Николай Рерих "Заморские гости". Николай Рерих, 1899 год, ГТГ
Этот пост — своего рода "детективное расследование" на тему того, почему в "Сказании о князьях владимирских" XVI века, которое, как говорят, использовалось для укрепление авторитета великокняжеской, а затем царской власти, Рюрик описан как потомок Пруса из римского рода Августа-царя.
И еще это пост о том, что именно мы постоянно упускаем в трактовании событий Эпохи викингов и становления Древнерусского государства
Если вы не читали мой "скандинавский цикл" про рогатого Одина, то напомню, что скандинавская религия и мифология были созданы во время Великого переселения народов (IV—VII вв н.э.) новой военной элитой, которая принимала участие в гото-гунно-римских разборках, а потом каким-то образом оказалась выкинутой с основного театра действий, перебралась на север и основала там новые династии новых правителей на новых принципах и с новой религией.
Эту новую скандинавскую элиту принято ассоциировать с "королями-воинами" или "великими королями", могилы которых были найдены в шведском Венделе и в честь которых назвали Вендельским целый исторический период, предшествовавший Эпохе викингов — с 550 по 793 гг. Под катом напоминаю, о чем речь
Посты полностью можно почитать во здесь Тайны рогатого Одина, Тайны рогатого Одина -2
В первом посте описан культ рогатого Одина в Скандинавии, во втором — в Британии. В некоторых местах расселения скандинавов культ отсутствовал, например, в Исландии, где воевать было не с кем
В постах приведены ссылки на научные диссертации, откуда я узнала про все это и откуда насобирала часть картинок и карт. И в частности там есть вот такая карта, где точками показано местоположение нахождения рогатых фигур Одина, что соответствует примерному ареалу распространения этого культа
На карте одна точка из Гнездово, одна из Старой Ладоги и соответствует периоду, когда там пытались закрепиться скандинавы, выгнанные впоследствии пришедшими на Ладогу славянами. И есть еще упомянутая в тексте находка, не обозначенная на карте, но это рогатый Один с Самбийского полуострова, под Калиниградом
Никого не удивляет, что распространение культа Одина и поклонявшихся ему скандинавских дружин ограничено именно такой территорией с вектором, который идет явно на запад к Британии? И такое незначительное присутствие данного культа на территории древней Руси?
На самом деле этому есть объяснение — конкурирующий культ Перкунаса, созданный примерно в это же время тоже представителями новой военной элиты, выкинутой с театра воeнных действий, перебравшихся в Пруссию и создавших религию, распространившуюся на большое количество племенных территорий на восток и юг от Пруссии. Религию, на богах которой клялись те не скандинавские, а совсем иные дружины, про которые мы читаем в русских летописях. В древности не существовало понятия национальность и этнос. И даже одинаковый язык не всегда был решающим фактором в определении "свой-чужой" Двумя главными факторами была принадлежность к Роду (мы из рода русов, мы из рода Рюриковичей) и принадлежность к религии. Языческие религии — это религии родо-племенного общества. Если у каких-то племен один бог, они друг для друга "свои". А у кого другой бог — те "чужие".
Что нам рассказывают про пруссов легенды и что нам рассказывают историки и археологи?
Имя "пруссы" – не самоназвание. Так пруссы себя никогда не называли. Пруссы называли свою землю "Островное царство" ("Ульмигания", "Ульмигерия", "Ульмеригия" — в готском варианте) – полуостров Самбия считался до XII века островом, ограниченным водами Балтийского моря и реками Преголя и Дейма.
