z24002730ampplaskorzezba z ii wieku przedstawiajaca bitwe mied
Барельеф II века, изображающий битву между римлянами и тяжело вооруженную конницу сарматов

Сарматы были Кочево-пастырским народом из азиатских степей. Как гласит народный миф, именно от них должно было исходить Польша. Сегодня с помощью генетических исследований это можно проверить.

Есть ли в мифе о том, что поляки произошли от сарматов, хоть капля правды? — поэтому я спрашиваю доктора Майю Кшевиньскую из отдела археологии и классических исследований Стокгольмского университета.

Исследователь, который только что вместе с международной командой опубликовал в журнале "Science Advances" результаты генетических исследований m.in. сарматов, слегка морщась.

Варвары ворвались в археологию

Миф о сарматском происхождении Поляков восходит к Речи Посполитой. Он должен был объединить правящий класс многонационального государства. Это не касалось, конечно, крестьянства. Это касалось дворянства, составлявшего едва ли не 10%. тогдашнего населения короны и Великого Княжества Литовского.

Поляк-дворянин, ведущий род из племени сарматов, которые в незапамятные времена вторглись в страну на Вислу, покорив покоренное население. Полная чушь, но какая сила поражения! Вооруженное в сарматской вере дворянство сумело терроризировать подданных, доведя их до уровня рабов,

— возмутился несколько лет назад в беседе с Григорием Срочинским писатель Мариан пилот.

Это полная чушь?

Культурные изобретения много лет назад и серьезные археологические теории, основанные на раскопках, сегодня подвергаются проверке со стороны генетики, которая с успехом ворвалась в исследования истории человеческого завоевания земли.

В настоящее время биологи могут сравнивать не только крошечные фрагменты генетического материала человека — например, митохондриальную ДНК (мтДНК) или мужскую Y-хромосому, передаваемую детям, — но и проводить сравнительный анализ целых геномов.

Профессор Дэвид Райх из Гарварда, один из пионеров этой области исследований, благодаря которому мы знаем почти 2%. ДНК каждого неафриканца-это наследство от неандертальских предков, он шутит, что варвары ворвались в археологию. Но, как он подчеркивает в своей превосходной книге "Кто мы и как мы здесь" (Кто мы и откуда мы здесь), пренебрежение к варварам всегда было ошибкой.

Четверть поляков от одного предка

Генетические исследования-людей, живущих сегодня, и так называемой античной ДНК, то есть генетического материала, извлеченного из костей людей, живущих несколько десятков-нескольких сотен тысяч лет назад, — показали, например, как Homo sapiens завоевали Европу. Благодаря им мы знаем, что вторжение на континент, принадлежащий нам сегодня, привело к m.in. до исчезновения неандертальцев, живших на нем сотни тысяч лет, она шла тремя волнами.

Первые, около 45 тыс. много лет назад сюда прибыли охотники-собиратели. Хорошо. 9 тыс. несколько лет назад к ним присоединились, что привело к исчезновению их культуры, ближневосточные фермеры. А 4,5 тыс. несколько лет назад последнюю волну нашествия современных людей в Европу начал пастырский народ из культуры ямных гробниц, родом из степей, простирающихся на границе нашего континента и Азии.

Воинственные пастухи обладали значительным культурным преимуществом перед фермерами. Они приручили лошадь и умели драться в седле. Они также использовали колесо, чтобы их повозки обеспечивали им мобильную крышу над головой.

Как сегодня принято считать, именно степные пастухи распространили в Евразии (их нашествие охватило и m.in. Индия) протоиндоевропейский язык. На языках индоевропейской семьи сегодня говорит половина человечества.

Помимо языка, люди из культуры ям-могил оставили нам в наследство некоторые мутации, являющиеся генетическими маркерами, так называемыми гаплогруппами. Я имею в виду — они оставили европейских мужчин, потому что речь идет о мутациях, происходящих на Y-хромосоме, которая передается только от отца к сыну.

Каждая такая мутация приводит к общему предку, который жил тысячи лет назад и у которого изначально появился. Его потомки (и, следовательно, его гены) достигли такого большого социального успеха, что смогли передать его следующим поколениям.

"Гаплогруппа" R1, которая сегодня является одним из генетических маркеров, преобладающих среди европейцев, происходит от мужчин из культуры ямных гробниц. В Польше, согласно исследованию команды профессора Томаша Гжибовского из Университета Николая Коперника в Быдгоще, носителями одной из ее подгрупп, R1a-M458, являются до 26 процентов. мужчин.

То есть прошло четверть Поляков 2-3 тыс. много лет назад у нее был общий предок, — объяснил "Выборгский" профессор Гжибовский. — В свою очередь, среди немцев преобладает R1b.

Мы все равно вернемся к Сарматам.

Прощание с мифом

Сарматы были кочевниками, обитавшими в степях, простирающихся к северу от Черного и Каспийского морей, на границе Европы и Азии, — говорит доктор Кшевинская. — Они появились там в прошлом тысячелетии до нашей эры. В нашей публикации мы описываем их генетические связи с другими степными народами железного века — скифами и Кимерами-и с более ранними людьми срубных могил, культура которых связана с бронзовым веком. В ДНК 35 человек из всех этих культур, которые мы исследовали, мы обнаружили m.in. генетические фрагменты, полученные от древних народов охотников-собирателей.

Также выяснилось, что кимерийские, скифские и сарматские мужчины, останки которых исследовали ученые, в основном были носителями "гаплогруппы" R1b, которая, правда, встречается в современной Польше, но преобладает среди мужчин Западной Европы.

В свою очередь, "гаплогруппу" R1a, которая преобладает среди поляков и других славян, ученые обнаружили в ДНК мужчин из культуры срубовых могил И... едва у одного Сармата.

Итак, должны ли мы наконец попрощаться с мифом о сарматских поляках? Может быть, и не обязательно, — хватаюсь за бритву в разговоре с доктором Кржевинской. Археологические памятники указывают на то, что сарматы исчезли с лица этой земли в середине первого тысячелетия нашей эры, то есть примерно тогда, когда, как настаивают некоторые археологи, в Центральной и Восточной Европе появились славяне.

Доктор Кшевинская снова улыбается. Генетические и антропологические исследования исключают, что славяне, как по волшебству, явились сюда так поздно и так быстро распространились. Славяне (генетические, потому что не обязательно культурные) живут в Центральной и Восточной Европе добрых несколько тысяч лет.

Но, конечно, генетические исследования-это новинка в археологии, — утешает меня ученый. — У нас еще недостаточно публикаций по античной ДНК разных людей разных периодов и культур, чтобы сделать однозначные выводы.

Поиск

Журнал Родноверие