Статья А. Иванова «Почему русские не славяне» в газете «Русский Севастополь» 5 вызвала недоумение у многих, кому небезразлична история славянства вообще, и русского народа в частности.
Тем более странным выглядит, на мой взгляд, предложенный автором алгоритм ответа на им же поставленный вопрос: «…Что, мол, русские не славяне потому, что все славяне генетически склонны к зверствам и жестокости, тогда как русский человек гуманен и незлобив по натуре своей»
Признаться, я долго и терпеливо ждал от А. Иванова продолжения публикаций его исторических изысков, более вразумительных, чем майская потуга на оригинальность. Этим и объясняется моя запоздалая, казалось бы, реакция на его первый опус. Не дождавшись, излагаю свое видение истории происхождения русского народа и его места в славянской семье народов, ибо меня, как русского человека, не может не волновать эта проблема.
Моя позиция не претендует на безоговорочную бесспорность — «в истории вообще бесспорных истин, увы, не существует» — посему разговор предпочитаю вести в гипотетическом ключе
Итак, фрагментарно. Примерно 5-7 тысяч лет до нашей эры глобальное потепление климата на севере в Евразии вызвало подъем уровня Северного Ледовитого океана на 100-200 метров, что вынудило многочисленные кочевые племена ариев, обитавших до того в Евразийском Приполярье и промышлявших охотой и скотоводством, отступить на юг и обосноваться на благодатных зеленых просторах Юго-Западной Сибирской низменности. Естественно, глобальное потепление затронуло жизненные интересы не одних только кочевников ариев: высыхающие земли некогда цветущей Сахары заставили многие негроидные племена искать приюта не только в Африке, но и в Европе, а разрастающиеся пески Гоби погнали монголоидные племена на юго-восток, вплоть до современной Малайзии. Но нас больше интересует судьба именно древних ариев потому, что именно они сыграли решающую роль в этнографической судьбе Европы и в формировании славянского мира.
Однако где-то к началу II тысячелетия до н.э. ввиду, по-видимому, быстрого роста численности арийских племен зеленый край уже не мог их прокормить. И тогда часть арийских племен (их иногда называют иранскими племенами, что, конечно, не имеет никакого отношения к современным жителям Ирана, состоящим в основном из персов) двинулась нескончаемой вереницей обозов на запад, в поисках новых земель обетованных. Форсировав Волгу, которая в те времена называлась река Ра, часть ариев продолжала путь на запад, вторая группа повернула на юг и через Кавказ вышла в Месопотамию, а третья предпочла обосноваться в Северном Причерноморье и Южном Приднепровье. Западная группировка, самая многочисленная, достигла, судя по всему к 1400 году н.э., Балкан. Обустроилась там и вскоре, этак в течение 400-500 лет, пустив корни чуть ли не по всей Европе, обильно дала поросль новых племен: кельтов, франков, германцев, венедов, певкинов и многих, многих других.
В начале первого тысячелетия до н.э. Азия извергла в Северное Причерноморье новую волну иранских племен, на сей раз скифов. Скифов, которых Геродот называл руссами. Естественно, отождествлять скифов-руссов с современными русскими так же неверно, как и арийско-иранские племена с нынешними иранцами. Скифы за 2-3 века крепко осели в Южном Приднепровье, на северных берегах Черного моря, а в Крыму-Тавриде, который они называли Сурожским краем, построили в VII-V в. до н.э., то есть задолго до появления тут тюрских племен, десятки городов с метрополией Сурож-Судак. Таким образом, наши отдаленные предки по скифской линии минимум за 2 тысячи лет до образования в Крыму Крымского ханства были хозяевами на этой земле.
Начало славянскому этносу, наиболее вероятно, положило племя венедов-энетов. Появление их на севере Италии историки относят к IX веку до н.э.
