На современном этапе подавляющее большинство вайнахов являются мусульманами-суннитами. Также традиционно распространены суфийские тарикаты. Однако чеченцы и ингуши имеют богатое доисламское наследие, коренящееся в их древней мифологии и религии.
Тотемные животные
Вера в духовную связь животных и людей (тотемизм) была широко распространена в верованиях ингушей. Родовые аулы горной Ингушетии сохранили эти названия: Эрзи (орел), Акх-Борз (дикий волк), Овлург (ягненок) и так другие
Особым почитанием у ингушей пользовались: медведь, волк, олень, кабан, орел, удод и ласка.
Удод был особо почитаемой, священной птицей, он символизировал начало весны и зарождение новой жизни.
Олицетворением удода была богиня Тушоли — владыка плодородия и деторождения. Кстати, она единственная из богинь вайнахов, которая удостоилась изображения в камне, дереве и меди.
Вийлахское каменное изваяние богини Тушоли Источник: pro.culture.ru
Медная маска богини Тушоли Источник: history-forum.ru
Храм Тушоли в Бархане Источник: gazetaingush.ru
Храм Тушоли в Бархане (вид изнутри) Источник: gazetaingush.ru
Храм Тушоли в селе Ког Источник: gazetaingush.ru
Также предки ингушей поклонялись местным горам, но особо почитали гора Цей-Лоам — место обитания бога-громовержца Селы, а также гора Казбек — дом богини вьюг и снегопадом Фурки, супруги Сели.
Казбек Источник: adrenalinicsilence.kz
Цей-Лоам Источник: russia.toptriptip.com
Прометей по-вайнахски
В вайнахской мифологии есть свой аналог извечного древнегреческого персонажа Прометея — Пхьярамат (чечен.)/ Куркъо (ингуш.). Согласно чеченской версии мифа Пхьярамат украл огонь у громовержца Селы и сурово наказал его, приказав приковать цепями к горе Бешлам (Казбек). Каждый день к нему прилетала птица Ида и клевала печень.
В ингушской версии Куркъо помогли его семь сыновей. За что их Села превратил в созвездие Большой Медведицы, а ингушского Прометея также приковал к горе Казбек, но охраняла его богиня Фурки.
Бог-Творец
Пантеон ингушских богов возглавлял Дала — всемогущий творец всего сущего: он создал небо и землю и все, что на ней живет: рыб,зверей, птиц и людей. Кроме того, он создатель добра, справедливости и красоты. Он может карать и поощрять смертных. Вместе с тем, Бог заранее определяет судьбу каждого из людей.
Сам же образ Дала настолько яркий, что одним только видом может ослепить человека навсегда.
Помощницей верховного бога была Дунен беркат ("белая птица") — огромная белая птица, которая прилетела на гладкую, пустую землю; из её мочи образовалась вода, а из кала — семена, которые затем дуновением ветра распространились по всей земле, из них произросли все растения: деревья, трава, цветы и злаки.
Оборонительно-жилой комплекс Эрзи ("Орёл"), фото: "Кавказ пост"
В ингушской мифологии существовал дух болезней — «мать болезней» — Уна-нанильг. Ее представляли в виде страшной женщины с котомкой за плечами.
Для исцеления от болезней проводили заговоры и обряд хваления болезни (лазар хьестар), который сопровождался песнопениями, танцами, жертвоприношениями. Кроме того, ингуши считали, что у каждого человека имеется свой дух-двойник, хранитель-тарам.
Если и это не помогло люди попадали в мир иной — Эл. Он делиться на рай и ад, создан Делой за 7 лет. Путь в него проходит по лестнице от края земли на самом западе, под землёй. Мёртвые там живут обычной земной жизнью, только работают по ночам, когда к ним приходит солнце или луна — затылок бога Гела, поэтому там всегда холодно. Грешники же получают возмездие в Эле.
Магия была тесно связана с ведением хозяйства. Например в засуху ингуши проводили обряд мистагударг: ряженных детей и подростков гоняли по аулу, обливая водой, таким образом, как бы изгоняя злых духов засухи.
Захоронение Янда строителя — одного из создателем комплекса Эрзи, фото: "Кавказ пост"
Как у всякого народа, у ингушей был свой обряд посвящения (инициации) юноши в мужчину.
Молодой человек должен был поднять священный «черный камень». Этот сакральный предмет хранился в святилище на Цей-Лоаме, откуда жрец выносил ее только в дни посвящения.
Несмотря на современное доминирование мусульманской религии в Ингушетии, ислам укрепился на территории республики лишь к концу XIX столетия. Ведущую роль в этом сыграли суфийские ордена-тарикаты. Шейх Кунта-хаджи Кишиев в 1847 году прибыл в равнинную Ингушетию и начал обращать местных жителей в ислам. При этом, горцы были исламизированы несколько раньше, чем жители равнин.
Тем не менее, последний языческий жрец Элмарз-Хаджи Хаутиев продолжал свою религиозную деятельность жреца богини Тушоли вплоть до своей кончины в 1923-ем году. Старец дожил аж до 157 лет! С ним ушла целая эра, мировоззрение и древняя религия вайнахов.
Последний языческий жрец Ингушетии Элмарз-Хаджи Хаутиев (1766—1923) с праправнучкой (cело Шоани, Ингушетия, 1921 год) Источник: wikipedia.org
Источник
Мелетинский Е. М. Мифологический словарь,1990.