© Фото из архива Республиканского центра марийской культуры
В России проживает народ, который, пожалуй, самым необычным образом отмечает Новый год, или Шорыкйол, как его называют марийцы, последние язычники Европы. О праздничных традициях возрастом несколько тысяч лет — в материале РИА Новости.
Нет платья — нет счастья
Вместо гирлянд — цветные ленты. Вместо оливье — ритуальный суп с коноплей. А вместо украшения елки — проверка удочек. Алексей Абрамов специально приехал из Йошкар-Олы в марийское село Шоруньжа, чтобы помочь родителям подготовиться к празднику Шорыкйол.
"Мы отмечаем его в начале января — дней семь примерно. Еще его в народе называют святки — он по смыслу примерно совпадает со святками у христиан",
— объясняет Алексей.
Календарь марийцев зависит от движения солнца и поэтому немного отличается от светского. В этом году Шорыкйол начинается второго января и длится до 11 числа.
К своим "святкам" марийцы тоже тщательно готовятся, а неделя перед наступлением Шорыкйола считается одной из самых трудных.
"Приходится очень много работать по дому. Помню, в детстве мама заставляла меня с сестрой вышивать полотенца и делать платья",
— говорит Анисия Абрамова.
© РИА Новости / Валерий Мельников Жительница села Шоруньжа Анисия Абрамова с мужем Андреем Петровичем.
Если же марийская девушка не успевала подготовить к празднику платье — считай, упустила свое счастье. Согласно поверью, именно в дни марийского Нового года можно встретить будущего супруга.
А вообще смысл обрядов Шорыкйола, как ни странно, точно описывает русская поговорка: "как год встретишь — так его и проведешь"
Например, название праздника переводится как "овечья нога" (кстати, слово "йол" в значении "новый год" перекочевало в скандинавские языки): у марийцев принято дергать овец за ногу, чтобы в наступившем году они дали хороший приплод. Дергают за ветки и растущие в саду деревья. А в домах проверяют абсолютно все необходимые в хозяйстве инструменты — в новый год с неисправными вещами не входят.
Уникальный праздник
Однако стоит перебраться из Марий Эл к нижегородским марийцам, как те на вопрос о празднике Шорыкйола лишь удивленно пожмут плечами. У них этот праздник называется "Васли вады". В зависимости от местности встречаются еще варианты "Шартял" и "Шачял". Однако суть от этого не меняется.
© Фото : Марк Шишкин / Интернет-газета "Реальное время" Празднование Шорыкйол в Йывансоле
По данным Всероссийской переписи населения, в стране проживают 605 тысяч марийцев — в основном в Республике Марий Эл и соседних регионах. Хотя исследователи относят народ мари к язычникам, сами они себя таковыми не считают.
"Мы поклоняемся не деревьям, а тому, кто выше", — говорит глава Шоруньжинского сельского поселения Иван Евсеев, указывая пальцем в небо.
Верховное божество марийцев — Ош Куго Юмо, "большой белый бог". Согласно мифам он, восседая на золотом небесном троне, видит абсолютно все дела людей. У Куго Юмо есть семья — так называемые высшие божества марийского пантеона. Специальные ритуалы в их честь мари совершают в священных рощах, куда иноверцам можно вступать только с особого разрешения жрецов — картов.
© Фото из архива Республиканского центра марийской культуры Сооружение снежной кучки в виде стогов во время празднования Шорыкйол
Марийской традиционной религии (официальное название) уже несколько тысяч лет и большинство обрядов этот народ сумел донести до нашего времени. А они уникальны. В каких еще дохристианских культурах на территории России Новый год отмечают зимой? Славяне, как и подавляющее большинство европейских и азиатских язычников, встречали его в конце марта — в день весеннего равноденствия. Впрочем, марийский календарь тоже зависит от солнца.
"После 22 декабря день постепенно прибавляется и начинается период зимнего солнцестояния. Поэтому в финно-угорские языки (финский, эстонский, венгерский. — Прим. ред.) от названия праздника перешла приставка "йол", которая означает "новый год",
— объясняет глава Федеральной национальной автономии марийцев Наталья Пушкина.