Согласно источникам XVI века (Симон Грюнау, Эрасмус Стелла, Люкас Давид) можно пересказать , что первые властители пруссов (ульмигериев) , которые эти племена завоевали, были вождями/королями кимвров по имени Видевут и Брутено. Будучи изгнанными готами со своих исконных территорий, они прибыли с людьми по морю к устью Вислы в Улмиганию. Обнаружив там довольно примитивную культуру без городов и агрокультуры, Видевут учредил у них социальную организацию, светскую власть, и был избран "королём", назвав область Пруссией в честь своего брата Bruteno (Pruteno). Брутенo же основал главный прусский культовый центр в Ромове и воздвиг там "жилище" для богов Патолса, Потримпса и Перкунса (Перкунаса), сам же стал первым верховным жрецом Криве-Кривайтисом (criwo cyrwaito).
Предполагаемый флаг Видевута и Брутенo. Боги Патолс, Потримпс и Перкунс (Перкунас)
До сих пор не ясно, имеют ли предания о Видевуте, записанные в XVI веке, какую-то историческую подоплёку. Все связанные с ним даты приписаны произвольно. Спорно и то, была ли легенда действительно прусской или была придумана немецкими авторами вроде Грюнау, однако литовские историки поддерживают версию её аутентичности.
Существует запись неких легендарных законов пруссов, по которым они жили. По ссылке В.И.Кулаков. История Пруссии до 1283 года. Всего законов 17, и, если кто тут большой любитель нео-язычества и "родных корней" Перуна, советую полностью почитать этот ужас. Я же приведу несколько законов, которые для нас принципиальны с точки зрения так называемой "прусско-скандинавской дружбы" Эпохи викингов, которую нам все время пытаются преподнести норманисты.
Во-первых: Никто, кроме Криве Кривайте, не может обращаться (с просьбой) к богам. Никто не должен приносить в страну бога из чужих краев. Верховными богами должны быть: Потримпос, Перкунос и Пиколос. Ибо они вручили нам эту страну и дадут нам (еще) больше.
Во-вторых: Ради них должны мы признать (= почитать) нашего Криве Кривайте и ради наших высших владык почитать (= оберегать) его, а также его преемника, которого дадут нам милостивые боги и выберут в Рикойто вайделоты.
Слева иллюстрация из книги Рыбакова, справа рисунок Н. Рериха "Вайделоты" (1914 г). Вайделоты — общее обозначение языческих жрецов у балтских народов, распространившееся позже и в других языках. Это слово происходит от сочетания vaid-lo-to-jis и корня waist со значением "знать", "ведать"
В-третьих: Мы должны испытывать перед нашими богами страх и почтение. Ибо они дали нам в этой жизни красивых женщин, много детей, хорошую еду, сладкие напитки, летом — белую одежду, зимой — теплые кафтаны, и мы будем спать на больших мягких кроватях. Для здоровья будем мы смеяться и прыгать. Однако злодеев, которые не почитают богов, которые дали (то), что они имеют, (надо) бить, чтобы они рыдали и вынуждены были ломать руки (= кусать локти) от боли и страха.
В-четвертых: Все соседи, которые почитают наших богов и приносят им жертвы, должны быть нами любимы и почитаемы. Если же они отвергнут (наших богов), должны быть убиты нами при помощи огня или дубинами.
В-пятых: Мужу можно иметь трех законных жён. Первая и главная должна происходить из того рода, который пришел с нами в страну, остальные могут быть из местных (родов).
Вот это карта Янтарного пути, на которой видно, в какое стратегически важное место переселились эти легендарные Видевут и Брутено. Главная река балто-средиземноморской торговли — Висла, почти проходной двор, вдоль которой какие только народы не переселялись, те же готы. Практически центральное положение в восточной части Балтийского моря в удачнейшем месте, прикрытом на земле озерами и болотами, а со стороны моря Куршской косой, с традициями у населения каботажного плавания вдоль берега, в том числе в сторону Ладоги, с близким и удобным расположением практически ко всем важным торговым центрам того времени.
Bсе эти связи были еще до Эпохи викингов и до Рюрика, то есть легендарный и слегка сказочный Рюрик (потомок Пруса, брата императора Августа) прибыл не на пустые места, а на уже обжитые торговые территории.
Кстати, а не вспомнить ли нам об императоре то римском, который Август? Императоре, к которому русские цари почему-то хотели через какого-то брата его Пруса примазаться?
Все эти военные элиты, что создатели культа Перкунаса, что создатели культа рогатого Одина, прибывали на данные земли с неким багажом знаний о Римской империи. И не только об императорах, но и о варварах, которым либо удавалось породниться с римской знатью, включая самого императора, либо вообще самим "почти императором стать", основав собственное государство либо вообще отвоевав для собственного правления Рим, как у готов получилось.
Данный багаж знаний означал, что при образовании собственного государства и основании религии/ культа надо сразу же устанавливать правильную генеалогию, подчеркивая, что ты не просто кто-то там неизвестно кто, а с голубой кровью — сын какого известного короля, императора или вообще бога. Вот у германцев, например, это вылилoсь в то, что великие легендарные правители и вожди готов и прочих германцев были записаны в дети и внуки Одина.
Кем себя объявили Видевут и Брутено, я не знаю, легенды этого не рассказывают, но впоследствии Криве-Кривайтис совмещал религиозную власть со светской и был не только верховным жрецом, но и верховным вождем. Все прусские дружинники обязаны были выплачивать ему треть своих доходов (военных или торговых)
Но если вдруг была какая легенда, ну мало ли, то про Августа.
B поздней Римской империи "Август" был имперaторским титулом. (от лат. augustus — "священный", "великий")
Впервые термин "август" был использован в качестве почётной части когномена императора Цезаря Августа (27 год до н. э. — 14 год н. э.).
Затем формальный титул августов носили последующие римские императоры вплоть до императора Диоклетиана (284 — 305 гг.).
При Диоклетиане титул "август" стал более формальным, обозначая единоличного правителя Империи, в руках которого была сосредоточена вся полнота власти, в отличие от "цезарей" — младших соправителей с ограниченными полномочиями. В 303 году, желая вернуть Риму былое величие, Диоклетиан начал гонения на христиан
С его правления начинается период в римской истории, называемый доминатом. Термин "доминат" происходит от обычного для того времени обращения к императору — Dominus et deus noster sic fueri iubet (буквально "господин и бог" — лат. dominus et deus). Впервые так себя назвал Домициан. (81 — 96 гг.)
Ну то есть если Август — господин и Бог, то брат Августа соответственно брат господина и Бога.
Криве-Кривайтис судя по всему свою неограниченную власть имел на достаточно ограниченной территории — племенного союза пруссов. А за пределами этого союза культ Перкунаса изменялся под традиции и культурные реалии местного населения, например, у славян жрецы назывались волхвы, а Перкунaс, соответственно, стал Перуном и локальным богом-покровителем дружин и воинов. Целый огромный и важнейший славянский племенной союз под названием кривичи по основной научной гипотезе получил название от этого самого криве в связи с родством культа. А уже из русского слова "кривичи" заимствованы латышские krìevs "русский", Krìevija "Россия", krìevisks "русский", литовское мн. ч. kriẽvai
В общем, если посмотреть на то, что дает идеологическое (религиозное) объединение морского населения эстов (все жители южного побережья в древности назывались эсты независимо от племени и языка), имевших навыки каботажного морского плавания и культуру торговых морских отношений, с пришедшим в эти земли славянским населением с опытом перемещения по рекам и волокам и культурой речных торговых отношений, то мы получим то, что называется Вот у культа Одина коридор возможностей шел в западном направлении, именно поэтому викинги там в основном и грабили, а у культа Перкунаса-Перуна на примерно 100 — 150 лет ( до крещения Руси Владимиром) коридор возможностей открылся в том направлении, где возникло Древнерусское государство Pюриковичей. Причем после крещения Руси Владимиром для балтов коридор возможностей закрылся, так как их языческая религия стала "чужой".
