Обрядовые действия, связанные с различными камнями и валунами, хорошо известны по письменным и этнографическим источникам. С достаточно высокой степенью вероятности выявлены камни, которые местное население почитало, по крайней мере, с периода Древней Руси.

Для Тверской области опись культовых камней провел А.В. Курбатов.

Предлагаемый материал по историко-культурным камням Торжка собирался в течение 10 лет и многократно уточнялся. В результате из 15 обнаруженных камней были отобраны только 6, так как все эти камни имеют и сопутствующие легенды, и следы обработки человеком. Выводы о рукотворном воздействии на эти камни подтверждаются полученными в разное время консультациями трасологов, геологов и археологов, а сопутствующий «легендарный» материал собран этнографическими экспедициями отдела этнографии Всероссийского историко-этнографического музея и исторического факультета Тверского госуниверситета. Расположение камней подтверждает мнение других исследователей о тяготении памятников такого рода к рекам, ручьям и другим водотокам и водоёмам.

Относительно большое количество историко-культурных камней, обнаруженных в Торжке, может настораживать, однако материалы этнографических экспедиций свидетельствуют, что почитаемые камни – не такое уж редкое явление; их, как правило, насчитывается по нескольку на каждый сельский округ, а если учесть тысячелетнюю историю Торжка, то количество 6 историко-культурных камней не покажется чрезмерным.

Классификация групп камней

Такие камни можно классифицировать по группам. Первая группа – камни-следовики, они имеют ряд разновидностей:

1) с выемками на камне в виде следов человека в обуви, без неё или следообразные выемки с неразличимыми деталями рукотворного или естественного происхождения;

2) с естественными или рукотворными выемками, похожими на следы лап и копыт животных.

Где были в Торжке обнаружены такие камни?

Камень с выемкой в форме копыта находится в г. Торжке, в середине ул. Луначарского, на левом берегу Иорданского ручья в его нижнем течении.

Это большой валун ледникового происхождения, на одной из сторон чёткий след копыта 3х4 см, материал выбран на глубину 2-2,5 см, на противоположной стороне – две сходящиеся под углом прямые, образующие фигуру, напоминающую циркуль. На вершине камня – большая выемка неправильной формы, приближающейся к овалу, приблизительно 20х30 см, глубиной 5-7 см с пробитым с одной стороны стоком.

Такие камни часто считают культовыми. Эта трактовка вполне допустима, но, например, в Тверском и Новгородском Помостье, как было установлено этнографическими экспедициями ТвГУ, пастухи выбивали такие знаки не только как обереги, долженствующие уберечь скотину, но и как хозяйственно-бытовые знаки, отмечающие пастбища, водопои и прогоны для скота. С данным камнем связана легенда о пастухе и водяном, записанная от информаторов 1915-1919 гг. рождения.

В настоящее время следов почитания камня нет. К разновидности подобных памятников относятся камни с рукотворными и естественными выемками в виде отпечатка кисти человеческой руки.

Подобный историко-культурный объект находится в г. Торжке на левом берегу Иорданского ручья, рядом с устьем.

Это сравнительно небольшой валун размерами приблизительно 50х30 см и 35-40 см высотой. На нём выбито изображение небольшой ладони («сложенной кисти»), по-видимому, детской.

Для чего делали отпечатки на камнях?

Интересно отметить, что обычай выбивать на камне отпечатки детских ладоней в натуральную величину, был зафиксирован в Помостье и Сандовском районе этнографическими экспедициями ТвГУ 1996-99 гг. Ладонь ребёнка обводилась по контуру, а потом в его пределах выбирался на небольшую глубину весь материал, иногда, когда ребёнок подрастал, операцию повторяли. Это делалось с целью поправить здоровье больного ребёнка или как профилактическая мера для здорового. Происхождение этой традиции очевидно – это попытка «подзарядить» ребёнка крепостью и долговечностью камня.

След руки в данном случае выбит в похожей манере, но получившаяся выемка ещё была подвергнута дополнительной шлифовке. По сообщениям информаторов 1922-25 гг. рождения, родители с детьми, проходя мимо этого камня, просили их приложить к нему ладонь и попросить здоровья. В настоящее время следов почитания нет.

Классификация камней по выемкам

2. Вторая группа – камни с выемками круглой, овальной или неправильной формы, – пожалуй, одна из самых больших групп памятников. Выемки могут быть очень разнообразными по глубине и размеру, а также по назначению.

Возможно нахождение на одном валуне выемок различной формы и размера. Один из таких камней находится возле истока Иорданского ручья в месте, называемом Поклонница (с этой возвышенности открывался вид на городские церкви).

Камень представляет собой большой валун ледникового происхождения размерами 1,9х1,7 м, высотой 1,3 м. На поверхности – большая выемка: 49х37 см, глубиной 13-15 см, – посередине разделённая валиком. Поверхность выемки зашлифована. Народная традиция видит в данной выемке следы ягодиц присевшего отдохнуть богатыря или святого. Существовавшая практика принесения даров камню, уходя или возвращаясь в город, прервалась в начале 60-х гг. XX века. В настоящее время следов почитания камня нет.

Подобные камни наделяли магической силой

Другой аналогичный памятник расположен в г. Торжке, на левом берегу реки Тверцы, напротив деревянной Вознесенской церкви. До 1941 г. бытовал связанный с этим камнем обычай: человек прикладывал к камню руку и просил сохранить его от утопления. В настоящее время следов почитания камня нет.

Камень представляет собой большой валун – 1,2х0,9 м, высотой 0,6 м. На боковой поверхности камня располагаются две выемки рукотворного происхождения, одна практически уничтожена, другая – почти круглая диаметром около 10 см, глубиной 4 см.

Ранее эти выемки находились на верхней части камня, но из-за строительства линии электропередач он был повален на бок и частично разрушен.

Камни с крестами и выемками

3. Интересную группу памятников представляют камни с выбитыми крестами. Кресты могут быть четырёхконечными прямыми и косыми, шестиконечными с наклонной нижней поперечной частью, восьмиконечными. Они могут располагаться на всех перечисленных выше типах валунов. Такой камень находится в г. Торжке, в среднем течении ручья Здоровец, на его правом берегу. Это большой валун размерами 1,7х1,5 м, высотой 1,2 м.

На одной из сторон выбит косой крест с двумя чертами под ним, справа выбита выемка, напоминающая по своим очертаниям наконечник копья. И крест, и наконечник копья имеют явное рукотворное происхождение. С камнем связана легенда о том, что он приплыл встречь воды и сам выбрал место, где ему встать. Камню приписывалось обладание целебной силой, традиция его почитания и принесения даров (на Георгия и на Троицу) прервалась в 1950-е годы. В настоящее время следов почитания нет, если не считать того, что кто-то регулярно обводит крест и линии под ним мелом.

Камни для ритуалов жертвоприношения

4. Камни-жертвенники – это вариант культовых камней, имеющих кровостоки и использовавшихся для умерщвления, – очень редкий тип памятника. Такой камень (60х50 см, высота 60 см – рис. 9) находился возле истока ручья Здоровец. На нём имелось чашевидное углубление размерами 30х40 см, глубиной 5-7 см с канавками – предположительно кровостоками (и выемка и канавки являются рукотворными) – и поперечными зарубками, оставленными режущим или рубящим орудием.

Традиция почитания камня в виде принесения ему даров, по сообщениям информаторов, просуществовала до 70-х гг. XX века. Следовательно, можно сделать вывод, что когда-то этот валун выполнял культовые функции. К сожалению, камень вывезен в неизвестном направлении.

Введение в научный оборот такой интересной группы археолого-этнографических источников происходит медленно, но в настоящее время создались благоприятные условия для накопления систематического материала и каталогизации историко-культурных камней, на основании которых впоследствии можно будет сделать более общие и научно обоснованные выводы. Также необходимо присвоение историко-культурным камням статуса охраняемых памятников (объектов культурного наследия), дабы воспрепятствовать их уничтожению.

Хочется отметить, что данная публикация была сделана в 2015 году, и вероятность того, что местонахождение описанных камней не изменилось маловероятно.

Нам известно лишь о расположении камня с ладонью младенца – сейчас он установлен на территории ВИЭМ и является частью экспозиции в Новоторжском кремле.

Об остальных камнях ничего не известно.

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от 16.10.2009

[видео]

Велемир — История эволюции русского язычества

Лекция школы "Русская Традиция" от 19.12.2009

[видео]

Велеслав — Язычество и сатанизм

Поиск

Журнал Родноверие