Фото: предоставлено автором
В черной сутане, опоясанный парамантом, неторопливой благородной походкой, ранним утром весеннего месяца травеня, 6845 года от сотворения мира, на гору Маковец, обтекаемую рекой Кончурой и окруженную лесом, взошел монах Сергий, прозвищем – Радонежский.
Более всего на свете он желал посвятить себя служению Богу и людям. И вот его мечта сбылась. Он стоит на вершине холма, на том месте, где еще недавно стояло капище. Этот холм будет очищен от старых верований. Именно здесь Сергий пожелал создать духовный центр разрозненной Русской земли. И ему это удалось.
Всем известно, что в Волго-Окском междуречье бок о бок жили славянское племя вятичей, и финно-угорские племена меря и мурома. Неудивительно, что названия городов и сел Московского региона, включая и саму Москву, носят на себе отпечаток этих двух народностей. В наших краях, до принятия христианства было развито славянское язычество западного образца. А именно, существовало поклонение трем основным богам – Свентовиту, Белбогу и Чернобогу. К моменту переселения семьи боярина Кирилла в Радонеж эти культы еще были живы. Поэтому, когда Варфоломей возжелал пустынножительства, его целью было не только личное спасение, но очищение местных земель от языческих верований. Было целых три капища упомянутым богам.
«В двух верстах от Воздвиженского, – писал исследователь И. М. Снегирев в 1856 г. – есть в сосновом бору бугор, называемый Белые Боги; по свидетельству тамошних старожилов, там, в овраге лежали какие-то камни, недавно снятые для искания под ними клада, а старое предание говорит, будто бы преподобный Сергий там водрузил каменный крест на месте каких-то истуканов, коим поклонялись окрестные жители»
По археологическим раскопкам А. Б. Липкина было найдено и второе капище, посвященное Чернобогу. Оно находится в селении Могильцы.
А вот капище Свентовита судя по всему располагалось на горе Маковец.
И как сказано в житии преподобного Сергия:
«Это место было Самим Богом предназначено к устроению обители: над ним и прежде видели достойные люди – одни свет, другие огонь, а иные ощущали благоухание».
Братья Стефан и Варфоломей первым делом очистили это место и соорудили небольшую деревянную церковь. Когда стал вопрос об ее освящении, то решили посвятить ее Троице. Для многих сейчас это покажется естественным, но не в означенные времена. Так уж повелось на Руси, что первые церкви святили в честь Софии Премудрости Божией (вспомните церкви в Киеве и Новгороде). Затем храмы освящали в честь Успения Божией Матери, как это было сделано во Владимире или Москве. А тут вдруг такое необычное предложение.
Сергий Радонежский не зря избрал Троицу. Ведь Троичное Божество – символ согласного сосуществования трех Лиц при единой природе. Многим это кажется непонятным и нелогичным, оттого у нас так много сомневающихся в вере людей. Но если отложить в сторону религию и призвать на помощь простую математику, может тогда станет понятнее. Представьте себе самый простой математический объект – точку. Много ли можно фигур создать, опираясь на нее? Вы скажете, пожалуй, что нет. И все же попробуем. Если представить точку в протяжении получится луч. Если начать вращать луч можно получить круг. А если его преломлять, то получим угол и треугольник. Согласитесь, неожиданная вариативность? Добавьте еще одну точку. И фигуры станут сложнее. Появятся квадрат, ромб, параллелепипед, многогранник, эллипс и т. д. Но это мы еще в системе двух координат – декартовских «x» и «y». Ну, и наконец, установим третью точку и сразу же переместимся в сферическое пространство. У нас появилась третья координата – глубина («z»). А теперь скажем проще о сложном: Бог есть Троица, потому что Он – высшая мера объема. Он – есть все и все собой наполняет. Мы, люди, как его подобие раскрываемся в Нем, на Его координатах.
