Смерть Святослава у Днепровских порогов от печенегов. Миниатюра из Радзивилловской летописи
Не переходите печенегские пределы
Печенеги оставили памятники в низовьях Днепра, Южного Буга, Днестра. Проникновение печенегов на запад связывается с давлением на них со стороны огузов. Движение происходило через равнины Мунтении и долину Дуная в Паристрион и Алфельд. Оттуда печенеги проникали в долины Тисы и Кереша. И уже после того, как они были расселены венграми вдоль границ. Отмечено присутствие печенегов в Саркеле. С. Плетнева размещала племя Талмат в районе Поволжья. Племена Куарцицур, Сирукалпеи, Вороталмат, Вулацопон, по мнению исследовательницы, находились между Днепром и Волгой. Следуя сведениям Константина Багрянородного, она локализировала Гиазихопон на расстоянии 15–20 км. от Болгарии, на северном береге Дуная, Нижнюю Гилу на расстоянии четырех дней пути, Йавдыэртим на границах уличей, древлян и лендзанинов, ориентировочно южнее притоков Припяти.
А.Н. Курат предположил, что границы печенегов проходил от города Сарай на Иделе (Волге) до Самары, включая среднее течение Яика и долины рек Сакмары и Илек. Верховья Дона и Северского Донца были хазарской территорией с населением салтово-маяцкой культуры. Аланы, граничащие с печенегами, должны были находиться в районе Северского Донца, а огузы, граничащие с печенегами за Северским Донцом и Доном. В связи с этим стоит упомянуть, что в хазарское время кочевья огузов находились и на запад от Волги. В частности, археологически засвидетельствовано присутствие печенегов и огузов и в Саркеле. Этнонимия печенегов известна благодаря данным Константина Багрянородного. Интересную реконструкцию предложил О. Прицак. Йавдыэртим граничили с уличами, древлянами и полянами. Племя Гиазихопон было отделено от Первого Болгарского царства рекой Дунай. Владения Йавдыэртим находились на территории Южной Киевщины, а резиденция находилась около реки Стугна. Куарцичур занимали земли на Левобережье Днепра, между Орелью и Сеймом. Это племя граничило с уличами и тиверцами. Владения племени Хабуксингилы находились в верхнем течении Серета, Прута и Днестра. На Днепровском Правобережье вдоль торгового пути «из варяг в греки» находились владения племени Харабои. На противоположном берегу Днепра, напротив Харабои, находились владения племени Бороталмат. О. Прицак отождествлял его с «хазарскими печенегами», которые упомянуты в «Худуд ал-Алам». Основаниями для этого утверждения были сведения о соседстве этого племени с владениями алан. Племя Сирукалпеи кочевало в бассейне Северского Донца. Это племя находилось на расстоянии пяти дней пути от хазар. Племя Буйлацопон находилось ближе всего к византийским владениям. Его владения соприкасались с Климатами и Херсоном. Кочевья этого племени летом находились в бассейнах рек Самара, Конские Воды и Молочная.
Победа печенегов Кури над Святославом
Зимой печенеги находились в зимовниках на берегах моря. А. Головко считал, что Гиазихопон владела землями в Нижнем Подунавье, Нижняя Гила – частью Прикарпатья, Харавои – бассейном реки Рось, Йабдыэртим – землями на границах древлян, уличей и лендзян. По мнению А. Палоци-Хорвата, племя Язихопон находилась в Мунтении, Хабуксингила находилась между Серетом и Прутом, Йавдыэртим между Днестром и Бугом, Харавои между Бугом и Днепром, Куарцичур между Днепром, Конскими водами и Кальмиусом. Сирукалпеи занимало территорию между Днепром и Северским Донцем, а Бороталмат между Северским Донцом и Доном, Буйлацопон между Доном и Волгой. В. Спиней указывал, что валашское население зависело от печенегов. Некоторое количество печенегов влилось в состав населения археологической культуры Дриду, которая, впрочем, оставалась валашско-славянской. Карпато-Дунайский регион был периферией печенегов, и они начали массово прибывать в него в XI в. находясь под давлением огузов и кыпчаков.
