Кацкари
Давно это было. Напали на нашу землю страшные враги. Все, кто вышли с ними сражаться, погибли. Некому было хоронить героев – так и лежали они без погребения. И уже разлагались, и стоял смрад великий, и воды напитались смертельным трупным ядом. Немногие уцелевшие люди страдали от жажды.
Всех спас какой-то сообразительный мужичок. В русле реки нашёл он родник – студёная водица била со дна, но тут же мешалась с отравленной речною водою. Взял он тогда кадку-кадушку – большую деревянную бочку – выбил днище и посадил на родник. Ядовитую воду вычерпал, и вскоре наполнилась кадушка чистой ключевою водою.
Все туда ходили, говоря: «Пошли на кадку!»
Потому и назвали реку Кадка. И местность, по которой она течёт, тоже Кадка назвали. А жителей кацких поречин – кацкари.
Кацкари – люди русские, да непростые: себя называют кацкарями, а всех остальных – «заволосные», то есть за волостью Кадкой живущие. С точки зрения этнологов, наличие самоназвания и противопоставление себя окружающим – верный признак малой этнической общности, или субэтноса.
Особенностей у кацкарей «цельнёё голомёно»: кацких диалектных слов, например, около 2000, и если «бахорить по-кацкие, заволосные-то не больнё и смустят, про што розговор». Кацкий фольклор представлен «прибайкям» (небольшими стихами), «укоронам» (мифами) и «коменничаньями» (пьесами деревенского театра).
Можно найти особенности и в быту, и в способах хозяйствования; чтобы собрать, сохранить и показать всё кацкое своеобразие, и был затеян Этнографический музей кацкарей.
Кадка
Летит время, и вместе с ним бежит-спешит-торопится невеликая речка Кадка, протекающая с севера на юг на крайнем западе Ярославской области. Она и впрямь небольшая – 57 километров от истока до устья; таким у нас в Отечестве, казалось бы, и счёт потерян. Но Кадка дала имя целой сельской местности по её берегам – волость Кадка, а значит, это всё-таки необыкновенная река!
Причём случилось так, что имён у страны кацкарей два: волость Кадка впервые упоминается в завещании великого князя московского Василия Тёмного в 1461 году, а с 1575 года, со времён Ивана Грозного, кацкие поречины получают другое название – Кацкий стан. Сейчас употребимы оба эти имени.
А время и впрямь летит, меняется и Кадка. Сто лет назад в 130-ти селениях по её берегам проживало 22906 кацкарей. Стояло 11 каменных церквей и одна деревянная, 9 часовен. Функционировало 27 школ, библиотека, больница, 22 ветряные мельницы и одна водяная, 3 толчеи, 11 маслобойных заводов, 6 сыроваренных и 1 кирпичный. Были и овчинная мастерская, и сапожная; кузниц – 14. А уж торговых заведений не сосчитать!
Теперь селений 80, а кацкарей в них – 2020 человек. Церковь служит одна, школ – 5. Работают 4 детских сада, 4 библиотеки, 5 Домов культуры и клубов. Больница сохранилась, а к ней добавились 4 фельдшерско-акушерских пункта. Есть у кацкарей и собственный журнал «Кацкая летопись», и 2 музея. СПК, бывших колхозов, 7, в их числе и льнозавод «Мерга»
Мир, конечно, сузился, но Кадка ещё жива. Приезжайте!
Мартыново
В старое время на речке да на Грязде жили в своё удовольствие Мартын да Марья. Однако, не заладилось что-то у супругов: разобиделся Мартын, ушёл от жены и построил себе по речке выше избу новую. Вместе-то, как говорится, тесно, а врозь – дак лестно!… Но не выдержало Марьюшкино сердце одиночества, пришла она к супругу с повинною. Обрадовался Мартын – помирилися. С тех пор снова вместе живут…
Так рассказывают о начале своей деревни жители Мартынова, и, на удивление, легенда эта подтверждается архивными документами. «Угличские писцовые книги» XVII века знают деревню Марьино на Грязде – первое упоминание о ней относится к 1625 году. А чуть позже, вероятно, во второй половине этого же XVII столетия, появилось на карте Кацкого стана и Мартыново. Долго, до 1821 года, обе эти деревни стояли в двух шагах друг от друга, пока Марьино не запустело – осталось одно Мартыново. Вот и не верь после этого народным побасенкам!
Современное Мартыново – одно из крупнейших кацких селений с числом домов порядка 70-ти и жителей около 200 – все коренные кацкари, ни одного дачника. Старинное Марьино теперь деревенская улица Румыновка, а ещё в деревне различают Петушки, Каменку, Прогон, Старое Мартыново, Щербово и Хутора. В Мартынове есть детский сад, школа, Дом культуры, библиотека, ФАП, ветеринарный участок, почта, АТС, три магазина и музей. Мартыново – центральная усадьба СПК (колхоза) «Верный путь».
Белая корова
Кацкие «укороны» (то есть мифы) – явление уникальное хотя бы потому, что сохранились до наших дней. Согласитесь, все мы хорошо знаем мифы Древней Греции или Древнего Рима – в школе их изучаем, но кто сможет рассказать мифы наших предков-славян? А кацкари свои «укороны» рассказывают. Основной кацкий миф о Белой Корове, которая является «поконницей» (гербом, символом) Кацкого стана.
Сонцо-Белая Корова
Зимой ли в стужу, в лето ли-неслетьё, в вёсеннюю ли бездорожь или при осенниех хизах – всёгда при струшненьях Сонцо-Белая Корова. С бёла до тёмки маскалит Белая Коровушка по нёбёсной глобке, зыкая на земь солнешную светлядь. Так было всёгда и так будёт впредь, покудова стоит наш мир, и самую крепкую клятву обязательнё бают на Сонце-Белоей Корове.
Светлядь с теплядью, радость да именьё, да и сама жизнь – всё ето передати Белоей Коровы. О том, хто щастливо живёт кацкари сглумяна бахорят: «Ну, к нёму Белая Корова примаскалила!», а глумяноё кацкоё здорованьё звучало так: «Пускай к тёбе примаскалит Белая Корова!»
А на зёмле, на кацкиех дворах, живут серёди людей еёные младшие сёстры – зёмные коровушки, такие жо мантурицы, дающие благополучие. Когда-то в кацкиех сёленьях обязательнё старалися завёсти онну на всех белоплёкую корову. Доглядывали: коли она вперёди стада с пастушни возвращалася – быть завтрашнему нню солнешныем, а делу подашливыем.
Баять, бахорить – говорить; глобка – тропка; глумяной – древний; зыкать – носить; мантурица – труженица; маскалить – идти; неслетьё – холодное и дождливое лето; хиз – ветер.