Реконструкция бюстов мужчины и женщины периода раннего железного века (саргатская культура)

Кто такие гороховцы?

Образ Мир-Сусне-Хума у угров заимствован из образа иранского божества Митры. Богами угров также было орнитофорное божество Торна и Медведь Пор. Пор было одним из подразделений дахов предков парфян. Мир-Сусне-Хум был по мифологии сыном верховной угорской богини Калтащ, которая известна еще как Сорни-эква (русским известна как Золотая баба). Zarni это иранское заимствование в угорских языках.

Отцом же Мир-Сусгне-Хума был верховный бог Нуми-Торум (Золотой Свет). Угры в древности и раннем средневековья покупали персидскую, хорезмийскую, согдийскую посуду из драгоценных металлов и использовали ее в культовых целях. Экспорт в Западную Сибирь был возможен при посредничестве сарматских племен.

К. Смирнов однако считал гороховцев сарматами. В. Могильников предполагал, что гороховцы — это угры. Н. Матвеева считает гороховцев южными уграми, в том числе протовенграми. Поселения гороховцев представлены укреплеными городищами и неукреплеными селищами. Основу хозяйства составляло полукочевое скотоводство. В. Стоянов видел корни гороховской культуры в приаральских культурах бронзового века. А. Шорин связывал гороховцев происхождением с межовцами и березовцами поздней бронзы. Н. Матвеева видела в гороховцах потомков воробьевцев. Большое влияние на формирование гороховцев оказали индоиранские андроновские племена. Гороховцы по мнению А. Таирова включили в свой состав иткульцев, гамаюнцев и воробьевцев. Экспансия саргатцев привела к конфликту между гороховцами и саргатцами. Гороховцы в Притоболье были включены в состав Саргатской культуры и приняли участие в этногенезе населения ее притобольского варианта. Касательно саргатцев, то П. Дмитриев считал их сарматами. Это мнение поддержал В. Молодин. Однако В. Чернецов считал саргатцев уграми. Эту точку зрения приняли К. Сальников, П. Вереш, В. Могильников. В. Василье же считал саргатцев самодийцами, но потом высказал мнение о степном самодийском и таежном угорском компоненте в саргатцах. В. Могильников считал саргатцев, как и гороховцев, многокомпонентной культурой. Н. Матвеева считала, что элита саргатцев была иранской, лесостепное население также иранцами, население подтаежной зоны Притоболья и Приишимья уграми, а потаежное население Прииртышья и Барабы самодийцами. В. Чернецов считал саргатцев савирами. Эту точку зрения поддержал В. Могильников.

Верблюды в Сибири

Потомки саргатцев по мнению В. Могильника стали бакальцами, кушнаренковцами и южной группой хантов. В Притоболье саргатцы поглотили баитовцев. А. Матвеев считал, что саргатцы сформировались в Барабе на базе позднеирменской культурой. Н. Матвеева считала областью генезиса саргатцев Барабу и Прииртышье. Также в формировании саргатцев приняли участие позднесузгунское население. В. Молодин считал предками саргатцев в межовско-березовском населении. Н. Полосьмак считала, что в Барабе основой для саргатцев была позднеирменская культура, а в Притоболье межовцы. В. Могильников датировал саргатскую культуру IV в. до н. э. – IV в. н. э. Н. Полосьмак датировала ее VII в. до н. э. — I в. н. э. Н. Матвеева высказала гипотезу о V в. до н. э. – V в. н. э. Л. Корякова датировала саргатцев V в. до н. э. – VII в. н. э.

Саргатцы были скотоводами и поддерживали активные связи со Средней Азией, о чем в частности свидетельствуют останки верблюдов на саргатских поселениях. Также саргатцы занимались пойменным земледелием. Социальное развитие саргатцев зашло далеко, и оно было сопоставимым с уровнем развития сарматов. Население делилось на конных воинов, пеших лучников и простой люд. Женщины имели равноправное положение в саргатском обществе.

Где самодийская прародина?

Прародину самодийцев И. Шебештьен, Ю. Тойвонен, Д. Бубрих, А. Дульзон локалищировали на севере Восточной Европы. Саянскую версию происхождения самодийцев поддерживали И. Фишер, М. Кастрен, Г. Прокофьев, Г. Вербов, Б. Долгих, В. Чернецов, В. Васильев, Л. Хомич. А. Малолетко и Г. Пелих локализировали самодийскую прародину в Передней Азии. Нам представляется наиболее вероятной гипотеза В. Напольских о самодийской прародине между Обью и Енисеем.