Вследствие оказанного давления валахи отступали на север, в горы. Э. Трыярски указывал, что племя Бороталмач находилось на берегах Волги, Гиазихопон – сосед Болгарии, Кабукшинюла – сосед Венгрии, Харабой – граничит с полянами, Йавдыэртим – сосед древлян, уличей и лендзян. В. Спиней указывал, что Константин Багрянородный упоминал о восьми племенах печенегов – Эртим, Чур, Юла, Кулпей, Харавой, Талмач, Чопон. Гиазикопон и Като Джила кочевали у Болгарии и Венгрии, Карабой граничила с Киевской Русью (землей полян), а Йавдыэртим с древлянами, уличами и поляками. Ромеи в середине ХІ в. вели войну против печенежского вождя Тираха руками печенежского вождя Кегена.
Нет оснований для того, чтобы сомневаться, что ромеи также использовали разные племена печенегов в своих целях, в частности, силами печенегов Кури одержали победу над Святославом.
«Разделяй и властвуй»
Константин Багрянородный оставил детальное описани, как воевать с «варварами» руками самих «варваров». Ключевое место в политике ромеев играла деятельность василика Херсона и его взаимоотношения с печенегами. Византийские императоры умело использовали трайбализм печенежской элиты.
Чтобы прояснить ситуацию, нужно обратиться к источникам. Константин Багрянородный зафиксировал положение дел до походов Святослава. Гиазихопон (Язы-копон) граничит с Булгарией, Нижняя Гила (КубашинЮла) – с Туркией, Харавои (Кара-бой) – с Росией, Иавдиертим (Йабдыэртим) – с ультинами, деревлинами, лензанинами и другими словинами. Куарцицур (Куэрчи-чур), Сирукалпеи (Суру-Кулбей), Вороталмат (Бору-талмач), Вулацопон (Була-чопон) напротив Узии, Хазарии, Алании, Херсона и иных Климатов. Как выше указывалось, Туркия Константина Багрянородного — это Венгрия. С ней печенеги должны были граничить в районе южной части Восточных Карпат. Племя Йазы-копон должно было кочевать в Буджаке. Росия должна сопоставляться непосредственно с так называемой Русской землей в узком понимании, то есть с землей полян. Ультины и деревлины достаточно легко отождествляется с уличами и древлянами. Ситуацию несколько осложняет то, остальные четыре печенежских фемы Константин Багрянородный локализует вообще вдали от славянских земель, так что под другими словинами могут скрываться не только хорваты, о нападении пачанакитов на которых в главе 31 указывает византийский ученый.
О том, что тиверцев вынудили сдвинутся северней, есть археологические данные. В. Спиней указывал, что печенеги взяли городище тиверцев на Реуте. Сведения Нестора о том, что тиверцы и уличи живут на побережье моря относятся не к печенежской, и даже не к венгерской эпохе. Это описание положения дел в хазарское время. В Х в. можно наблюдать исчезновение славянских памятников в Нижнем Поднестровье. В Верхнем Поднестровье хорватские памятники смешиваются с подплитными погребениями, которые оставляли тиверцы после себя в Верхнем Поднестровье. Большинство таких погребений из верхнеднестровских грунтовых могильников относятся уже к ХІ–ХІІ вв. когда формируется население Галичины и Понизья. Городища и села в Среднем Поднестровье опустошались печенегами и оставались заброшенными. Область Верхнего Поднестровья стала хорватско-тиверской. Под давлением печенегов в лесостепную часть Побужья были вынуждены отступить в лесостепное Побужье. Поселения основанные уличами в этом регионе были основаны только в Х в. В Среднем Поднестровье на границе с печенегами находились городища у сел Гаряченцы, Глебовка, Пылыпы Хребтеевские, Хребтеев, Большой Карабчеев, Караченцы, Бакота и около города Каменца-Подольского.
Владения киевских князей
Нужно сказать, что тиверцы, ходившие вместе Ингорем (Игорем) в поход на Византию в 941 г. вероятно были не подданными, а союзниками Руси, как белые хорваты, вятичи, тиверцы при Хельги (Олеге). Касательно войны уличей с Русью есть сомнительное с точки зрения достоверности сведения Ермолинской летописи, Нестор и первые летописцы Руси об этом молчат. Касательно, того что территория уличей и тиверцев была подвластна Руси есть большие сомнения. Иначе Константин Багрянородный не указывал бы на Днепр как на единственный путь движения русов на Византию. Среди подданных Росии названы кривейтины, лендзанины и иные словинии. Что скрывается под словом иные словинии сложно сказать. При этом как города Руси упомянуты Немоград (Новгород, Рюриково городище), Милниски (Смоленск, Гнездово), Телиуцы (Любеч), Вусеград (Вышгород), Чернигоги (Чернигов). То есть можем наблюдать описание Руси вдоль пути из «варяг в греки».
