Сколько под Петербургом живут ижор – сейчас не сможет сказать никто. Согласно последней переписи – около 160 человек, но эти данные давно не обновлялись. Народ хоть и немногочисленный, но очень активный в своей национальной идентичности. Недаром издревле ижор считали людьми стойкими, выносливыми и даже опасными.

Воины Ингрии

Именно такими предстали ижоры в дошедших до нас русских летописях, где они впервые были описаны в XIII веке. В то время этот народ вместе с новгородцами участвовал в сражениях со шведами, финским племенем емь и ливонскими рыцарями. В «Сказании о житии Александра Невского» говорится, что именно старейшина ижорской земли Пелгусий в 1240 году предупредил князя Александра о высадке шведов на берегу Невы. Некоторые этнографы полагают, что слово «ижора» в переводе с финского означает «грубый, неприветливый», что еще раз указывает на сложившийся в те времена воинствующий образ ижор.

Вплоть до XIV века, как отмечают исследователи, ижоры были сильно близки этнически и культурно с карелами, пока в 1323 году не были разграничены владения Швеции и Новгородской земли. Ижоры остались во владениях Новгорода, а карелы западной части Карельского перешейка оказались на шведской стороне. Так началось обособление двух древних народов и одновременно ассимиляция ижор со славянами и их постепенный переход от язычества к христианству. И даже в этом ижоры долгое время оставались непреклонными и сохраняли двоеверие.

Кстати

До сих пор в ижорском крае сохранились священные места, где, как говорят в ижорской общине, можно попросить о желаемом, оставить приношение, получить энергию. Например, Kikoinkivi – большой и малый плоский камень за деревней Горки. Это старинное культовое место, где ижорская молодежь проводила обряды Ивановой ночи и ночных гуляний. Еще одно «место силы», – родник Lodokka под деревней Югантово, где ижорки традиционно полоскали белье. Так женщины очищали вещи от сглаза, порчи, наговоров. Еще одна точка притяжения – место, где на Сойкинском кладбище росла «Рябина казака»: дерево, состоящее из стволов трех рябин. Сюда ижоры носили подношения – обязательно в форме целого: например, яйцо, хлеб, монету. Этими поминаниями ижоры просили, чтобы их домашний скот всегда был целым, то есть здоровым. Сейчас рябину срубили, а местом для подношений служит ее пень.

Зов Родины

Помимо силы и твердости духа ижоры с давних времен известны своей исключительной преданностью родным местам. В XX веке во время Второй мировой войны этот народ пережил депортацию сначала в Эстонию, потом в Финляндию, но при первой же возможности все, кто смог, вернулись в СССР. Правда, бóльшая часть ижорских деревень была уничтожена в ходе военных действий, и советская власть поселила ижор в чуждые им Ярославскую, Калининскую, Новгородскую, Псковскую и Великолукскую области.

Вернуться в места исконного проживания оставшиеся ижоры смогли только в середине 1950-х годов. Вот что пишет об этом феномене неудержимого стремления на свою малую родину этнограф Ольга Конькова:

«Приведу одну запись, сделанную мною в 1986 г. в д. Гамалово (Hamala) Кингисеппского района Ленинградской области. При рассказе о выселении в военные годы в Финляндию в качестве рабочей силы ижорка Евгения Петрова описывала, как финны предлагали ей не возвращаться в СССР, где ее ждали репрессии, а советовали остаться в Финляндии и даже предлагали ей землю. Она же ответила им так: «Что вы предлагаете мне свою финскую землю? У нас дома и так все свое. Направо болото – свое, налево ольшаник – свой, над головой ветер – и тот свой».

Современные ижоры, живущие в Вистинском и Усть-Лужском сельских поселениях Кингисеппского района Ленобласти, как и их предки, почитают и любят свой родной край.

26

«Здесь сохранился ижорский дух, наши люди ощущают энергетику этого места. Поэтому мы тут живем, цепляемся за эту нашу землю родную, потому что мы понимаем, что она до сих пор остается нашим «местом силы». А для коренного народа – это один из основных элементов его благоденствия и физического существования»,

– рассказал «АиФ» председатель ижорской общины «Шойкула» Дмитрий Харакка-Зайцев.

