Существуют различные гипотезы формирования кельтов как исторической общности. Согласно более ранней, предки народа пришли в Центральную Европу из Причерноморья. Однако сейчас большинство исследователей склоняются к гипотезе автохтонного происхождения кельтов в районе между Средним Рейном и Средним Дунаем к 7 в. до н. э. В 6 веке до н. э. орды огненно-рыжих кельтов потрясли Европу, пронесясь на своих боевых колесницах по территории современных Франции, Испании, Британии. Земли нынешней Франции стали называться по их имени Галлией (кельты, галлы, галаты – все это разные формы одного и того же этнонима). Эта страна стала сердцевиной кельтских земель и базой новой экспансии, на этот раз на восток. Люди вождя Белловеза разгромили этрусские городки в долине реки По (около 397 г. до н. э.). В историю вошел их нашумевший, но неудачный штурм Рима, эпизод с капитолийскими гусями и фраза: “Горе побежденным” (около 390 г. до н. э.). Затем война в Италии приобрела позиционный характер. Более перспективными были действия тех галлов, что выселились в Герцинские горы. Они заняли Богемию (совр. Чехия) и бассейн Среднего Дуная (благодаря тому, что армия Александра Македонского действовала на Востоке). Затем, воспользовавшись ослаблением Македонии после войны диадохов, кельты уничтожили войско ее царя Птолемея Керавна и разграбили Грецию. По приглашению царя Вифинии они переправились в Малую Азию. Надо сказать, что эллинистические цари охотно нанимали кельтов на службу, ценя их специфические военные навыки (возможно, аналогичные тем, какие используются в восточных боевых искусствах). Но кельты (здесь их называли галаты) неожиданно образовали собственное государство в центре Малой Азии, организовавшись по образцу Галлии. И, наконец, примерно в этот же период, кельты заселили Ирландию.
В течении 3 столетия до н. э. кельты начали терпеть поражения. Сама легкость завоеваний таила в себе опасность. Огромные расстояния ослабляли линии коммуникации. Кельты не смогли выработать собственную государственность. Оправившиеся от поражений правители организованных держав (Рима, Македонии, Пергама, Сирии) стали давать им отпор. Тогда кельты приступили к освоению покоренных территорий. Их города (первые в Европе к северу от Альп!) и селения соединялись сетью дорог. Существовало развитое речное судоходство. Галлы в Бретани строили большие деревянные корабли, снабженные кожаными парусами и якорными цепями, гораздо лучше приспособленные к плаванию в открытом море, чем античные галеры. В политическом отношении Кельтика по прежнему представляла собой конгломерат племенных обьединений во главе с “королями” и аристократией, которые жили в укрепленных пунктах и, подобно средневековому дворянству, страстно любили лошадей и псовую охоту. Но высшая власть принадлежала сословию жрецов, имевших единую организацию и ежегодно собиравшихся на территории нынешнего Шартра. Они делились на три категории. Друиды образовывали высшую касту – слагателей мифов и вершителей ритуалов. Филиды выполняли функции законоведов, они же хранили в памяти древнюю историю страны, тесно переплетенную с мифологией. Наконец, барды в своих стихах прославляли военных вождей и героев. Согласно Цезарю, галльские друиды не доверяли письменному слову и сохраняли в памяти огромный обьем информации. Не удивительно, что период обучения друида достигал 20 лет. В Ирландии аналогичный период был короче – семь лет.
Но время господства кельтов на материке уходило. С востока их теснили дикие германские племена. На юге же все больше набирал силу Рим. В 121 г. до н. э. римляне оккупировали Южную Францию, создав провинцию Нарбонская Галлия. В это же время, два племени – кимвры и тевтоны вторглись в кельтскую Галлию из-за Рейна. Она была разорена. А затем наступили роковые для кельтов 60-50 гг. до н. э. Буребиста, царь даков уничтожил или изгнал их из Центральной Европы; Ариовист, германский вождь вытеснил их из Германии. И, наконец, Цезарь совершил свой головокружительный поход и за несколько лет покорил Галлию – сердцевину кельтских земель. Эта страна быстро поддалась влиянию римской цивилизации. Ее население получило наименование галло-римлян – то есть галлов, живущих по римскому законодательству. Галлия стала одной из самых развитых и населенных провинций империи. Сословие жрецов, которые являлись поборниками независимости было уничтожено. Но почитание кельтских богов продолжалось, хоть и в рамках возрастающего синкретизма.
Подобная же участь постигла и всех остальных материковых кельтов. Их культура уцелела лишь на Британских островах среди бриттов (Англия) и скоттов (Ирландия). Так Кельтика вошла в Средневековье.