Первой достоверно самодийской культурой ученные считают самуськую культуру бронзового века, которая датируется XV-XII вв. до н. э. В. Бобров включал самуськую культуру в самусько-сейминскую общность. В нее входили коротовская, самуськая, каракольская и окуневская культуры.

В этногенезе самодийцев поучаствовал и европеоидный компонент среднеземнорского типа характерного для доандроновского населения Приобья и отличался от протоевропейского антропологического типа андроновцев. Мигранты с юга принесли в Сибирь развитую металлургию. По мнению М. Косарева самуськая общность прекратила свое существование в XIII в. до н. э. Большую часть ее территории заняло пришлое андроновское население относящееся к индоиранцам. В XIV—XII вв. до н. э. на территорию самусьцев в Среднем и Верхнем Приобье распространяется ареал гребенчато-ямочной культуры. Эту культуру также можно считать самодийской. В Обь-Тазовском междуречье возникает тазовская культура. К середине I тыс. до н. э. основной массив населения юга Западной Сибири был самодийским.

Юэчжи и тохары

В эпоху раннего железа обособились кулайцы. Для кулайцев была характерна топонимия с окончанием -бей (Ирбей, Сандибей, Тамбей, Харбей). Такие топоформанты встречались в Саянах, Томском Приобье и Нижнем Приобье. Предполагается, что язык кулайцев был близок камасинскому языку. Предки же селькупов жили в междуречье Оби и Енисея. От субстратного населения селькупы заимствовали слово кыге (речка). Общесамодийским этнонимом был каса не был характерен селькупов, которые обозначали себя кум/куб/куп. Субстратом для носителей самодийской речи вероятно были носители параенисейских языков. Параенисейцы перешли на самодийский. Селькупы были носителями гаплогруппы Q1a3. Селькупы в своих преданиях упоминали враждебных народ каса.

В. Молодин относит к самодийским каракольскую культуру Горного Алтая. По мнению М. Степановой плодом контакта каракольцев с бегазы-данбаевской культурой индоиранцев стала пазырыкская культура. Она была частью скифо-сибирского мира и характеризировалась смешанным ирано-самодийским населением. В этом нет ничего удивительного ведь самодийцы расселились до Саян. В китайских источниках пазырыкцы известны как юэчжи и их возможно сопоставить с тохарами греко-латинских источников и токхарами индийских источников. Доминирующим компонентом среди пазырыкцев должны были быть иранцы. С самодийским компонентом можно связать монголоидные черепа из захоронений пазырыкской культуры, а иранцы были носителями долихокранного европеоидного типа.

Кто такие пазарыкцы?

Предполагается, что пазырыкцы — потомки афанасьевской культуры, которые в свою очередь были потомками ямников мигрировавших в регион из Восточной Европы и которые были европеоидами. Окуневская культура же демонстрировала смешивание самодийских и параенийских традиций. Однако ряд ученных указывают на влияние на сложение этой культуры афанасьевцев и еще одной европеоидной группы мигрантов из Прикаспия. Как продукт развития окуневцев возникла карасукская культура, которая в своем населении также сочитала европеоидное и монголоидное население. Одними из потомков карасукцев были енисейцы кеты.

Нам представляется, что карасукцы как и много культур того времени были гетерогенным населением и состояли из разных этнических компонентов, что подтверждает разнообразие антропологических типов. Касательно кулайской археологической культуры, то впервые ее выделил В. Чернецов и датировал IV в. до н. э. – I в. н. э. Она характеризовалась предметами бронзового литья. Ученный считал ее синхронной и похожей на усть-полуйскую культуру. И. Мягков датировал кулайскую культуру II в. до н. э. — IV в. н. э. А. Каприелов отрицал само существование кулайской культуры. Л. Чиндина делила кулайскую культуру на васюганский (V – II вв. до н. э.) и саровский (I в. до н. э. – IV в. н. э.) этапы. М. Косарев датировал кулайскую культуру V в. до н. э. – IV в. н. э. В. Могильников датировал ее IV в. до н. э. – I в. н. э. и относил время ее расцвета ко второй половине I тыс. до н. э. Л. Чиндина также похожим образом ее датировала и разделяла на васюганский этап в Нарымском Приобьев в IV-III вв. до н. э. и на саровский этап когда культура начала дробиться на локальные варианты. Кулайское население из Васюганского Приобье начало двигаться на юг в III-II вв. до н. э. Л. Плетнева отмечала, что саровский этап не можно выделить из васюганского. Кулайская культура генетически связана с молчановской керамикой Нижнего и Среднего Причулымья. В Новосибирском Приобье происхождением с кулайской культурой связана фоминская культура.