В качестве подвластных Руси племен можно утверждать о словенах ильменских, кривичах, северянах, полянах. Данные Нестора позволяют говорить о подданстве Руси древлян и радимичей, впрочем, как мы убедимся ниже, власть над этими племенами у Киева не была прочной. Во время князя Святослава Нестор уже указывал на два пути. Святослав пошел по традиционному пути из варяг в греки, а Свенельд очевидно смог договорится с одним из племен печенегов, а также разными славянскими племенами. В 40-х гг. Х в. Киеву с трудом удалось удержать в зоне своего влияния древлян, то есть можно с уверенностью утверждать, что на Днепровском Правобережье власть Руси не была твердой. Ольга только подчинила себе древлян. Дальнейшее продвижение наблюдалось уже при Владимире, когда тот шел войной на белых хорватов.
Кто есть лендзанины?
Контроль над Червенскими городами был предметом конфликта Руси с Польшей. При этом Волынь была частью региона названого Червенскими городами, которые были впервые покорены князем Владимиром. Дулебы, Белая Хорватия, уличи и тиверцы должны были быть покорены именно во время его правления. Мы можем наблюдать в его правление стремление расширить свою власть в Восточной Европе. Он совершил поход на вятичей, которые отпали от Руси после смерти Святослава. Также отпали от Руси и радимичи. В 982 г. Владимир воевал против вятичей, в 983 г. – против ятвягов, в 984 г. – против радимичей. Еще раньше, в 980 г., он совершил поход на Полоцк, которым правили скандинавы не связанные с Киевом (Рогволод-Ренгвальд и Рогнеда-Рангхильд).
На Юго-Востоке карты отражено приблизительное место расселения Лендзян.
Интересен вопрос касательно лендзанинов. Их этническая принадлежность являлась дискуссионной. Лендзанины кроме сочинения «Об управлении империей» упоминались в «Баварском географе» как Lendizi. Т. Тименецкий считал, что лендзяне это поляне относящиеся к лехитским племенам и считал, что они жили у реки Варты. М. Парчевский считал лендзян ляхами и локализирует их в юго-восточной Польше. Г. Ловмянский локализировал их в Сандомирской земле. Т. Василевски предполагал, что лендзяне это ляхи. С. Кучинский считал, что лендзяне это дулебы и жили они на Верхней и Средней Висле. Й. Довят высказал гипотезу, что лендзяне это все славяне-ляхи от Балтики до Карпат. Г. Лябуда предполагал, что восточной границей лендзян были истоки Западного Буга и Днестра. Б. Флоря отождествлял лендзян с волынянами. Л. Нидерле сопоставлял их с лучанами. Эту точку зрения приняли Я. Дашкевич и Л. Войтович. А. Головко и А. Горский считают лендзян восточными волынянами. О. Прицак и С. Конча сопоставляют их с полянами в Среднем Поднепровье. В. Баран считает лендзян одной из ветвей дулебов, которая мигрировала на запад.
«Исполняют поручения императора в Росии, Хазарии и Зихии»
Должны сказать, что нужно учитывать, что Росия у Константина Багрянородного – это земли полян и северян. Таким образом, никаким образом это не могли быть поляне. О самих же поляках-лехах Константин Багрянородный практически не знал. Его кругозор не простирался далее Моравии с Чехией. В связи с всем выше сказанным нам представляется верным связать лендзян с лучанами, о которых сказано у Нестора. Византийский ученый, вероятно, знал о лендзянах только имя и от русов знал, что они, мол, данники Руси во время правления княгини Хельги (Ольги). Однако сам факт даннической зависимости лучан от Руси в данный период времени сомнителен, не говоря уже о том, что печенеги не могли прямо с ними граничить. Для этого ним нужно было пройти землями белых хорватов, уличей и древлян.
Другое дело, что печенеги могли ходить в набеги подобные дальним венгерским рейдам. Сюда же нужно отнести и данные о границе древлян с печенегами. Через земли уличей и полян печенеги конечно могли вторгатся в земли древлян, но прямо с ними они должны были граничить. Исходя из логики рассказа Константина Багрянородного, то локализируя племена с запада на восток Була-чопон находился в степном Крыму и в Нижнем Поднепровье. О печенегах сказано, что они исполняют поручения императора в Росии, Хазарии и Зихии.