Кочевые и воинственные ираноязычные племена скифов обитали в Северном Причерноморье в железном веке. Современные исследования свидетельствуют о том, что немалый вклад они внесли в славянскую и в частности древнерусскую культуру.
Относительно скифской мифологии древнегреческий историк Геродот сообщает следующее:
"Из божеств чтут скифы только следующих: Гестию выше всех прочих божеств, потом Зевса и Землю, причем Землю представляют себе супругою Зевса, далее Аполлона, Афродиту Уранию, Геракла и Арея... По-скифски Гестия называется Табити (Ταβιτι), Зевс Папаем (Παπαιος)... Земля называется Апи (Απι), Аполлон Гойтосиром (Γοιτοσυρος), Афродита Урания Артимпасою (Αρτιμπασα). Посейдон Фагимасадою (Θαγιμασαδας)"
Здесь явственно выделяются три мифологических уровня:
1) Табити
2) Папай и Апи
3) остальные боги
Богиню Табити (скиф. Tapatī́), которую Геродот соотносит с древнегреческой Гестией обычно считают богиней огня и домашнего очага, обожествлённым огнём. Однако совершенно непонятно тогда, почему она занимает высшее положение в пантеоне (выше Земли и Неба) и почему патриархальное скифское общество поместило на пик своего пантеона женское божество.
Для того, чтобы разрешить это противоречие обратимся к этимологии имени Табити в индо-иранском контексте. Скифское Tapatī́ полностью соответствует др.-перс. tapayati, санскр. tapayanti — причастию со значением "греющая, жарящая", происходящим от tapas — "жар" (< п.и.е. *teрos, откуда русское "тепло"). Этот термин имеет огромную метафизическую значимость в текстах древнеиндийских брахман.
Шатапатха-брахмана повествует о Праджапати (Prajā́pati, "Властелин Творений"), изначально Праджапати — пассивное Единство-Целое, однако затем он размножает сам себя: при помощи "жара" (tapas — то же слово, от которого происходит скиф. Tapatī́) он разогрелся до предела и тем самым породил Вселенную посредством "выбрасывания из себя" (visṛj). Брахмана сообщает, что земной образ Праджапати — это алтарь огня. Постройка алтаря огня для агничаяны — это "пересборка" Праджапати. Тем самым каждое жертвоприношение-агничаяна вопроизводит акт творения.
Скорее всего, Табити скифов — это и есть такое же примордиальное единство-целостность, воплощаемое на земле в виде алтаря огня. О том, что Табити — это не просто обожествлённый огонь, а космогонический жар свидетельствует и автор I в. н.э. Гней Помпей Трог, который сообщает о споре между скифами и египтянами о том, чей народ является самым древним, который перерос в спор о возникновении мира:
Египтяне, как народ ближневосточный, утверждали что весь мир происходит из пучины воды (миф о Нун/Наунет, примордиальном породившем себя самого божестве-океане). Скифы же, как подобает индоевропейцам, возражали им, что мир на самом деле происходит из огня (очевидно, отсылая к мифу о Табити)
Более того, Ориген Александрийский, церковный автор III в. н.э., утверждал что именно Небо-Папая — а не Табити — скифы почитали верховным богом.
Таким образом, скифские три уровня богов можно интерпретировать как три последовательных метафизических стадии космогонии:
1) Табити — примордиальное Единство-Целое
2) Папай (Отец-Небо) и Апи (Мать-Земля) — мужской, упорядочивающий и духовный принцип и женская, хаотическая, материальная субстанция — двойственная оппозиция (см. статью о боге Неба и богине Земли у индоевропейцев)
3) Все остальные боги — многообразие проявления и становления.
Литература
- Raevsky D. (1993) — Scythian Mythology
- Ustinova Y. (1999) — The Supreme Gods of Bosporan Kingdom
- Абаев В.И. (1962) — Культ "семи богов" у скифов
- Элиаде М. (1976) — История веры и религиозных идей, Т.1