Встреча с хунну

По мнению Т. Троицкой Новосибирское Приобье в V-III вв. до н. э. было связано культурными традициями с населением большереченской культуры. Вооружение кулайской культуры же характеризировалось костянными и бронзовыми наконечниками стрел, кельтами, железными копьями и топорами. Немногочисленные предметы конского набора. Л. Чиндина связывала население кулайской культуры с самодийцами. Городища находились на высоких мысах рек. М. Грязнов же выделял фоминский этап в кулайской культуре и датировал его II-VIII в. н. э. Он делился на одинцовский (II-IV вв. н. э.), переходный (V-VI вв. н. э.), фоминский (VII-VIII вв. н. э.) этапы. Сомнения в такой датировке высказали Л. Чиндина, Л. Кызласов, В. Могильников, Т. Троицкая. Т. Троицкая датировала переходный этап III-V вв. н. э. Фоминские памятники же она относила к I-III вв. н. э. В Новосибирском варианте кулайской культуры заметно влияние население большереченской и васюганского этапа кулайской культуры.

Причиной выселения населения кулайской культуры на юг стало заболачивание предыдущего места жительства. В III в до н. э. кулайцы столкнулись с хунну и переняли от них лук гуннского типа. У кулайцев фиксируються панцирные доспехи из кости. Такие же доспехи были у усть-полуйских племен. Вторая волна расселения кулайских племен затронула Нарымское, Томское и Новосибирское Приобье, а также на Среднем Иртыше. По мнению Л. Плетневой хозяйство кулайцев в Томском Приобье приобрело комплексный характер благодаря сокотоводству. Такой же характер приобритает хозяйство кулайцев в Среднем Приобье. Кулайцы расселяються из тайги в лесостепные районы Томского и Нарымского Приобья, а также в Среднее Прииртышье. Скотоводческое хозяйство требовало пастбищ. В Нижнем Приобье возникает арслинская группа кулайской культуры, в Нарымском и Томском Приобье саровская группа, в Новосибирском и Верхнем Приобье фоминская группа, в Среднем Прииртышье – среднеиртышская.

Самоядь и загадочная сиртя

После первой волны кулайцев Новосибирское, Томское и Нарымское Приобье были схожи между собой. Однако они отличались от Верхнего Приобья с его южными пазырыкскими связями и Среднего Прииртышья, где находилась саргатская культура. Новосибирский вариант кулайской культуры датирован III в. до н. э. – III в. н. э. Новосибирский вариант имел связи у усть-полуйской культурой. Новосибирский вариант принял участие в сложении верхнеобской культуры. Новосибирские кулайцы занимались скотоводством, земледелием, рыбной ловлей и ремеслами. Отдельные поселения местных кулайцев насчитывали до 60 человек. Религией населения были культы коня, собаки, медведя, бобра, зайца и умерших людей. Касательно происхождения кулайской культуры, то ее корни И. Мягков видел в местных культурах бронзового века. М. Косарев отмечал, что кулайская культура сложилась на основе андроноидных еловских традиций.

В. Матющенко видел предков кулайцев в самуськой культуре бронзового века. Похожего мнения придерживался В. Могильников. А. Мартынов и Г. Мартынова видели причины возникновения кулайской культуры в инфильтрации тагаро-таштыкского населения в регион. Л. Чиндина видела корни кулайцев во взаимодействии еловской и молчановской культур. Ю. Кирюшин считал основой для кулайцев культуры ямочно-гребенчатой керамики. С саргатцами кулайцы столкнулись в бассейне Тары и на Среднем Иртыше. Это привело к череде конфликтов, однако взаимодействие кулайцев и саргатцев послужило основой для формирования в регионе потчевашской культуры эпохи Великого переселения народов. На Нижнем Пообье существовала самодийская усть-полуйская культура. В. Чернецов и В. Мошинская датировали ее IV в. до н. э. – II в. н. э. К усть-полуйцам попадала кулайская керамика. Усть-полуйцев возможно рассматривать как предков ненцев, энцев и нганасан, условно именовавшимся в более позднее время в русских летописях и документах Самоядью. На Ямале существовало население неизвестного происхождения известное в сказаниях ненцев как сиртя и сопоставляемое с тиутесалийской культурой. Существуют гипотезы о палеоазиатской или парасаамской принадлежности сиртя.