А уже в начале II века нашей эры Тацит пишет, что «…венеды обитают по всей Центральной Европе, от Балкан до Балтийского моря»
Тогда же, похоже, венеды разделились на южных славян и на северных балтов. Славяне были весьма воинственны и, скажем так, внесли свой вклад в крушение Древнего Рима в числе других варварских племен.
После падения Древнего Рима самыми сильными в Европе стали германские племена готов. И они постепенно вытеснили славян на восток, в Прибалтику и на территории современных Польши, Белоруссии, Украины. В Центральной Европе остались лишь незначительные островки славян, которых теперь называют западными славянами. В результате к IV веку н.э. в районе современной Украины образовалась устойчивая группировка восточных славян, полян, древлян, радимичей, кривичей и других. К этому времени у восточных славян уже капитально выработались общие характерные этнические признаки: язык, обычаи, традиции и языческая религия с целым пантеоном сугубо славянских божеств. Хорошо владели восточные славяне и прикладными ремеслами.
Осваивая Приднепровье и земли к Востоку, восточные славяне неизбежно плотно соприкасались в сфере жизненных интересов с племенами скифов, сарматов, аланов и других, живших тут до этого. Контакты эти носили, очевидно, мирный характер. Быть может, восточные славяне и скифо-сарматы узнали друг в друге дальних кровных родственников? Именно с этого, надо полагать, момента неторопливо, в течение не менее трех веков, на огромных просторах от Днепра до Дона и от Черного моря до озера Ильмень начал твориться грандиозный процесс формирования русского народа, первый этап которого завершился в IX веке созданием государства Киевская Русь. Но потребовалась еще целая тысяча лет, чтобы русские стали нацией в классическом понимании этого слова.
Нравится это кому-то из нас или нет, но не было и не могло быть «чисто» русских, произошедших от «чистых» арийцев. Три главные этнические составляющие: восточные славяне, скифо-сарматы и многоликие племена аборигенов, в основном угро-финской группы народов, в течение нескольких веков мирно живя, не только, как говорится, бок о бок друг с другом, но и образно выражаясь — буквально «друг в друге», то есть этнически диффузируя, как бы взаимообучая опытом, знаниями искусству ремесел, языку, культуре и верованиям, защищая друг друга с оружием в руках и, конечно же, кровно роднясь, заложили основу русского народа. Причем из трех составляющих доминировало, очевидно, славянское, а не ирано-арийское начало, ибо древнерусский народ говорил на славянском языке, но не на санскрите. Языческий пантеон богов был опять же славянский, а не ведический. Да и само слово «русский» укоренилось не от ирано-арийского «раса», а от названий славянских племен: родиев, ругов, русинов, росомонов, россов. Естественно, ирано-арийское начало также наложило заметный отпечаток на облик и менталитет русского человека. Также не мог не запечатлеться на русском угро-финский след. Недаром В.О. Ключевский шутил, что «…в душе русского человека меря намеряла и чудь начудила». В итоге вот и есть русский народ, неповторимо-самобытный, ни европеец, ни азиат — просто русский.
Украинский и белорусский народы до XII века являлись неразрывно-единой составляющей русского народа. Противопоставление их друг другу, как это пытается делать А. Иванов, называя русских неславянами, — сие просто историческая неосведомленность. Да знает ли он, что к моменту 862 года, когда из двух княжеств — Киевского и Новгородского — образовалась Киевская Русь, Киевское княжество называлось Русью, а Новгородское — Словенией? Лишь после XII века украинцы и белорусы начали этнически обособляться по языку и традициям, оставаясь при этом восточно-славянскими братьями. Накрепко спаянными отнюдь не арийско-ведическим язычеством, а великой Верой Православной.
Ну а вступать в спор с А. Ивановым на плоском уровне: славяне, мол, кровожадны, а русские кротки и незлобивы, я не намерен. В лучшем случае это напоминало бы детскую игру по сценарию В. Маяковского «что такое хорошо, а что такое плохо», а в худшем — попахивало бы зловещим нацизмом.