Тот самый «Дзед»
На территории Беларуси — сотни удивительных камней. Они овеяны древними легендами, им приписывают способность исцелять тяжелые недуги, исполнять желания.
В центре Минска на месте древнего языческого капища, которое существовало до начала XX века, на берегу Свислочи лежал знаменитый валун Дзед: ему поклонялись, приносили дары, его молили о помощи. Девушки украшали его собственноручно вытканными рушниками, выливали на него мед и молоко, просили о женихах и здоровых детях. Считалось, что Дзед помогает и при бесплодии. Потом этот камень перевезли в Музей валунов. И спустя несколько десятилетий он оброс новой мифологией. Сегодня его называют Камнем желаний.
В Музей валунов в Минске свезли много замечательных валунов со всей Беларуси. Но еще больше их, к счастью, осталось на исконных местах. Овеянные легендами, такие камни давно привлекают внимание ученых, ведь они могут указать на языческие капища. А иным исследователям хочется найти научное объяснение удивительным свойствам этих творений природы.
— Камни в традиционной культуре белорусов всегда считались неотъемлемой частью ландшафта, — говорит в беседе с корреспондентом агентства «Минск-Новости» заведующая отделом фольклористики и культуры славянских народов Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси доктор филологических наук Татьяна Володина. — Согласно народным представлениям, свою святость и силу они могли проявлять только в конкретном месте, а при перемещении теряли их. Существует целый ряд преданий о том, какие наказания посылались тем, кто пытался перевезти сакральные камни. Например, в Октябрьском районе Гомельской области рассказывают историю о том, как местный житель решил спрятать святой камень под фундамент своего дома. Сразу же ему стали сниться кошмары, и, испугавшись, мужчина вернул камень обратно. Другие легенды утверждают, что за подобные деяния в дома таких людей обычно ударяет молния и уничтожает их.
Больше всего валунов с историей на северо-западе Беларуси: в Витебской, Гродненской, части Минской областей. Различают сакральные, культовые камни, камни-следовики, камни-портные и сапожники и прочие. Обычно чем больше камень и чем необычнее его форма, тем более удивительными способностями его наделяют.
Сакральные и культовые камни
Сакральные камни часто имеют имя, с ними связаны легенды, предания, они включены в ментальное пространство местных жителей. А с культовыми обязательно связаны ритуальные действия: моления, просьбы, приношения даров. Некоторые исследователи утверждают, что таких объектов на территории Беларуси около 500.
Одним из чудес Гродненской области считают Невестин камень в Ошмянском районе. По одной из легенд местная девушка бросилась в полноводный тогда ров, который когда-то здесь был, за своим утопающим женихом. Вода тут же высохла, а слезы невесты превратились в камень. Если верить другому преданию, камень появился на месте языческого капища, где в дохристианские времена вступали в брак. А еще есть версия, будто под этим валуном похоронена послушница, которая молилась Богу за женщин и их счастье в браке. К Невестиному камню издавна обращались за помощью бесплодные женщины, а молодожены накануне свадьбы просили у него согласия в семейной жизни. И сегодня нет недостатка в свидетелях тех чудес, которые творит Невестин камень. Возле него всегда много пожертвований. Здесь даже проводят свадьбы.
Рядом с деревней Горка в Дятловском районе из камней образовалась арка, которую называют каменными воротами или поклонными камнями. Утверждают, что если проползешь под этой аркой, избавишься от любых хворей. Местные жители рассказывают, что раньше взрослые могли пройти под этими воротами в полный рост. Но с тех пор как один барин, желая излечить слепую собаку, провел ее под камнями и тем самым нарушил правило не допускать сюда животных, валуны стали оседать и уходить в землю.
Поклонные камни
Один из самых старых сохранившихся на территории Беларуси объектов — находящийся в Полоцке Борисов камень восьми метров в окружности. Долгое время он лежал на дне Западной Двины около деревни Подкостельцы в 5 км от Полоцка и появлялся из воды только в засушливые годы. В 1981 году валун перевезли в Полоцк и установили около Софийского собора.
Борисов камень возле Софийского собора
Все, кто бывал рядом с этим камнем, сходятся во мнении: рядом с ним ощущается особая удивительная атмосфера, оттуда не хочется уходить.
К Туровским крестам и сегодня приезжают паломники не только со всей Беларуси, но и из других стран. По легенде сразу после крещения Руси из Киева в Туров по Днепру и Припяти против течения приплыли кресты. Когда люди вытащили их на берег, «вода сделалась кровью». До 30-х годов XX века они стояли на открытом месте. При советской власти их намеревались взорвать. К счастью, этого не удалось сделать. Часть крестов (а всего их было 12 по числу апостолов) закопали, часть — утопили в реке, а часть пропала. Один из наиболее почитаемых крестов стоит в Турове на Борисоглебском кладбище. Его удивительная особенность в том, что он растет как ввысь, так и вширь.
Туровский крест
Камни-следовики
К числу сакральных относят и многие камни-следовики. Считается, что на них оставили следы Иисус Христос, Богородица, святой Николай. Но есть среди них и такие, которые народная молва связывает с представителями нечистой силы, например с чертом. Согласно преданиям следовики появились во времена сотворения мира: тогда камни были мягкими и обладали способностью расти. По ним ходили, как по траве. Но однажды Матерь Божия ударила о камень ногу, и с тех пор валуны перестали расти.
В углубления, которые напоминают след ноги или руки, часто кладут пожертвования: монетки, конфеты, фрукты. Считается, что вода, которая собиралась в этих выемках после дождей, обладает целительной силой, особенно при болезнях глаз.
Валун в деревне Сенежицы Новогрудского района сохранил след и Богородицы, и черта, который за ней гнался. За годы почитания камня сформировалась традиция: целовать след Пресвятой Девы, а в углубление от копыта нечистого — плевать.
А вот о Чёртовых камнях (в Воложинском, Кореличском и других районах) говорят, будто на них по ночам танцуют черти. О подобных валунах распространена такая легенда. Черт катит ночью камень, чтобы завалить двери храма. Но неожиданно поет петух, валун падает, и с тех пор о нем идет дурная слава. Советуют обходить Чертовы камни стороной: рассказывают, что возле них по ночам бродят привидения, светятся огоньки. К разряду Чертовых относят и Большой камень, что недалеко от деревни Горки Шумилинского района Витебской области. Этот валун считается самым большим на территории Беларуси. Идет молва, будто, увидев его, путник обязательно начнет плутать и в результате вернется на прежнее место.
Большой камень в Шумилинском районе — самый большой валун Беларуси
Окаменевшие из-за проклятий
Есть на территории Беларуси десятки валунов, которые, согласно преданиям, в далекие времена были людьми, а в камни превратились в результате проклятий или за нарушения предписанных правил поведения, например, за работу на Пасху. Примером может служить Каменная девочка в Лельчицком районе Гомельской области. По легенде мать с дочкой Евой жала в поле. Надвигалась гроза. Девочка капризничала, не хотела помогать, и мать в сердцах сказала: «Чтоб ты камнем стала». Так и случилось. С той поры к окаменевшей девочке началось настоящее паломничество. Этот камень и сегодня в Великую субботу наряжают в праздничные одежды. А рано утром в Пасхальное воскресенье к Каменной девочке идут все жители деревни, просят Еву о самом заветном, приносят дары, поют «Христос воскресе!» и идут в церковь. Этот обрядовый комплекс — пример сочетания дохристианских и христианских традиций.
В верховьях Вилии в Докшицком районе лежит Стёп-камень. По преданию крестьянин Степан взялся пахать на Пасху. Жена (по одной версии Ульяна, по другой — Кулина) принесла ему в поле обед, неожиданно начала ругаться и выпалила: «Чтоб ты камнем стал!» А он в ответ: «Чтоб ты рекой разлилась» (по другой версии, «Чтоб ты сосной обернулась»). И проклятия сбылись: Степан окаменел, а жена превратилась в реку (по другой версии, на ее месте выросла сосна).
Стёп-камень в Докшицком районе
В камни могли превратиться и целые проклятые свадьбы. Это случалось обычно в тех случаях, когда на свадьбу не звали колдуна и он в отместку насылал на жениха, невесту, сватов и гостей проклятие. Такие поверья ходят в народе о камнях, расположенных возле деревни Збляны Лидского, деревни Новоселки Волковысского и деревни Теляхи Столбцовского районов.
Камни-портные и камни-сапожники
Предания о камнях-портных и камнях-сапожниках встречаются преимущественно на северо-западе Беларуси. Согласно легендам в таких камнях живут вечные портные или сапожники, которые за небольшую плату могут смастерить одежду или сапоги. Носить такие вещи можно, но вот переступать в них порог храма запрещено, иначе они развалятся.
К камням-сапожникам относят крупнейший валун Вилейщины — Гомсин камень. Говорят, на его месте когда-то стоял дом сапожника Гомсина, который ни во что не верил, не ходил в церковь и не обращал внимания на праздники. И вот на Пасху, когда все односельчане отправились в храм, Гомсин решил вместо одной пары обуви сшить две. Когда односельчане возвращались из церкви, Гомсин все еще трудился. Только они приблизились к его дому, в чистом небе появилась туча, хлынул дождь, загремел гром и ударила молния. Пораженные и испуганные люди упали на колени. А когда все стихло, вместо дома Гомсина они увидели огромный камень. Утверждают, что и сегодня, прислонившись к валуну, можно услышать удары молоточка.
Гомсин камень
О Змеевом камне, что в полутора километрах от деревни Гоголевка Чашникского района, рассказывают, будто жил здесь змей, который шил отличную одежду. И вот этот искуситель влюбился в местную девушку и стал являться на свидания с ней в образе привлекательного юноши. Однажды он задремал, попросив разбудить, когда будет приближаться гроза. Но девушка, желая избавиться от странного спутника, не выполнила его просьбу. Начал греметь гром, юноша проснулся, превратился в змея и полетел над Лукомльским озером. Но тут загремел гром, и пораженный им змей упал в озеро. Трое суток не утихал дождь, пока люди не догадались закопать змея. Однако и после этого часто выползал из-под земли вурдалак и вызывал ливни. Наконец мудрый старец посоветовал засыпать гада землей, принесенной малыми детьми. И с тех пор успокоился змей. Молва гласит, что Змеев камень отбивает тягу к спиртному.
Камень нужно уважать и не нужно обижать
По словам Татьяны Володиной, традиция почитания камней дохристианская. Но христианская церковь в определенной степени включила этот культ в свои религиозные практики. Рядом с некоторыми сакральными камнями стоят кресты. В некоторых костелах и церквах возле алтаря можно заметить камни-следовики. Однако в современном мире остается открытым вопрос: кому молится человек возле камня — валуну, человеку, который превратился в него, или Богу?
Придерживаясь исконно белорусского взгляда на камень как живое, одушевленное творение, Татьяна Васильевна не одобряет распространенную нынче практику разрисовывать придорожные, а тем более сакральные и культовые камни.
— В Лепельском районе есть удивительно красивый Рябиновый камень, — приводит она пример. — Кто-то на его верхней части масляными красками изобразил икону. Спустя некоторое время неоязычники ее выжгли, и там образовалось черное уродливое пятно. Конечно, с тех пор, как я там была, камень наверняка уже обновился. Но, на мой взгляд, и те, и другие действия неправильны. Гораздо лучше относиться к камню с уважением и почитанием, как партнеру и другу на нашей общей земле.
Рябиновый камень в Лепельском районе
Лучше на камнях не писать