Когда говорят о происхождении славян, вспоминают названия различных славянских племен: кривичи, поляне, древляне и т. д. Название русского языка по-латышски (krievs) хорошо демонстрирует тот факт, что во времена, когда в латышском появилось это слово, его носители общались не с абстрактными «славянами», а с племенем кривичей.
Откуда же появилось наименование «славяне»? Рабочую гипотезу, объясняющую его появление, представил на лекции в Российском государственном гуманитарном университете сотрудник Института мировой культуры МГУ Илья Якубович.
«Впервые мы встречаем название "славяне" в текстах VI века, — объясняет лектор. — Иордан (Iordannis), автор эпохи раннего средневековья, написавший трактат "О происхождении и деяниях Гетов" ("De origine actibusque Getarum"), упоминает в своем тексте племена венетов, антов и склавенов, отмечая, что они относятся к одному народу. Скорее всего, к VI веку славяне уже были самоназванием этого народа»
Чтобы доказать это, Илья Якубович предлагает выяснить, кем с лингвистической точки зрения были венеты и анты.
Тацит в сочинении «Германцы» (Germania 46) упоминает в описании германских племен венетов и феннов, говоря, что «они такие же грязные, как германцы, поэтому их следует относить к германцам»
Вендами еще совсем недавно называли в Германии верхних и нижних лужицев (сорбов). Таким образом, это какое-то наименование обитавших на территории Германии племен, впоследствии перенесенное на славян после их миграции в Восточную Германию. Что же касается слова «анты», его Якубович соотносит с иранским *anta — edge (кромка, край) и осетинским *aendae — outside (снаружи). Он отмечает, что есть некоторое количество лексических параллелей между славянскими и иранскими языками, которые указывают на тесные контакты с носителями иранских языков, и отмечает, что, вероятно, это были аланы.
Лексические параллели:
Славянское *bogъ ‘бог’ ~ иранское *baga- ‘бог, господин’
Славянское *rajь ‘рай’ ~ иранское *rāyi- ‘богатство’
Таким образом, анты, как и венеты, оказываются внешним названием славян, в данном случае тех славян, которые оказались под влиянием аланов.
Некоторые историки видят в названии славян отблески военных побед и поражений VI–VII века н.э. Напомним, что в начале VII века славяне форсируют Дунай и появляются на Балканах. Из византийских хроник нам известно, что в VI веке славяне регулярно нападают на Византийскую империю. Историк и археолог Флорин Курта (Florin Curta) в своей книге The Making of the Slavs («Становление славян») пишет, что славянская идентичность, то есть представление о племенном единстве, складывается именно в VI веке в связи с набегами на Византию. С его точки зрения, само название «славяне» — изобретение византийцев.
Еще одно свидетельство о славянах содержится в хронике Фредегара Схоластика (VII век). Он сообщает о непростых отношениях славян с аварами, тюркоязычным кочевым народом, пришедшим в VI веке в Центральную Европу и основавшем там Аварский каганат. Известно, что в 623 году западные славяне поднимают против аваров восстание и освобождаются от их гнета, что, в целом, тоже могло быть причиной объединения славянских племен и формирования славянской идентичности. С лингвистической точки зрения для сопротивления аварам славяне начинают общаться между собой, и у них образуется языковой союз, формируется общий язык — койне.
Подтверждением существованию общеславянского койне может служить факт, что в русском литературном языке можно найти следы разных диалектов древнерусского языка. К примеру, именительный падеж единственного числа мужского рода (ср. «город») и именительный падеж множественного числа женского рода (ср. «коровы») формируется в современном языке согласно правилам языка Киевской Руси, а предложный падеж мягкого типа именного склонения и двойственное число — так, как говорили в Новгороде (ср. «в земле, на коне», «два села»). Лингвист Эндрю Гарретт (Andrew Garrett) в статье A new model of Indo-European subgrouping and dispersal указывает, что не только славянские, но и в целом индоевропейские языки могли формироваться в результате конвергенции — путем образования койне.
Однако многие ученые критикуют данную теорию, указывая, что нет археологических подтверждений тому, что славянские племена в дальнейшем передвигались с Балкан на территорию их нынешнего проживания. Поэтому Илья Якубович идет дальше, рассматривая еще одну версию формирования общеславянского единства.
Этимология самоназваний славянских племен дает нам один ключ к разрешению загадки: поляне, древляне — люди, живущие в поле или в лесах. Таким образом, суффикс -ане говорит о названии места проживания, и точно таким же образом формируется слово римляне (жители Рима). Илья Якубович считает, что вполне мог существовать топоним, звучавший близко к корню slav-. Кроме того, как указывал еще великий лингвист XX века Роман Якобсон, слово «славяне» могло происходить и от *slovo, и тогда это те, кто «говорят словами», то есть на понятном языке (в отличие, например, от немцев — «немых», то есть не говорящих на понятном языке, не умеющих говорить словами). Якубович предлагает объединить эти две этимологии и принять возможность того, что возникшее однажды из топонима самоназвание могло быть переосмыслено после того, как оно распространилось на все славянские племена. Инструментальная гипотеза тут тоже оказывается кстати: учитывая и ее тоже, можно выдвинуть следующую гипотезу. Существовали различные славянские племена, говорившие на диалектах общеславянского языка — а потом в какой-то момент произошла конвергенция этих диалектов и формирование славянской идентичности. Случилось это на фоне противопоставления неких «другим» народам, для которых в разных славянских языках существует наименование: немцы.
Подтверждение тому, что именно германские племена стали для славян прототипическими «другими», мы находим, в частности, в сочинении византийского автора XI века Константина Багрянородного (De ceremoniis aulae Byzantinae). Описывая Баварию, он называет ее Nemitzioi. Иордан, в свою очередь, зафиксировал в своих сочинениях передвижение готов в III-IV веках с территории Скандинавии (где о них в качестве наследия осталось название острова Готланд) к нижнему течению Вислы. В IV века наступает момент, когда готы фактически расселяются на территории, на которой по археологическим данным мы реконструируем славянские поселения. В IV веке Иордан пишет о противостоянии готов и славян, а лингвисты отмечают проникновение готских слов в общеславянский язык.
Лексические параллели:
Славянское xlěbŭ ‘хлеб’ ~ готское hlaifs
Славянское bljudo (A) ‘блюдо’ ~ готское bíuÞs
Так что, если говорить о сложении славянского этноса, то, видимо, племена древних славян объединились в VI веке и не для того, чтобы вместе грабить Византию. Скорее всего, это случилось в IV веке, чтобы совместно противостоять натиску готов.
Фото превью: © «slovorod.ru» Информация взята с портала «Научная Россия»