Согласно многочисленным трудам российского археолога В.И.Кулакова, который специализировался на раскопках в Самбии, можно на основе его археологических находок и статей на эту тему (абстрагировавшись от мифических скандинавов, которых все археологи постоянно и упорно везде ищут на Руси) создать следующую временную последовательность событий
514 г. — легендарная дата прихода в прусские земли братьев Брутена и Видевута с войском, ставших первыми князьями пруссов. Легенда поддерживается переходом археологической культуры кимвров к появлению признаков материальной культуры воинов;
Археологическиe раскопки показывают появление в Самбии военизированных дружин по типу скандинавских (ну они все такие были, римлянами натренированные)
"Дружина западных рубежей балтского мира, как и остальные воинские организации финальной стадии распада родового общества в Европе, характеризуется в археологическом материале тремя признаками. Ярче всего они представлены в погребальных древностях:
1. переосмысление племенных ритуалов,
2. наличие погребений представителей этих этносов,
3. использующий различные культурные традиции декоративный стиль. Расположение земли пруссов на скрещении традиционных для Балтии еще с эпохи бронзы торговых путей и наличие здесь крупнейшей в мире янтарной провинции обусловили появление на Самбии первой в регионе дружины еще в середине 5 века н. э."
ок. 700 г. — битва на юге Натангии между пруссами и жителями Мазур, пруссы победили.
Основание в устье р. Ногаты торгово-ремесленного центра Трусо, первого в земле пруссов.
Через Трусо в Пруссию стало поступать серебро в виде монет;
"Победа над мазурами явилась для региона крупным историческим событием. Вслед за этим следовало бы ожидать резкого усиления прусской дружины и её вождей, которым был открыт путь для создания раннегосударственной структуры.Однако, исторический процесс в Пруссии в начале VIII в. пошел по иному пути. Этому возможно следующее объяснение. Плоды победы над мазурами, считавшейся результатом покровительства прусских богов, присвоили местные жрецы, в чьё ведение поступила дружина. К служителям прусских богов перешла харизма дружинных вождей – стимул проявления идеи концентрации и усиления власти.
Судя по данным Петра фон Дусбурга, выплата дани прусским жрецам, обозначавшая в данном случае отношения победителей с подвластными племенами в рамках квази-государственного образования, проводилась занеманским населением вплоть до середины XIII в. таким образом, с начала VIII в. в земле пруссов, видимо, складывается "священное царство" (по дж. Фрэзеру), где сакральная и мирская власти сосредотачиваются в руках жрецов. Вершину этой власти олицетворял верховный священник – Криво-Кривайтис. Кстати, культовый характер верховной власти был известен не только в Балтии, но и в Скандинавии Вендельского периода"
Ну еще бы! Они все (и пруссы, и скандинавы) учились у римских императоров с титулом Август. Традиции римского Домината Если говорить современным языком и современными терминами, то на прусских землях установилась теократия (светская и духовная власть в одном лице или форма правления, при которой власть в государстве находится в руках религиозного института и духовенства).
А это, как показывает история, никогда не способствует экономическому процветанию.
Именно поэтому "сакральное царство", дав мощнейший толчок распространению религии и идеологии (военные дружины Перкунаса-Перуна на огромной территории), не дало возможности именно пруссам стать центром мощной государственности.
Кстати, возможно, то же самое, случилось и со шведскими племенами, всеми этими королями Вендельского периода. Экспансия Эпохи викингов осуществлялась в основном западнее шведских земель, торговля процветала на острове Готланд, который себя со шведскими племенами вообще никак не ассоциировал, готландцы даже разговаривали на особом древнегутнийском языке.
Но в наше время из-за того, что пруссов уже нет, а Швеция как страна существует и продвигает свои интересы, шведам и удалось почти полностью замылить память о мощнейшем конкурентном Одину идеологическом проекте Перкунаса и практически переписать историю, поставив себя в сознании современных людей на место как пруссов, так и остальных балтских племен, и выставив себя господами и хозяевами Балтики дохристианского периода истории этого региона.
