Праздничные обряды коренных жителей крайнего севера

Малые народы России бережно хранят свои национальные традиции, передавая из поколения в поколение семейные обычаи и обряды, среди которых — ненецкая свадьба на краю земли.

Ненцы подразделяются на лесных и тундровых. Несмотря на значительную протяженность территории их расселения, от Белого моря до нижнего течения Енисея, все тундровые ненцы обладают единством культуры. Основные элементы традиционного свадебного обряда были одинаковы у всех ненцев. Однако существовали различия в зависимости от района проживания, имущественного положения семей и сложившихся в данном роду традиций.

При заключении браков в первую очередь учитывались экзогамные нормы: браки заключались только между представителями разных родов. Важны были и экономические факторы, а также качества девушки: здоровье, трудоспособность, мастерство.

Сватовство

Основной формой брака у ненцев, который встречается и поныне, был брак по сватовству. Присмотрев невесту, молодой ненец вместе со своими родными устраивал семейный совет, на котором обсуждали качества девушки и выбирали свата. Роль свата могла выполнять мать жениха.

В назначенный день жених и сват отправлялись к стойбищу рода невесты. Подъехав к чуму отца невесты, внутрь заходил только сват и сообщал о цели своего приезда. Главным атрибутом свата служил посох.

Чаще первой фразой свата, с которой он обращался к отцу невесты при входе в чум, была: «Дочку твою я застал или не застал?»

Если отец девушки почему-либо не хотел отдавать дочь замуж за этого человека, то он на предложение свата ничего не отвечал или запрашивал высокий выкуп.

Если жених устраивал отца девушки, то между ним и сватом начинались переговоры о размере выкупа: отец невесты на посохе делал нарезки по количеству запрашиваемых оленей.

Договорившись о размере выкупа, сват оставлял посох, который хранился у отца невесты в священной нарте. Число таких посохов равнялось числу замужних дочерей. Когда за девушку получали задаток, состоявший из нескольких оленей, она считалась сосватанной. Срок свадьбы зависел от уплаты выкупа и наличия приданого.

Выкуп за невесту чаще всего уплачивался перед свадьбой, и его размер зависел от обеспеченности жениха. Основную часть выкупа составляли олени, а остальное — меха, сукно и т.п. Большой выкуп повышал статус и значимость невесты.

Свадьба в чуме невесты

В день свадьбы подготовка невесты начиналась с омовения и ритуального очищения дымом. Затем следовало оформление причес­ки — невесте вплетали в косы украшения и надевали головной убор судыр’. Накосники были непременной принадлежностью кос­тюма невесты. Специальной свадебной одежды у ненцев не было, праздничной считалась более нарядная, новая, сшитая из шкур лучшей выделки.

В назначенный день жених и его родственники наряжались в лучшие одежды и отправлялись к чуму невесты. Свадебный аргиш — обоз из нескольких оленьих упряжек, идущих друг за другом — мог растянуться на целый километр.

Подъехав к чуму невесты, жених на упряжке трижды объезжал чум по ходу солнца, после чего родня невесты, находящаяся вне чума, бросалась ловить свата, жениха и всех остальных гостей. Задача невестиной родни — изловить руками все упряжки, едущие на полном ходу.

Поймав кого-либо из мужчин, их в шутку привязывали к нартам в задней части чума, а женщин привязывали к нартам у входа в чум. Их оленей распрягали и выпускали пастись. Это было отражением борьбы, которая в далеком прошлом сопровождала получение невесты.

В первый день свадьбы совершали жертвоприношение оленя. Для счастья новобрачных пояса, платок невесты и аркан жениха пропускали три раза вокруг шеи жертвенного оленя с пожеланиями счастливой семейной жизни. Вместе с новобрачными все остальные участники проходили три раза под арканом, который был привязан к шее оленя.

Мясо такого оленя считается священным, его не заносят в чум, и гости едят его только в сыром виде. Магическими свойствами наделялись отдельные органы жертвенных животных, которые использовались в качестве оберегов. Так кончиком левого оленьего уха наносили полоску по лбу жениха и невесты.

Мать невесты приглашала родню жениха к чуму, который был заперт изнутри. Задачей жениха было просунуть красный лоскут сукна внутрь чума, причем родственницы невесты всеми силами пытались не позволить ему это сделать. Когда сукно вталкивалось женихом в чум, его разрезали полосками и раздавали женщинам — всем защитникам двери, членам семьи невесты.