Находки Усть-полуйской культуры

Ананьинская культура

Таким образом мы пришли к следующим выводам. Прауральскую прародину возможно локализировать в Западной Сибири и на Урале. Самодийская прародина находилась в Обско-Енисейском междуречье. Финно-угорская прародина находилась Прикамье и Западной Сибири. В регион Поволжья финно-угры выдвинулись во II тыс. до н. э. ассимилируя местное палеоевропейское население.

В Верхнем Поволжье волна переселенцев столкнулась со встречным движением протобалтских племен. Вследствие взаимодействия фатьяновской и культур текстильной керамики образовались финно-угорские культуры Поволжья и Приуралья. Ассимиляция финно-уграми культур текстильной керамики палеоевропейского населения Фенноскандии и Русского Севера привели к выделению саамских и прибалтийско-финнских народов, которые вступили в соприкосновение с германцами и балтами.

Финно-пермская ойкумена возникла в начале Раннего Железного века в результате смешения местных приказанских племен и культур текстильной керамики. Результатом было возникновение Ананьинской культуры. На раннем своем этапе она поддерживала связь с Кавказом через киммерийцев. С приходом скифов ананьинцы наладили торговые контакты со скифами и сарматами. Ананьинские традиции нашли развитие в более поздних гляденовоской и пьяноборской культурах. Пьяноборская культура благодаря своему пограничному положению поддерживала связи со Средней Азией через аланов и юэчжей. Кара-абызовская культура была связана своим происхождением с сарматами гафурийско-убаларской культуры и позднеананьинскими племенами. Восточнофиннский элемент был в численном отношении преобладающим. Результатом развития пьяноборской культуры стала мазунинская культура. Влияние степи стало ощутимо только в бахмутинское время, когда в финно-пермскую ойкумену вторглись протовенгры и прототюрки. Гляденовская культура же находилась в стороне от миграционных процессов со стороны степи и являла собой развитие позднеананьинских племен в более северных чем пьяноборцы регионы.

Дела протовенгерские

Вторжение протовенгров в ареал гляденовцев во время Великого Переселения народов привело к формированию ряда прикамских культур Раннего Средневековья. Протовенгерское же вторжение в область пьяноборцев привело к формированию на Вятке и Ветлуге прапермской азелинской культуры. Азелинцы стали субстратом для древних марийцев, которые переселились в VI в. н. э. из района дьяковской культуры. Также пьяноборское население пришло в Среднее Поволжье, где наряду с городецкими племенами меланхленов, сарматами и восточными балтами стали основой для этногенеза древней мордвы. Древнемордовская культура была единой на протяжении всего I тыс. н. э. и распалась на эрзю и мокшу только в начале II тыс. н. э. Сами же городецкие племена, как и дьяковцы и прибалтийские финны были потомками культур текстильной керамики. Предки дьяковцев обитали в Прикамье и были вытеснены оттуда в Москворечье ананьинцами. Продвигаясь на запад дьяковцы ассимилировали протобалтов. Дьяковская культура поддерживала контакты со скифами, а позже ощущала влияние сарматского мира.

Правда куда более ощутимым было влияние балтского мира. Угорские племена присутствовали в Западной Сибири по крайней мере с эпохи бронзы. Они находились в тесном взаимодействии с андроновцами. Угорские культуры железного века локализировались в Приуралье и на западе Западной Сибири в потаежной и лесостепной зонах. Южноугорские группы известные как гороховцы и саргатцы находились в тесном контакте с миром иранских кочевников. Элита саргатцев была из сарматов. Самодийцы отделились от финно-угров в начале II тыс. до н. э. Первой достоверно известной самодийской культурой была самуськая, которая была уничтожена андроновцами и сменена на северной периферии культурой ямочно-гребенчатой керамики. Потесненые индоиранцами андроновцами самодийцы развернули экспансию на земли параенисейцев, что потом позволило им вступить в прямой контакт с носителями алтайских языков. Самым ярким явлением эпохи раннего железного века была кулайская культура. Миграцию кулайцев обусловило ухудшение природных условий в таежной зоне Западной Сибири. Кулайцы вышли на лесостепные пространства, где столкнулись с саргатцами и кочевыми иранскими народами. Кулайцы взаимодействовали на севере с родственными усть-полуйцами, а на юге с аланами, юэчжами и хуннами.

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года

[видео]

Часть 1

Язычество и шаманизм

[видео]

Часть 1

Славянское траволечение. Беседа вторая

Поиск

Журнал Родноверие