Источниками наших знаний о кельтской (да и практически любой другой) мифологии являются литература и изобразительное искусство. При этом, как уже говорилось выше, они распределены во времени весьма неоднородно. Эта неоднородность вытекает из особенностей кельтской истории. Для "варварской" стадии развития, на которой, как правило, и осуществлялось создание знаменитых эпосов, густо насыщенных мифологическими образами и сюжетами, характерно отсутствие письменной фиксации оных. Иногда это связано с отсутствием письменности как таковой, но далеко не всегда, ибо известно, что варвары приспосабливали к своим нуждам письмо более "продвинутых" соседей. Кроме того, они подчас, создавали собственную, хотя и примитивную письменность. Тем не менее, ни на кельтском огамическом письме, ни на германских рунах не сохранились мифологические тексты, а имеются лишь сведения магическо-медицинского или биографического характера. империи. Видимо, причина "безмолвия" варваров кроется в жестком запрете письменной фиксации сакральных текстов. Взамен, жречество культивировало сложные мнемонические техники, знакомые исследователям из общения со сказителями тех же былин. Поэтому, после римской оккупации и уничтожения сословия друидов, от великой кельтской религиозной традиции остались бы лишь малопонятные описания античных авторов, если бы не два обстоятельства. Во-первых, галльское и галло-римское искусство. Выше отмечалось, что кельты обладали высокой ремесленной культурой, особено в области металлургии. И эта культура была насквозь проникнута сакральным началом. В период латена — кельтского железного века (6 – 1 вв. до н. э.) были созданы многочисленые изделия – котлы, гривны, браслеты, оружие, богато украшенные мифологическими образами и сюжетами (особенно знаменитый котел из Гундеструпа). В последующий за латеном римский железный век на территории Галлии сложилась новая этническая общность – галло-римляне, чья религия развивалась в русле римского имперского синкретизма. Но римский синкретизм везде впитывал сильные местные культы (во Фракии – фракийские, Иллирии – иллирийские, Анатолии – хеттские, благо они в большинстве своем имели общие индоевропейские корни). И вот, в Галлии и прилегающих областях – Иберии, Британии, Норике (нынешние Словения и Хорватия) появляются многочисленные статуи богов либо смешанного галло-римского характера, либо откровенно кельтских.
Вторым чрезвычайно важным обстоятельством в вопросе сохранения кельтской мифологической традиции стал фактор островных кельтов. Особая роль здесь принадлежит Ирландии. Сюда не дошли ни римские армии, ни германские дружины. Сильное влияние на жизнь острова оказали христианские монахи, прибывшие в Ирландию в 4-5 веках н. э. из Египта, минуя Рим. Однако они не проявили нетерпимости к местной мифопоэтической традиции. Наоборот, заняв место друидов, монахи тесно сотрудничали с филидами. Последние, под руководством церкви записали (примерно к концу 1 тыс. н. э.) мифологические предания, осуществляя. Разумеется, кое-что пришлось устранить, в особенности мифы, связанные с космологией и эсхатологией (они были частично замещены сюжетами из Библии). Тем не менее, обьем фольклорной информации, сохраненной филидами огромен. Отдельные произведения, называемые сагами (термин неточен и взят современными исследователями из скандинавской традиции, сами ирландцы называли их “скел” – повести) группируются по различным признакам. Современная наука выделяет следующие циклы: мифологический, исторический, героический и цикл Финна. Первый охватывает наиболее древний период истории (или псевдоистории) и чрезвычайно сильно насыщен персонажами, в которых угадываются древние боги (и даже часто так и называются). Исторический цикл наиболее длинен и продолжает мифологический. Саги героического и исторического циклов группируются вокруг определенных событий и персонажей (в первом случае Кухулина, Конхобара и знаменитого Похищения быка из Куальнге; во втором – вокруг подвигов героя Финна и его дружины – фениев). Повествование обоих этих циклов, в которых также встречаются древние боги, ограничено относительно короткими временными отрезками.
Монастыри, где хранились рукописи, сильно пострадали от нашествий викингов, однако традиция жила до 17 века, когда Ирландия была завоевана Кромвелем. После этого, многие рукописи были переправлены на континент, где сохранились в католических центрах.
Литературное наследие бриттов не столь велико. Их культура развивалась не в таких благоприятных условиях. Сперва бритты подпали под власть Рима, затем испытали нашествие германских племен – англов, саксов и ютов, которое привело к ассимиляции либо уничтожению большей части населения. Роль хранителей древней учености взяли на себя барды. Они оставили ряд произведений, в которых мы можем видеть многочисленные параллели к ирландским мифологическим образам (в основном, это знаменитые "Мабиногион" – рассказы для юношества). Но основной функцией бардов было прославление удачливого военного вождя. Таким вождем и стал полулегендарный Артур, возглавивший в конце 5- начале 6 веков борьбу против англов и саксов, на полвека задержав продвижение германцев. Постепенно, вокруг его фигуры начал формироваться обширный эпос, становившийся достоянием уже не столько бриттов, сколько всей средневековой Европы.
А.Н. Фанталов. "Индоевропа и ее мифологические образы".