Современные сойкинцы

Места эти действительно уникальны. Не только тем, что это единственное сегодня компактное историческое проживание ижорского народа, а тем, как ижорская культура не просто сохраняется и передается новым поколениям, но и активно развивается. Здесь, на Сойкинском полуострове (так еще называют территорию, где расположены ижорские деревни), остались предпосылки для возрождения ижорского языка: выпускается русско-ижорская газета, ежегодно проводятся языковые курсы, в которых в том числе задействованы школьники. Действует программа «Сойкинский край – моя малая родина», где дети всех возрастов вместе с фольклором изучают ижорский язык на основе сказок, песен, игры на музыкальном инструменте кантеле. Выпускаются книги: например, русско-ижорский разговорник, а также первые после 1937 года детское пособие для изучения ижорского языка и культуры «Ижорская земля: знакомство» и художественное произведение «Путь к волшебству». Активно развивается фольклорный танцевальный коллектив Soikkolaiset («Сойкинцы»), объединяющий более 20 человек разных поколений.

27
«Сойкинцы» на съемках проекта в деревне Горки. Фото: Фото предоставлены Ижорской общиной «Шойкула».

С 1993 года в деревне Вистино работает Ижорский этнографический музей, в котором выставлены предметы ижорского быта, одежда и утварь, огромное количество фотографий. Часть экспозиции посвящена традиционному и современному рыболовству.

«Ижоры испокон веков – промысловики, рыбаки. Целые династии жили морем, и женщины наравне с мужчинами ходили в море и ловили рыбу. Даже в мороз и любую непогоду крепко держались в лодке и ничего не боялись, хотя море забирало людей. Это закалило ижорский характер. Очень выдержанный, стойкий народ»,

– рассказала директор музея Елена Кострова.

Ижорский музей регулярно становится площадкой для различных проектов и мероприятий, проводит Дни ижорской культуры и организует праздник «Гостеприимный этот край», на котором выступают народные коллективы, показывают спектакли на ижорском языке, демонстрируют народную кухню и изделия народных промыслов. Еще одно большое направление работы музея – реконструкция керамики Ямбургского уезда деревни Большое стремление. До 1927 года здесь работали порядка 100 семейных артелей гончаров, которые делали крестьянскую утилитарную посуду: горшки, крынки, плошки, латки, миски – словом, все, что нужно для быта и приготовления пищи в традиционных печах. Но также ямбургскую керамику ижорские гончары вывозили в Санкт-Петербург на ярмарки: это знаменитые кубки, светильники-подсвечники, банки, изящная посуда. И сегодня в Вистино работает гончарная мастерская, где местные ребятишки учатся работать за гончарными кругами.

Реконструируют в Вистино и традиционный ижорский костюм. По словам Елены Костровой, народная одежда используются не только фольклорными коллективами, но и в быту. «Наши хозяйки очень любят свой костюм, надевают его на семейные праздники, торжества, выходят замуж. У нас можно обучиться традиционному орнаментальному вязанию, и каждой зимой мы видим наших красавиц в ижорских брендовых рукавичках», – рассказала директор музея. Современные ижорки также вышивают свадебные ижорские полотенца, делают традиционную ижорскую куклу-оберег, занимаются ткачеством: у многих местных жительниц можно найти в хозяйстве ткацкий станок.

28
Занятие по традиционной набойке на ткани. Фото: Фото предоставлены Ижорской общиной «Шойкула».

Щи из корюшки и старые грабли

Члены Ижорской общины «Шойкула» в вопросах национальной одежды решили пойти дальше и работают над созданием коллекции современной этнической одежды с использованием современных материалов, народной символики, богатой вышивки. Уже пошили футболки с традиционным орнаментом и названием деревень на ижорском языке. Развивается и современная ижорская кухня: традиционные блюда интерпретируются для ресторанной подачи. Хотя визитной карточкой ижор по-прежнему остаются щи из корюшки. Вообще же нынешнее поколение этого народа, как и их предки, старается максимально использовать в пищу только локальные продукты, которые сами выращивают. Поэтому традиционные огородничество и садоводство – одно из основных пристрастий современных ижор. Многие хранят инвентарь, доставшийся от старших поколений, и признаются, что ничего удобнее деревянных грабель при уборке сена до сих пор не придумали.

В целом современные ижоры придерживаются многих народных традиций.

«Разговариваем по мобильным телефонам и ездим на обычных авто, но очень многие бытовые вещи делаются по принципу «еще бабушка делала так», несмотря на то, что есть возможность применить более современные технологии. Это тоже одна из особенностей нашего народа»,

– рассказал Дмитрий Харакка-Зайцев.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие