Среднее и Нижнее Поволжье, благодаря расположению на пересечении торговых путей, на протяжении всей истории являлось территорией межкультурного взаимодействия. Кроме того, его территории лежали на пути миграции номадов из Центральноазиатской в Восточноевропейскую часть Великой Степи. Булгары, мадьяры, кипчаки в разное время переселялись на данные территории. Малоизученным вопросом остается роль народа, именуемого в арабских источниках как “гузы”, а в древнерусских — как “торки”, и родственным им печенегов в этнической истории Поволжья раннего Средневековья.

Бедный как печенег

Одним из кочевых народов, вступавшим в контакт с булгарами, были печенеги. Ибн Фадлан сообщает, что они жили по соседству с башкирами. Он также отмечает: «И вот они темные брюнеты, и вот они с совершенно бритыми бородами, бедны в противоположность гузам». Это была оставшаяся часть печенежеского населения после ухода большей части на запад. Формирование союза печенегов, известного по византийским источникам как «пацинаки», следует относить к концу IX века.

По вопросу происхождения двух этнонимов этого народа («печенеги» и «кангары») существуют разные версии. В «Трактате об управлении империей» Константина Багрянородного они именуются «пачинакиты» и «кангары», в сведениях арабских авторов в наименовании этого народа можно также встретить два термина «банджак» и «печенеги». В другом своем трактате Константин Багрянородный сообщил, что «кангар» означает благородный».

Похожее значение этнонима «канглы» приводит Махмуд Кашкарский. Г.А. Федоров-Давыдов предположил, что этноним «кангар» и его вариации являлись распространенным наименованием печенегов еще до переселения в Европу. С.Н. Толстов писал, что процесс переименования кангаров в канглы происходил под влиянием кипчаков. Вызывает вопрос связь кангаров с территорией государства Кангюй, впервые упомянутого в китайской хронике рубежа I—II вв. до н.э. Также существует версия происхождения этнонима «кангар» от названия долины среднего течения Сырдарьи — Канг. Ее придерживались С.Г. Кляшторный и А.В. Морей, последний также отмечал родство печенегов с огузами.

Свои люди из Гиазихапона

Что касается этнонима “печенеги”, то здесь существует точка зрения С.А. Плетневой о происхождении слова “печенег” от имени собственного «Бече». Также исследовательница предположила, что в состав печенежеского объединения могли входить не только тюркские, но и угорские группы. Д. Айтмуратов выдвинул версию, что слово «печенег» означало «косоносец».

В первые десятилетия своего существования печенежского союза они кочевали в заволжских степях. В связи с ослаблением Хазарского каганата, печенеги двинулись к западным рубежам своих владений и к середине Х века заняли огромные территории в степях от Волги до Дуная. Одну из восьми печенежских орд, именуемую в Константином Багрянородным «фема Гиазихапон», император помещает всего в полдня пути от границ Волжской Булгарии. На сегодняшний день отсутствуют данные источников о характере взаимоотношений между булгарами и печенегами. Историки могут только предполагать, что какие-то печенежские роды из фемы Гиазихапон могли принять участите в формировании булгарской народности наравне с представителями тюркских-огурских, финно-угорских, балто-славянских, мадьярских и буртасских племен.

Если следовать логике дипломатической практики раннего средневековья, можно предположить, что какая-то группа племен была задействована булгарской «имперской» дипломатией для противодействия проискам враждебных номадов.

Следы печенежских погребений в Заволжье

С.А. Плетнева отмечает, что погребения печенегов в Заволжье сохранялись до XI в., а иногда и позже. Поволжские печенежские погребения отличаются обилием пряжек, блях и бус, встречаются и предметы вооружения, стремена яйцевидной формы с округлым выступом для петли и узкой закругленной книзу подножкой; удила двусоставные с псалиями в виде стержней; железные стрелы, черешковые, трехлопастные.

В печенежских погребениях находят лепные глиняные сосуды без ручек с отогнутым венчиком, иногда с характерными защипами или насечками по верху венчика; металлические нашивки в виде стилизованных птиц или птичьих крыльев; копоушки из овальной ажурной пластины со стержнем; бубенчики цельнолитые в виде шаровидной подвески; перстни сомкнутые с гнездом для вставки камня. Иногда с описанными выше вещами попадаются бронзовые шаровидные пуговицы с горизонтальным швом, свинцовые грузики, стеклянные бусы, иногда бисер черного, синего, желтого цветов. С описанными предметами иногда находят кольчуги, копья, сабли, мечи.

Тема взаимоотношений печенегов с Киевской Русью и Византией получила широкое освещение в исторических источниках и научных трудах. Однако вопрос контактов печенегов и Волжской Булгариии требует дальнейшего научного изучения.

Булгары и огузы

В большей степени отражены в письменных и археологических источниках контакты булгар с гузами (огузами). Огузами назывались тюркоязычные племена, жившие от Урала до нижнего течения Волги. Анонимный персидский автор обозначил территорию проживания огузов следующим образом: «Худуд ал Алем» описывает следующим образом: «И еще Каспийское море. С восточной стороны его — пустыня, примыкающая к области гузов и Хорезму, северная сторона примыкает к городам хазаров и Азербайджана. И еще море Хорезмское (Аральское). Вокруг него все места принадлежат гузам. И еще река Рас на севере, в области гузов. Река вытекает из той горы, которая находится между областью кимаков и хирхизов, проходит в области гузов и впадает в Хазарское море». Создав мощное государственное объединение в Приаралье, огузы способствовали движению тюркских народов на северном направлении — через степи Восточной Европы и южном — через Среднюю Азию, Иран, малую Азию.

Историк начала XII в. Шараф ат-Тахир Марвази писал: «После того, как гузы сделались соседями областей ислама, часть их приняла ислам и стала называться туркменами. Между ними и теми гузами, которые не приняли ислам, началась вражда. Число мусульман среди гузов умножилось, а положение ислама у них улучшилось. Мусульмане взяли верх над неверными, вытеснили их из Хорезма в сторону поселений печенегов».

Климатическая история

Л.Н. Гумилев предположил, что еще одной причиной переселения гузов в низовья Волги стали климатические изменения — засуха. По мнению О. Бубенка, огузы в середине Х в. появились в Подонье и на Северном Кавказе. Они дошли до северо-восточных предгорий Кавказа и потеснили алано-булгарское население.

Е. Круглов предположил, что до середины Х в. огузов и хазар объединял антипеченежский союз. Хазары не строили на границах с огузами фортификаций и позволяли им кочевать на правобережье Волги. Гузы стали вытеснять печенегов, двинувшихся в южнорусские степи. Джуаншер Джуаншериани зафиксировал отступление «пачаников» на запад под давлением «турков» (то есть гузов, огузов).

Часть печенегов осталась на Нижней Волге и признала власть хазар. Эта группа печенегов получила название «хазарские печенеги». Также они вошли в состав гузского союза племен. В Саркеле находился огузо-печенежский гарнизон. Ассимиляции части печенегов также могло способствовать родство этих двух народов. Процесс ассимиляции печенегов в системе огузского племенного союза повсеместно завершился в XI-XII вв. Средневековые источники свидетельствуют о родстве огузов и печенегов. Махмуд Кашгарский указывает, что печенеги входят в состав племенного объединения огузов.

Военная демократия

О контактах Волжской Булгарии с гузами сообщают арабские и персидские авторы. Территория проживания гузов простиралась от от Джурджана на Каспийском море до Фараба и Асбиджана в области Сыр-Дарьи; на востоке она граничила с территорией карлуков, на западе – с землей хазар. Северо-восточные границы земель гузов Р.Г. Фахрутдинов локализует по верхнему и среднему течению реки Большой Черемшан. Таким образом, владения гузов достигли границ Волжской Булгарии.

Согласно свидетельсвам ибн Фадлана, верховным правителем гузов в то время был Тархан: «..и был Тархан самый знатный из них и самый выдающийся из них..».

Из последующего изложения событий Ибн-Фадлана видно, что гузы не были связаны вассальными отношениями с булгарами и действовали независимо. Так, Тархан, несмотря на свою верховную власть над гузами, и зная, что посольство направляется к его зятю Альмушу, предложил решить судьбу послов на общем совете. В ходе обсуждения одни из гузских вождей предлагали казнить членов посольства, другие — отнять имущество и заставить повернуть обратно, и лишь щедрые подарки вождям и их семьям позволили Ибн Фадлану и его спутникам сохранить свои жизни и продолжить путь в страну волжских булгар.

Из данного свидетельства можно сделать вывод, что уровень развития общества гузов в этот период достиг стадии военной демократии: власть правителя ограничена советом, где, по аналогии с другими кочевыми обществами, советом, где принимали участие главы родов — беки.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие