Впечатления и размышления краеведа после посещения Конь-Камня — возможно, уникального мегалитического комплекса средней полосы России. А также описание способа, как к нему добраться. Фото автора.

Описание

Научное определение: Конь-Камень – причудливое, по-видимому, природное нагромождение глыб кварцитовидного песчаника из аптского яруса на склоне долины Красивой Мечи (''Недра Тульской земли'' ред. Сычев В.В. изд. ''Гриф и Ко'' 1997г.)

Личное впечатление от увиденного

На первый взгляд Конь-Камень, со стороны, обращенной к Красивой Мече, показался мне перевернутой черепахой, втянувшей шею и лапы, упавшей на камни, откуда-то сверху. С другой же стороны камень действительно походит на коня, вернее на его тело- без головы, хвоста и ног. Разбросанные вокруг каменные глыбы, лежат хаотично, не имея логической связи между собой и какого-либо геометрического построения. Даже если и предположить, что камни лежали каким-то другим образом, восстановить изначальное их положение не имеет возможности.

Когда приглядываешься повнимательней к основному каменному массиву и к окружающим глыбам, то возникает ощущение их сопричастности друг другу, будто они были отделены друг от друга и разбросаны по сторонам. Поднявшись на один из ближайших камней, а потом и на самого Коня, отчетливо виден поперечный разлом, похожий на след топора, рубившего тушу пополам, но так и не закончившего свое дело.

На Коне и на камнях вокруг заметны множество ямок – отверстий, а так же углублений, походящих на следы от ступней. После дождя в эти естественных нишах скапливается вода. Природное происхождение некоторых из них у меня вызывает сомнение.

QEz gDE9zhE

Впечатление от увиденного

Будучи некогда монолитом, Конь-Камень, имевший все части тела животного был расчленен. Природным ли путем или нет, сказать трудно. Возможно когда-то плотно спрессованная стена песчаника при сползании берегового склона, от воздействия грунтовых вод, обнажилась, подобно Красной Горе под д. Красногорское, а затем выветривание и дождевые воды разрушили основательность породы и обнажили её настоящую форму.

Разумеется, без воздействия человека здесь не обошлось, отдельно стоящий каменный монолит не мог не привлечь внимание людей, тем более столь интересной формы. Сохранилась повествование о том, что камень расчленяли умышленно, для того чтобы уничтожить место языческого поклонения.

О том, был ли Конь-Камень вознесен на свое нынешнее основание (Конь стоит на трех валунах) людьми, и подвергались ли камни вокруг каким-либо перемещениям остается вопросом. Некоторые исследователи находят объяснение положения камней, начиная от предположения, что Конь-Камень – это каменная обсерватория и заканчивая тем, что Он – это разрушенный Стоун Хэндж.

Интересным вопросом для меня остается причина появления коровьих костей и углей от размытого костра, обнаруженных возле камней, в особенности тогда, когда всеми признана победа христианства над язычеством. Местные жители ни как не комментируют эти явления: ''Многие на камень посмотреть ходят, разные люди, разное случается, — типичный ответ в этом случае, — а можь собаки коровятину на холм отнесли'' (Следов зубов на костях не обнаружено).

Размышления над увиденным

Конь, несомненно, священное животное у многих народов, он сопровождает человека от рождения до смерти, он встречает его в загробном мире, он слуга Богов и людей. Изображения этих животных почитались столь же свято, как и их самих. С конями связано масса поверий, преданий, суеверий и предрассудков. В истории человечества они сыграли немаловажную роль.

Мной было изучено множество обрядов, в которых конь был одним из действующих элементов действия. Конь в них представал в разных обличиях: проводник души умершего в загробный мир, слуга проведения Божского (конь использовался в гадании), конь – оберег места, конь – жертва. На последней представленной роли коня стоит остановится подробней, ведь именно с ней у меня возникли ассоциации в момент, когда я увидел Конь-Камень.