После выкупа двери мать невесты приглашала есть парное оленье мясо. Угощение проходило на улице. Участвовали в пиршес­тве домашние и семейные духи из священной нарты. Затем в чуме накрывали праздничные столы. Угощением служили сырое и вареное мясо, рыба, суп.

После первого угощения за свадебным столом все выходили из чума, и начинались игрища и состязания. В это время в чуме для гостей готовили ужин. Жениху и невесте подавали вареное сердце и язык оленя. Это ритуальное блюдо означало, что у них теперь на двоих одно сердце и один язык.

Отъезд невесты в чум жениха происходил утром следующего дня. Проводили обряд, направленный на обес­печение новой семьи чадородием — в нарту невесты усаживали маленького ребенка, чтобы женская нарта никогда не пустовала.

Напротив выхода из чума выливали из сосуда кровь жертвенного оленя так, чтобы образовалась лужица. Невесту под руки выводили из чума, она перешагивала через кровавую лужицу, тем самым заслоняя порог чума родителей от темных сил. Невес­ту укладывали в женскую нарту и наглухо закрывали пологом, причем это делали родственники жениха. Отец давал напутствия: «Ты теперь не наша дочь, ты выдана замуж. Живи с мужем хорошо, люби его и слушай всех старших». Упряжка невесты украшалась нарядной упряжью, колокольчиками и бубенцами.

Приданое имела каждая невеста, и оно являлось основой хозяйства молодой семьи. Невесты из обеспеченных семей получали от своих родителей чум и целый аргиш из нескольких оленьих упряжек. Необходимой частью приданого невес­ты был новый ситцевый полог, так как супружеская жизнь у ненцев начиналась именно в пологе. Он служит единственным разделителем постели супружеской пары и остальных членов семьи.

Нарту невесты привязывали к нарте жены свата или матери жениха. За ними цепочкой присоединялись грузовые нарты с приданым невесты. Перед отъездом невесты в чум жениха ее аргиш проводили три раза вокруг родительского чума.

Аргиш направлялся на восток и проезжал под ритуальными воротами, которые отец невесты сооружал еще до прибытия гостей жениха. Эти ворота были символической границей между семьями или родами, через которую проходит невеста в род мужа.

Свадьба в чуме жениха

По приезду в стойбище свадебный аргиш три раза объезжал вокруг чума жениха. Сваха под руки заводила невесту в чум и открывала ей лицо. Жених распрягал оленей и аккуратно складывал всю упряжь в нарту. Если что-то из упряжи осталось на земле или было сложено небрежно, это означало, что жених неохотно взял в жены данную девушку, подчинившись воле родителей.

На стойбище жениха обычно происходило то же, что и у невесты: обряд жертвоприношения оленя, угощение перед чумом, затем угощение внутри чума, проходили соревнования и игры.

По ненецкой традиции, постель для молодоженов готовит мать жениха. Ложе новобрачных отделял полог из приданого невесты. Когда полог опускался — это символизировало, что жених и невеста становились мужем и женой. Это был кульминационный момент свадьбы — невеста окончательно теряет связь с родом отца и получает статус замужней женщины в семье мужа.

Наутро молодая жена приступала к своим обязанностям: разжигала очаг, готовила еду, угощала гостей. С этого момента для молодой женщины начиналась новая жизнь. Родители невесты прощались с дочерью, затем с родителями жениха. В нарты упаковывались подарки от семьи жениха, и гости разъезжались.

Послесвадебные обряды

Через один-два дня молодая супружеская пара совершала ответный визит родителям невесты. Новоиспеченный муж приводил в подарок отцу невесты семь оленей, предназначенных для запряжки в священные нарты. Перед отъездом новобрачных отец не­весты забивал оленя, мясом которого угощал отъезжающих. Теперь дочь навестит родителей не ранее, чем через год. Ежегодно навещая родителей, замужняя дочь непременно получает каждый раз подарки: оленя или новую ягушку.

Традиционный свадебный обряд показывает, что созданию семьи у ненцев придавалось большое значение. Появлялась новая семья, женатый сын мог отделиться и жить своим хозяйством, рождение детей, особенно сыновей, поднимало его социальный статус: сыновья были продолжением рода.

Д.Н.Князев, основатель проекта «Свадьбы народов мира: культурное наследие»,
Г.П.Харючи, к.и.н., автор монографий об истории и культуре ненцев

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие