Удивительный лес в окрестностях поселка Передовой буквально усыпан легендами чувашского народа, хотя появились они в этих местах сравнительно недавно. Дело в том, что в середине 17-го века шло активное строительство так называемых засечных черт, а местное население было крайне малочисленно и пряталось по лесам.
В результате на новое место были переселены народы из самых разных губерний Российской империи. Было среди переселенцев и большое количество чувашей, в число которых входили не только строители, но и служивые люди. Впоследствии они так и остались на новых землях, частично перенеся свои верования. Одним из таких центров чувашской культуры стало село Смолькино, ранее Симбирской губернии, а сейчас Самарской области.
Чуваши и так народ с огромной языческой культурой, но в здешних местах они столкнулись со столь необычными явлениями, что местный фольклор насытился новыми образами, превратившись в невероятную сказку-быль.
Рачеевские скалы
Каменные гряды в окрестностях села Смолькино, поселков Передовой, Гремячий, поселения Вице-Смильтэнэ называются Рачеевскими скалами по названию самого крупного села в округе – Старой Рачеевки. Эти гряды неравномерно расположены совершенно в разных местах и тянутся иногда на десятки километров. А по поводу их образования есть местная легенда:
«Когда-то давным-давно здесь родилась девочка, которая выросла и стала невероятной красавицей. Про неё прослышали два местных брата-богатыря, которые вместе и зверя ловили, и мед собирали. Увидев юную красавицу, оба влюбились в неё, но уступать другу никто не собирался. Собрав рати, богатыри бросились в бой насмерть друг с другом, но между бойцами бросилась красавица и легла на землю, разметав свои крепкие косы. Вот так появились эти скалы, утесы и пригорки, а между ними течет река…».
Мы подъезжаем в поселок Передовой, где на окраине находится один из отрогов Рачеевских скал.
Киремит (языческое святилище) 53°23′01.8″N 48°17′51.4″E
Всего в 350 метрах от поселка на горе начинаются первые камни. В самом начале это хаотически разбросанные булыжники, но стоит чуть углубиться по склону, и встречается очень интересная поляна, которая представляет собой старинное языческое святилище, или по-чувашски – киремет. Дело в том, что издавна чуваши были лесными жителями и считали природу главным божеством, с которым надо общаться в особенных священных местах. Эти места и назывались киремет. Но само понятие киремет чрезвычайно сложное: так назывались и священные рощи, и добрый дух, и злой дух, и жертвенник. Удивительно, но в традиции нет различий ни злому, ни доброму духу по степени почитания и форме жертвоприношения. Да и существенных различий-то нет – все равно нужно договориться с лесом, природой, защитить от болезней членов семьи и скот… Это священное место посещалось нечасто, всего несколько раз в году в большие праздники, что сопровождалось жертвоприношением животных.
Киремет не имел стандартной конфигурации. Но чаще всего это был четырехугольный участок, обнесенный деревянным забором в рост человека или обложенный каменной оградой. Здесь имелось три входа – в восточной, северной и западной сторонах ограды. Северная калитка была обращена к речке или ручью, в нее носили воду. В восточную загоняли животных, а в западную заходили люди. В центре росло одно или несколько священных деревьев. Около северного входа располагались столы для разделки животных, у западного входа имелось строение или навес, открытый с восточной стороны. Под ним устанавливались столы, накрытые скатертями, рядом раскладывали костры для варки жертвенной пищи.
Остатки подобного сооружения хорошо просматриваются и сейчас: сохранилась и часть каменной ограды, и жертвенный стол, и даже деревце растет, все увешанное ленточками. Конечно, эта молоденькая березка мало напоминает священное дерево, но дело здесь немного в другом. Старинное священное дерево (скорее всего, дуб) погибло при страшном пожаре в двадцатые годы 20-го века, когда практически все окрестные леса выгорели. И вот, спустя почти 100 лет на этом месте вновь появился росток. Это многие связали с возвращением духа на родину.