© Фото : Марк Шишкин / Интернет-газета "Реальное время" Девушки во время празднования Шорыкйол
Хаос в избе
Когда подготовка завершена, Анисия Абрамова, хозяйка дома, накрывает стол. Большинство блюд в Шорыкйол — из баранины: пельмени, суп, холодец. А еще на стол ставят шурашан (студень с крупой) и кома мелна (марийские блины, которые меньше и толще традиционных русских).
Перед тем как приступить к угощению, глава семейства Андрей Петрович читает молитвы богу Шорык шочыну ("Производителю овец") и богине Шорык шочын аве ("Производительнице овец"). Овцам в этот праздник уделяют особое внимание, ведь в давние времена они были у марийцев главным источником пропитания.
© Фото из архива Республиканского центра марийской культуры Ряженых приглашают в дома во время празднования Шорыкйол
Неожиданно семейную трапезу прерывает сильный стук в дверь.
"Шорыкйол! Шорыкйол! Шорыкйол!"
— доносится с улицы.
В новогодние дни по марийским деревням ходят ряженые. Шумное шествие возглавляет высокий плечистый Васлий кува — "дед Василий". Это марийский "брат" Деда Мороза. К его приходу в домах тщательно готовятся. Если старик обошел чье-то жилище стороной, это считается дурным знаком.
Свита у "деда Василия" пестрая: различные персонажи, символизирующие добрых и злых духов. Заходя в дом, они учиняют хаос — бегают, бросают кафтаны на пол, тем самым ритуально вызывая хороший приплод для скота.
А еще ряженые кидают солому, восклицая:
"У-у, нынче корм для скота уродится!"
И дергают домочадцев за ноги, постоянно приговаривая:
"Пусть овцы принесут весною по два ягненка: овцу и барана!"
© Фото из архива Республиканского центра марийской культуры Ряженые предсказывают судьбу, погоду
Для "сказочных гостей" в домах заготавливают специальное угощение: орехи, шаньги (печенья в форме коней и овец). А для человека в образе Кудырчо кугу юмо ("Великий бог грома", в народе его еще сравнивают с Ильей-пророком и даже называют так) варят пуру — специальное пиво.
Если хозяева щедро угощают гостей, то те им кричат:
"Кум пача! Кум пача! Кум пача!" — "Три ягненка! Три ягненка! Три ягненка!"
А если даров было мало, ряженые желают дому лишь одного ягненка.
Священное пиво
В праздничных гуляньях участвует не только Васлий кува со свитой. В дни Шорыкйола марийцы на улицах устраивают "страшные гадания". Для этого нужно выйти их села, встать на перекрестке дорог и внимательно прислушаться.
"Если услышишь крик, то будет людской мор, а если предстоит хороший год, то услышишь пение. Ну а если скрип телег, будто везут снопы, то будет обильный урожай",
— гласит предание.
Чтобы предсказать урожай, слушали также кур, сидящих на шесте: ведут себя шумно — хлеб не уродится, сидят тихо — уродится.
© Фото : Марк Шишкин / Интернет-газета "Реальное время" Ряженые во время празднования Шорыкйол
А когда-то, согласно свидетельствам столетней давности, еще подыскивали подходящий дом и варили в нем пиво. Когда оно было готово, в дом приглашали карта (жреца) и тот проводил специальный обряд: отведав немного пива, произносил молитву богам.
"О белый наш великий бог! Приди же к нам, создатель, приди, боже, сегодня наш марийский народ празднует Шорыкйол. Вознаградите счастьем, Васлий кува, кугыза! Дайте нам хорошо провести праздник, здоровья! Дайте здоровья, чтобы жить, играть да смеяться! Как полна кушаньями посуда, так же помоги нам жить в довольстве! Как пенится наше пиво, так же дай нам вдохновения в жизни!"
— громко произносил жрец.
А после этого принимался угощать пивом односельчан.
© Фото из архива Республиканского центра марийской культуры Гадание, связанное с предсказанием судьбы
Сейчас, конечно, Новый год в марийских селах проходит не столь шумно. Однако традиции сохранились, причем, как говорит жительница Шоруньжи Анисия Абрамова, даже перебравшееся в большие города молодое поколение старается им следовать. Поэтому марийцы уверены: их потомки январским утром также будут выглядывать в окно — проверять, снежный ли на этот раз Шорыкйол? Если да, то "новый год будет урожайным". А значит — счастливым.