В древнем писании Вед говорится об обряде жертвоприношения коня – ашвамедха, которому предавалось огромное мистическое значение. Он играл существенную роль в жизни государства, его благосостояния, обороноспособности и защите его от стихийных бедствий. Процедура ашвамедхи заключалась в том, что специально отобранного и выращенного коня убивали, его тело расчленялось на части, каждая часть имела свое отдельное значение. В священных текстах Упанишад говорится: “Спина коня – небо; брюхо – воздушное пространство; пах коня – земля; его бока – стороны света…”

Не буду утверждать, но в Конь-Камне, с моей точки зрения, четко прочитывается ритуальное приношение коня, его ориентация в пространстве не случайна, отдельные камни вокруг Коня почитались не меньше, чем сам Конь, они являлись неотъемлемой частью обряда. Использовались ли камни, как обсерватория, подтвердить не берусь, но то, что пространство вокруг было особым образом сакрализировано, не оставляет сомнений.

Фантазии на тему

Представляются мне жрецы, пришедшие к Конь-Камню на рассвете, а с ними и люд, тот, что живет в поселении неподалеку. В руках жрецы держат ритуальные предметы, главный жрец несет священную чашу, предназначенную для поения Коня. Жрецы не видят в Коне камня, для них он живой. Они обходят камень несколько раз и замирают в ожидании рассвета, каждый, заняв определенное для него место. Главный жрец стоит в головной части. Из-за холма появляется первый луч солнца, народ оживляется. Главный жрец воздевает чашу кверху, так чтобы луч коснулся её и ставит перед Конем. Остальные воздевают руки вверх, молятся или поют, священники кропят коня водой и медом, умасливая его. На вечерней заре обряд повторяется только с другой стороны.[Составлено на основании обряда описанного в Упанишадах]

Маршрут

Пункт назначения д. Козье, Ефремовского р-на, Тульской обл. Прежде чем добраться до искомого места, необходимо определится со временем которое бы вы хотели потратить на экспедицию. Самый быстрый вариант — Вы выезжаете из Москвы, без пересадок до г. Ефремова, на любом автобусе (это значительней проще чем на поезде) идущим по направлению: Липецк, Таганрог, Воронеж. Таким образом, в течении шести – семи часов, вы будете на три четверти пути ближе к камню.

Ваш маршрут получится длинней, если на пути остановиться в г. Туле, посетив его достопримечательности. Вдвое длинней путь окажется, если проехать в Тулу через Калугу, не забыв осмотреть интересные места этого города.

Если, не смотря ни на что, поездом или автобусом, на машине или автостопом, до г. Ефремова, в зависимости от того как вы хотите продолжать свой путь дальше, вам следует попасть на его Красную площадь – центральную площадь города или дождаться автобуса, идущего в сторону совхоза Козьминский, а там спросить дорогу на Козье, можно по дороге, а можно и через поле к д. Солдатское, так и так идти долго (на ефремовском такси тел. 005 с вас возьмут 250р., частники 400р.). От площади вниз идет дорога к реке Красивая Меча, через Стрелецкий мост, за город. Эта дорога на Шилово, вам не следует ехать до него, а следует повернуть на право, возле совхоза Козьминский, в сторону д. Вязово или Базы отдыха (бывший пионер лагерь). Проехав около двенадцати километров, мимо деревень: Вязово, Солдатское и Костомарово, вы попадете в д. Красногорское, достопримечательным местом которого является Красная Гора, что будет видна по левую сторону от дороги на д. Козье. Это место выхода пород песчанника, на возвышенном берегу р. Красивая Меча. Со стороны Красная Гора напоминает развалины старинной крепости.

Следом за д. Красногорское идет д. Козье не далеко от которой находится искомое вами место – Конь-Камень. Он лежит за коровником, который находится по левую сторону от въезда в деревню, на пригорке. Сразу камень не видно, надо подняться на пригорок и обойти на большой холм напоминающий курган, а возможно им и являющийся (предположение не достоверно). Конь-Камень будет стоять боком к вам, окруженный более мелкими камнями. Кстати его можно разглядеть со стороны д. Солдатское, с той её стороны, что обращена на д. Козье.

Особая благодарность Шепелевой Екатерине и её родственникам за помощь в осуществлении экспедиции, за её доставку до места. А так же сотрудников музеев: ''Тульские Древности'' и Краеведческого музея г. Ефремова, за предоставленную информацию.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Видео

[видео]

Часть 1

Родноверие. Основы миропонимания

Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года

[видео]

Часть 1

Язычество и шаманизм

Поиск

Журнал Родноверие