Впрочем, нынешние туристы совсем невежественно подходят к этому священному месту. Стол, где приносились кровавые жертвы, превратился в «камень желаний», где надо посидеть, загадать желание и повязать ленточку на священное дерево. Так и хочется спросить: «Неужели не страшно, что если вас услышат, то просто заберут вашу душу (а может и жизнь), так же, как потеряли их сотни жертвенных баранов». Древние чуваши очень почитали места обитания духов киремет. Мимо них старались лишний раз не проходить, там нельзя было ругаться, кричать, совершать что-то непристойное. Считалось, что за это киремет может наказать человека болезнью. (И это не только из-за страха наказания, но и из уважения к месту обитания духа).
Пройдем еще пару сотен метров по гряде — и вновь столкнемся с интересным местом. Здесь очень большая плотность камней самой причудливой формы, но самой интересной является скала, которая стоит, опираясь на огромный валун, и образует подобие дома. Это место называлось Домом йубейдэ.
Дом йубейдэ. 53°23′04.8″N 48°17′37.8″E
Это каменное сооружение, действительно, необычное – сложно избавиться от впечатления, что опорный камушек был буквально подставлен, чтобы создать маленький домик с двумя входами. Впрочем, через эти входы спокойно может пройти и взрослый человек. Еще одной интересной особенностью является плоская «крыша» домика, с которой открывается великолепный вид на окрестности. Ну просто идеальная смотровая точка. Именно здесь, особенно в 20-е годы прошлого века, часто встречали загадочное существо, которое местные жители называли йубейдэ, а около камня находили его шерсть. Считается, что один из йубейдэ, который жил в этом месте, вычесывался о стены и озирал окрестности с его вершины.
Кто же такие йубейдэ? Это странное существо, ходящее на задних ногах, было совсем небольшого роста, около метра в высоту, но обладало невероятной физической силой. Оно было полностью покрыто густой шерстью и было чем-то средним между человеком, обезьяной и медведем. Некоторые очевидцы описывают йубейдэ как небольшого лохматого человека с крыльями и лицом филина, хотя возможно, что это совершенно разные существа, попавшие под одно название. Кстати, существует интересная легенда: «Йубейде обожал кататься на лошадях. Один чуваш, заметив, что конь возвращается с пастбища весь в мыле, решил поймать неведомого наездника. Для этого он обмазал спину коня густым дегтем. Какого же его было удивление, когда утром лошадь принесла на своей спине маленького лохматого всадника, похожего на обезьяну, который намертво прилип густой шерстью к коню. Но мужик окончательно обалдел, когда йубейдэ заговорил с ним по-чувашски: «Отпусти меня. У тебя есть дети и у меня тоже есть дети. Они ждут». Испуганный мужик отпустил неожиданного гостя, а тот больше не трогал его скотину». От себя замечу, что рассказы про йубейдэ встречаются в нескольких местах Самарской и Ульяновской областей, разнесенных на сотни километров друг от друга. Удивительно другое – чуваши не причисляли йубейдэ ни к богам, ни к духам (а пантеон языческих богов составлял более двух сотен имен), а относили его именно к реальному живому народу, встречи с которым они опасались. И у этого народа даже были свои священные места. Именно к такому необычному месту мы и отправляемся далее по горе.
Святилище «Йубейдэ-Тяуле» («Чертов палец») и лабиринта, картинка летающих шаров) 53°23′04.8″N 48°17′13.7″E
Когда подходишь к этому месту, до последнего момента не видно ничего особенного. Но вдруг на небольшой полянке появляется выложенный из камушков лабиринт, а за ним обрывистый склон. И только выйдя на склон, ты просто начинаешь пребывать в восторге от увиденного: громадные валуны врезаются в почти отвесную песчаную стену, слева каменный постамент, похожий на «язык тролля» в Норвегии, невероятные просторы окрестных лесов, а внизу воткнута огромная почти прямоугольная скала с выступом на вершине. Именно эта скала и называется Святилище «Йубейдэ-Тяуле», что можно перевести как «скала йубейдэ», а по-русски это место прозвано «Чертов палец». Считается, что это место обладает огромной «нечистой силой», где проводил свои ритуалы «лесной народ» йубейдэ. Именно вокруг этого камня они водили свои хороводы, приносили кровавые жертвы, пели песни и заклинания. Для местных жителей это место считалось очень опасным, и сюда старались не заходить.
