуки и во время еды рассказывалось, как рыба сделала себе голову. Ребёнок её разбирал, а взрослые называли кости: вот это лодка с рыбаком, это внучка с бабушкой, а здесь женщина пошла за водой. Так достигались сразу две цели — изучалась анатомия животных и национальный фольклор.

Многие древние игры дошли до нас благодаря тому, что, имея священный, а иногда и религиозный смысл, они изготавливались из камня на века! Так, игра города Ур сначала была найдена в каменном исполнении, а уже потом и на деревянных досках, разрисованных сакральными символами. У индусов игровые доски передавались из поколения в поколение, дорисовываясь и дополняясь новыми правилами.

Пора возвращаться к истокам

Информацию о древних играх мастер черпает из научных и исторических статей, следит за археологическими находками. Некоторые приходится додумывать и дорабатывать самому. Это постоянный творческий поиск. Человечество, несмотря на молодость, уже достаточно поиграло — есть что вспомнить. Сейчас в коллекции Протасова семнадцать игр древних людей, но со временем их станет намного больше.

Мы всё время ищем что-то новое, находим, рассматриваем варианты. Сейчас в планах запуск нескольких игр из Таиланда,

— делится планами собеседник.

Кстати, «мы» — это супруга Марина, преподаватель изобразительного искусства по образованию, и старшие сыновья тринадцати и восьми лет — помощники в работе. А младшенькому всего четыре года, и он пока только играет.

Интерес к нашим играм проявляют все, — улыбается мастер, — и взрослые, и дети, простые люди и предприниматели, люди искусства. Интересуются игротехники и детские центры, потому что основная масса игр развивает необходимые в жизни навыки.

Для популяризации своего хобби Протасовы с товарищами по ремеслу в этом году планируют проведение уже третьего по счёту фестиваля «Искротека». Там же планируется демонстрация различных народных забав и обрядов — посетителям это очень нравится, особенно малышам.

31b64f8f b6b
Фото: Иван Бычков / «Ямал-Медиа»

Мы забыли, как общаться со своими детьми, — объясняет смысл своей работы Андрей. — Нынче проще написать собственному ребёнку в ватсап или вайбер, чем поговорить по душам. А настольные игры — это общение и разрушение барьеров между людьми. Во время игры мы можем рассказать ребёнку о жизни, правилах и законах, высказать свою позицию по разным вопросам.

Не прошло и тридцати лет, как мы ушли с улиц в виртуальную реальность и забыли, каково это — гонять по двору футбольный мяч. Наши дети общаются с друзьями не на полу, выстраивая солдатиков, а по «сотику». Скоро забудем, как жить. Надо возвращаться.

Поиск

Журнал Родноверие