Давайте теперь посмотрим на торговую деятельность пруссов, принимая во внимание, что они находились между Вислой и Неманом. И если Висла — это Янтарный торговый путь в Рим и дорога как к Дунаю, так и к Днепру, то Неман — это дорога к Днепру и совсем недалеко от знаменитого Гнездово.
Торговый пункт (эмпориум) Трусо очень долгое время считался легендарным и найден был только в 1981 году, находится он сейчас на территории Польши.
Слева рассположение Трусо на карте, справа макет-реконструкция поселения
Слева реконструированный дом из Трусо в Музее археологии и быта в Эльблонге,Польша. Справа археологические находки с территории Трусо. Я в археологических культурах плохо разбираюсь, выбрала с сайта, что лично мне понравилось. Древние янтарные бусы. Точно не шведские!
Музее археологии и быта в Эльблонге, Польша. Справа археологические находки с территории Трусо. Тоже какое-то ожерелье, может это даже и молоточек Тора, я не знаю, но было бы крайне странно представить, что скандинавы и готландцы в Трусо не присутствовали, не приезжали, ничем не торговали и не проживали хотя бы временно. Это же эмпориум!
И вот прелестное видео — тоже реконструкция
793 г. — официальное начало Эпохи викингов.
Сравнив верхнюю дату и эту, приходим к выводу, что военно-торговая деятельность прусских дружин началась за 100 лет до эпохи викинговТем не менее у прусской дружины были проблемы.
Даем слово Кулакову:
В VIII — IX веках в обществе сембов стабилизируется погребальный обряд, каждый воин, даже самый обычный, теперь хоронится с конем. Происходит сакрализация дружинных отношений. Как это перевести с археологического на обычный язык? Дело в том, что основной продукт, добываемый любой европейской дружиной того времени, — это дань или результат военных походов. Естественно, что средства к существованию любая дружина получала, используя свою военную мощь. Но в Самбии сложилась уникальная ситуация. Верховный жрец криве был одновременно и военным вождем-военачальником, и он приписывал все заслуги дружины покровительству и защите богов (конкретно Перкунаса). Поэтому жертвы богам были заменены на дань, которую дружина получала с покоренных племен по праву силы. Дружинные отношения таким образом приобрели сакральные, отнесенные к незыблемому религиозному культу черты.
Ввиду небольших размеров подвластной территории, слабо развитого земледелия и невысокой плотности населения жрецы и дружина не могли облагать это небольшое по численности подвластное население постоянной рентой /данью. Сами гордые прусы, "потомки брата римского императора Августа", дань не платили и принудить их к этому было, видимо, нереально. Поэтому на выручку жреце-вождям пришла старая добрая традиция языческих жертвоприношений. Слово "дань" было заменено на слово “жертвоприношение”, и каждый прус был обязан приносить в жертву богам одну треть своего достатка или добычи. Вопрос ренты/дани таким образом был решен. Однако при этом были убиты все социальные лифты. Не развивались социально такие прослойки дружины как военачальники среднего порядка или мечники, ставшие в других землях Прибалтики прообразом будущей знати при феодальных отношениях.
Социальное развитие общества пруссов было сильно заторможено. Погребения воинов того времени необыкновенно похожи, видимо, данная дань криве уравняла всех дружинников на некий минимальный уровень — конь и минимум пожитков (и чего это я вспомнила СССР с его застоем?)800—850 гг.