Тем более что здесь же происходили и происходят сейчас и другие необычные явления, с которыми сталкивался почти каждый житель окрестностей. Чуваши называют его «патавка-бусь», что означает «огненный шар». Это шары размером около двух метров с небольшим хвостиком. Они летают над всеми окрестными горами, по рассказам, обычно летают медленно и недалеко от поверхности земли. Иногда шар надолго останавливается над тем или иным местом, и там, где завис огненный пришелец, в земле образовывается яма. Считается, что эти шары имеют разум. Но есть и совсем необычная легенда, что иногда такие шары превращаются в мужчин, которые приходили в деревни, чтобы соблазнить местных женщин. От такой связи нередко рождались дети. Часть детей сразу умирали, а другие очень быстро росли и как только начинали ходить, убегали в ближайший лес и никогда не возвращались.
Удивительно, но и до сих пор это место невероятно популярно в среде эзотериков, новых язычников и сатанистов, которые проводят здесь свои ритуалы. Многие считают, что в этом месте надо загадывать плохие желания (например, желать болезни врагу) и злые духи места его исполнят. Другие же считают, что камень этот удивительной силы и видит душу человека. На одних он нагоняет страх, другим дает видения, третьи покой души приобретают, а со многих камень снимает усталость и погружает в странную эйфорию. Неудивительно, но многие люди, посетившие святилище, вновь хотят сюда вернуться.
До следующей точки маршрута придется прогуляться подольше. В одном из оврагов находится один из красивейших природных объектов – водопад «Девичьи слезы».
Водопады «Девичьи слезы» и «Мужские слезы» 53°23′46.6″N 48°15′36.1″E и 53°23′43.1″N 48°15′41.9″E
Это место особенно красочно зимой и весной, когда струйки воды превращаются в ледяные сталактиты, за стеной из которых спряталась большая пещера.
Легенда гласит, что в окрестных лесах водилась лихая шайка разбойников. Они не только грабили и часто убивали купцов, но и нападали на деревни и села. Молодых девушек они увозили с собой. И больше их никогда и никто не видел. Селяне не раз пытались проследить, куда прячется банда, но это долго не удавалось. И однажды одному человеку улыбнулась удача: он увидел, как шайка на тройках лошадей приехала в овраг к каменной плите, с которой стекали струи воды. Перед входом вожак вышел и прочитал заклятие, после которого вода и стена растворились, и разбойники проехали внутрь вместе с похищенными девицами и награбленным добром. Собрав смелых мужиков, вооружившись, селянин вновь пришел в заветное место. Он даже прочитал услышанное заклинание, но врата так и остались закрытыми. То ли заклинание перепутал, то ли духу он не понравился, но вернуть ничего не получилось. Впрочем, и шайка пропала навсегда. С тех пор народ ходит в это место и пытается прорыть ход к сказочным богатствам подземного мира, но так никто и ничего не нашел. А водопад прозвали «Девичьи слезы», в память о пропавших здесь девицах.
Кстати, если спуститься на пару сотен метров вниз по оврагу, то можно увидеть еще один водопадик с пещерой. Раньше и его называли «Девичьи слезы», но сейчас его чаще кличут «Мужскими слезами». Вода капает с камней очень тоненькими и редкими струйками, часто пересыхая. На фоне главного водопада эти струйки кажутся очень скупыми, как и бывают скупыми мужские слезы.
Вот и завершилось наше путешествие в мир чувашских преданий, легенд и невероятной природной красоты. Верить или нет – дело каждого, но, как говорится, нет дыма без огня.