Уместно будет вспомнить слова апостола Петра:
«Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены» (1 Петр. 2, 6 – 8)
Триединство русской идеи было отражено и в национальной парадигме:
«Православие, Самодержавие и Народность»
Существует такая присказка, кстати, произнесенная Наполеоном:
«Киев – это ноги России, Санкт-Петербург – голова, Москва – сердце, а душа у русских – в Лавре (Сергиевом Посаде)»
Добавим к этому слова священника Павла Флоренского:
«Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а, чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, «чудного старца, святого Сергия», как свидетельствуют о нем его современники»
Лавра и посад, возникший вокруг нее, представляли ранее из себя солярное строение. То есть в центре находиться крепость-монастырь и от него как от солнца исходят лучи (дороги) в разные стороны, соединяясь кольцевыми перемычками. Так строились все русские города. Увы, теперь это тоже история. Наши города стали строить на европейский лад, кварталами, с дорогами под прямым углом. Мы слишком быстро забываем наши традиции, корни. Вот почему нужен кто-то, или что-то, который сохранит для нас в будущем эти знания.
Лавра – вот хранительница наших традиций, культуры, самосознания. Все здесь очень органично. Тут – дело совсем не в красоте и эстетике, а в чувстве истории, в ощущении народного духа.
Вот еще одно высказывание Павла Флоренского:
«Здесь, в Лавре именно, хотя и непонятно как, слагается то, что в высшем смысле должно называться общественным мнением, здесь рождаются приговоры истории, здесь осуществляется всенародный и, вместе, абсолютный суд над всеми сторонами русской жизни. Здесь ощутительнее, чем где-либо, пульс русской истории, здесь собрано наиболее нервных, чувствующих и двигательных окончаний, здесь Россия ощущается как целое»
Русская культура не может существовать отдельно от Православия. Это безумие отсекать нашу религию от культуры. Ведь даже наш алфавит несет на себе отпечаток церковности. Без принятия абсолютной ценности культура не может воплощаться в материю. Взгляните на современное состояние культуры, она в упадке, потому что оторвана от своего корня. Это точно не похоже на живое дыхание, скорее на спонтанные выхлопы газа.
В Лавре находится до сих пор функционирующее самое первое высшее учебное заведение России – Московская духовная академия, которая была основана еще в 1687 году. Здесь же существуют серьезные школы иконописи, шитья, пения, книгоиздательства. Также стоит сказать о великолепном собрании древнерусских рукописных текстов в архивах Лавры, и о большой библиотеке и церковно-археологическом кабинете Московской духовной Академии.
А теперь зададимся вопросом, если Лавра – центр духовности современной России, почему же тогда она совсем заброшена местными жителями. Наверное, это прозвучит дико, но огромное количество жителей Сергиева Посада ни разу за всю свою жизнь не было в Лавре. И здесь снова придется окунуться в историю. Это не их вина. Во времена Советов, власть понимала значение Лавры и потому, чтобы стереть навсегда из памяти людской это место сделало две вещи: во-первых, где-то силой убеждения, а где-то через расстрел и лагеря фактически истребило старожилов города Сергиева; а, во-вторых, переименовала в 1930 годы город Сергиев в Загорск, в честь человека, который пусть и оставил свой след в революционной истории России, но совершенно не имеет никакого отношения к этой местности. Освободившиеся дома были отданы специально присланным в город активным атеистам и ответственным комсомольцам, которых предупредили, чтобы они и шагу не смели ступать в Лавру. Вот уже, сколько лет прошло? Почти столетие. Уже внуки и правнуки народились у этих людей, а в Лавру не ходят. На дворе новый век, свобода религиозного вероисповедания закреплена на законодательном уровне, а результат плачевный. Можно только позавидовать этому постоянству (упрямству), или посочувствовать. Тут уж каждый решает сам для себя. Кажется, пришло время пересмотреть свои позиции и вернуться туда, где начиналась история. Где находится краеугольный камень нашей веры.