Считается, что пруссы впервые упомянуты в Баварском Географе (там упомянуты Bruzi, Prissani и Ruzzi). Общеизвестным слово пруссы становится уже во время крестоносцев, при этом это не самоназвание, их так называли соседи. По сведениям от крестоносцев нам известны следующие прусские земли (под катом)
Самбия (Sambia), Semba
Нотангия (Notangia), Notanga
Вармия (Varmia), Varmė
Бартия (Bartia), Barta
Помезания (Pomezania), Pamedė
Погезания (Pogezania), Pagudė
Хелминская земля (Culmigeria, Ulmigeria), Земля Кулма, Kulmo žemė, Kulmas
Любава (Lubavia), Lubava
Сасновия (Sasna), Sasnava
Про три последующих территории точно и достоверно не известно, на каких именно языках там говорили:
Галиндия (Galindia), Galinda.
Надровия (Nadrovia), Nadruva
Скаловия (Scalovia), Skalva.
Очень интересный народ скальвы (скаловы, склавоны) жил в устье реки Неман на притоке под названием Русне и острове Русне. С археологической точки зрения местность абсолютная terra incognita, никого почему-то не интересует. То есть пруссами пруссов называли соседи. А кто они?
Примерно в 650—850 годы в эти земли пришли славянские племена и смешались с местными прусскими племенами, создав несколько племенных союзов: полабы, велеты (позже лютичи) и поморяне. Это западные славянские соседи пруссов (сейчас территория Польши и Германии), которых уже давно и упорно изучают.
А вот восточные соседи пруссов и прочих поклонявшихся Перкунасу балтов назывались племенной союз кривичей
Тех самых кривичей, которые были одним из крупнейших восточнославянских племенных объединений, которые по мере своего постепенного расселения на восток ассимилировали значительную часть древнебалтского, а позднее и некоторое количество финно-угорского населения, занимавшие не только север Белоруссии, но и соседние районы Подвинья и Поднепровья, Псковщину и Смоленщину, а также западную часть нынешних Тверской и Московской областей.
Тех самых кривичей, которые в Пскове, так же как, впрочем, и словене в Новгороде, разговаривали на диалекте, достаточно сильно отличавшемся от диалекта полян и древлян на юге (и это научно доказано изучением берестяных грамот).По катом карта. Посмотрите на территорию кривичей с ильменскими словенами и вопросов про доминирующий язык древнерусской элиты больше не будет. Останется только вопрос призвания Рюрика, потомка Пруса, брата римского императора Августа, и много вопросов по поводу странного правления очень странного легендарного Вещего Олега. Но мы до этого еще не дошли. Мы пока с пруссами разбираемся и с их религиозным влиянием и наследием.
Кроме известных нам славян в те земли переселялись еще какие-то народы, хотя и не так массово. Aрхеологические находки VIII века и найденные погребения свидетельствуют о проникновении в Самбию представителей приволжских степей (то есть не одни славяне с юга пришли на север, с востока на запад тоже кто-то переселился). В связи с этим можно вспомнить, что в Старой Ладоге процветало производство стеклянных глазчатых бус (там археологи нашли мастерскую), технология пришла с востока и была заточена под восточные привозные материалы.B прибрежной зоне прусского ареала археологи нашли 11 кладов диргемов (наиболее распространенная в средние века арабская серебрянная монета) конца VIII — начала IX вв, что являeтся показателем нарушения дружиной традиции выплаты дани верховному жрецу Криве. Ну то есть эти клады означают, что вместо жертвоприношения /выплаты дани Криве прусские дружинники добычу припрятывали. Hаличие крупного массива самых ранних в Европе кладов арабского серебра показывает стремление выходящих из-под контроля жрецов прусской дружины к использованию "Восточного пути" (а это можно сделать только через Приладожье, например, Белоозеро, куда Рюрик в свое время сразу же посадил своего человека)
ок. 800 г.
на севере Самбии основан торгово-ремесленный центр Кауп, который соперничал за главенство в торговле с городом Трусо.Древний Кауп находился на берегу бухты Брокист на Куршской косе (у современного посёлка Моховое (Вискяутен) в Калининградской области).
Слева реконструкция поселенческой ситуации на Каупе в эпоху викингов и палеотопонимы в этом микрорегионе. Из книги Кулаков В. И. "Неманский янтарный путь в эпоху викингов" Справа Кауп на карте.
Могильник в лесном урочище Кауп был известен с 1865 г., а связанное с ним поселение было обнаружено в 1979 г. В.И. Кулаковым. Последние десятилетия археологическими раскопками на памятнике занимается Балтийская археологическая экспедиция под его руководством.
Ситуация с состоянием находок Каупа и пониманием того, что это вообще такое было, не просто плачевное, оно ужасающее, особенно на фоне того, как в Польше пытаются преподнести поселение Трусо.
Я не могу показать вам археологические находки, потому что увидеть их изображения можно в совершенно некрасивых, невпечатляющих и скучнейших рисунках Кулакова в специализированной литературе для археологов. В музее Калининграда на сайте представлено несколько ржавых железяк, мимо которых пройдешь, не удостоив взглядом.
Слева: Графический лист. Жители торгово-ремесленного пункта Кауп второй половины X в. (реконструкция Кулакова В.И. по данным раскопок могильника Кауп). 1994 г. Кулаков В.И Справа: Убор дружинного князя сер. XI в., характерный для обитателей Янтарного берега. Реконструкция Кулакова. На щите изображен сокол
Реконструкций поселения Кауп нет, никаких макетов, никаких рисунков, как это выглядело вообще. При этом некие ушлые бизнесмены открыли в соседнем месте под Романово (на карте видно, насколько это далеко от Мохового) некий развлекательный комплекс с претензией на изучение истории — "Деревня викингов Кауп", по поводу как внешнего вида, так и программ которой можно только плакать
Слева: Раскоп на Каупе. Работа Балтийской археологической экспедиции Института Археологии Российской Академии Наук (БАЭ ИА РАН). 1980 г.
Справа: развлекательный центр "Деревня викингов Кауп", построенный по плану скандинавского Треллеборга или круглой скандинавской крепости, строить которые скандинавы научились и начали только во второй половине Х века, когда конунг Харальд Синезубый крестился и получил доступ к условным "западным римским технологиям".
Какое отношение такой внешний вид может иметь к построенному на более чем 150 лет раньше Каупу и почему коммерсанты не спросили ни о чем археологов, я не знаю.
ок. 800 г.
появление в Самбии
В Биармии Рагнар Лодброк был разбит следующим чудесным образом:
"Тогда биармцы сменили силу оружия на искусство своего волшебства, дикими песнями наполнили они свод небесный, и мигом на ясном до тех пор солнечном небе собрались тучи и полил проливной дождь, придавая печальный облик ещё недавно лучезарной окрестности" (Саксон Грамматик),
В общем, к легенде надо относиться с крайней осторожностью, особенно, если положение Биармии до сих пор до конца не установлено и была ли эта Биармиа одна или их было несколько, как и Гардарики. В карело-финском эпосе "Калевала" страна Севера называется Бьярма. Набеги викингов не прекращались все последующее время
860-е годы
Трусо гибнет в результате внезапного набега викингов. Кауп остается последним прусским эмпориумом
Правда, как показывают раскопки М. Ягоджиньского, впоследствии жизнь в Tрусо возродилась, и этот торговый центр действовал вплоть до конца XI в. Но он действовал уже совсем в других условиях. Появился конкурентный торговый путь — Древняя Русь
862 год
призвание легендарного Рюрика в Новгородские земли
Создание альтернативного торгового пути, конкурентного Висле, Неману и Западной Двине — в направлении не только Черного, но и Каспийского моря
Создание отнюдь не на пустых землях, а на уже существующей торговой инфраструктуре, которая существовала еще до Эпохи викингов, за 100 лет до нее
944 г.
в договоре князя Игоря с Византией среди княжеского окружения упоминается Воист Войков/Воис Войкост
В отличие от остальных подписантов, клявшихся Перуном, которых уже много лет пытаются выдать чисто на основании имен за скандинавов, хотя специалисты говорят, что эти имена из более древнего языкового пласта чем языки скандинавов Эпохи викингов, имя Воист Войков/Воис Войкост является типично балтско-прусским и на основании этого научно доказанными считаются контакты пруссов и Руси.
Более того, в договоре написано: "Мы — от рода русского послы и купцы", то есть этот Воист Войков/Воис Войкост явяется представителем Рода, a не наемником.
ок 950 г
Хакон, сын конунга Харальда, прозванного Синезубым (Гнилозубый было бы правильнее), напал на сембов (Кауп). Согласно Саксону Грамматику, когда он увидел, что его воины ослабели от смертоносной битвы, он повелел предать огню вытащенные на суши корабли, тем самым устранив надежду на бегство. Битва оказалось победной для датчан. Они поселились на Самбии, женились на жёнах павших пруссов и повели свою жизнь вместе с (бывшими) врагами.
Жизнь на торжище продолжалась после этого ещё полвека, пока оно не было уничтожено в 1016 г. в результате нападения датского конунга Канута Великого.
983 г. — первый русский поход на южные окраины земли пруссов;
988 год - Крещение Руси
992 г. — начало польских походов в землю пруссов;
997 г. — мученическая смерть 23 апреля на севере Самбии св. Адальберта, первого христианского миссионера Пруссии;
1009 г. — смерть на границе Ятвягии и Руси миссионера Бруно Кверфуртского;
1010 г. — уничтожение польским королём Болеславом I Храбрым святилища пруссов Ромове в Натангии;
1014—1016 гг.
поход датского конунга Канута Великого на Самбию, разрушение Каупа.
1066 г.
конец Эпохи викингов
Канут Великий сжег Кауп, но дружинные поселения вокруг него просуществовали еще столетие – поселки Варгенава (прусск., “поселок варягов”) и Бледава (нынешние Малиновка и Сосновка Зеленоградского района). Последние викинги, бежавшие от Вильгельма Завоевателя и других королевских правителей, нашли свое пристанище именно здесь. К концу XI века исчезают захоронения в ладьях, из могильников исчезают захоронения коней (характерные с III в.), захоронения становятся предельно скромными, исчезает обряд кремации. Морские дружины, лишенные баз на побережье, превращаются в пешие и уходят на службу князьям Польши, Литвы и Руси. Можно предположить, что они переселялись на Русь целыми родами (при наличии единой веры — христианства). Возникает столетняя пауза, в течение которой “воспроизводство” профессиональной дружины прерывается.
1265 г. Криве из Пруссии бежит в Литву. Пруссия покоряется тевтонцам, онемечивается, языческая культура уничтожается, впрочем, там не было много чего уничтожать,
Ну и поскольку онемеченные пруссы становятся костяком Германской империи, языческое варварское прошлое покоренных балтов им становится неинтересно. Кому интересны лузеры, у которых даже письменности не было? И историческую нишу балтийских пруссов занимают шведы и прочие скандинавы, приписывая и присваивая себе ту роль, которую в Древней Руси играли балты со своими морскими навыками каботажного плавания и внедрением в общество специализированных воинских дружин Перкунаса/Перуна
К заявлениям русских царей, объявлявших себя потомками Пруса, брата римского Августа-царя, тоже не относятся серьезно, выплеснув вместе с водой (легенда про Августа) и младенца (связь древнерусской истории с балтийскими пруссами)
На этом рассказ про пруссов закончим, про балтийских варягов и русских дружинников — нет. Нам надо будет еще разобраться в различиях на Руси между родовой дружиной и наемной. Про очень странного Вещего Олега и что же такое произошло между призванием Рюрика и правлением Игоря с Ольгой, в связи с чем ради установления легитимности этих Игоря и Ольги в летописях несколько переврали историю и генеалогию
Продолжение следует