В одном из прошлых постов я рассматривал доступные палеогенетические выборки и отдельные образцы средневековых славян из России, Украины, Белоруссии, Польши, Чехии и пытался найти общее и различное. В конце поста я даже попробовал смоделировать вероятный генетический портрет славян на момент до начала исторического расселения.

Один из вариантов, который я смоделировал, показал довольно интересные результаты в калькуляторах. Экспериментируя, я попытался рассмотреть вероятную долю субстрата в тех или иных региональных группах современных славян. Конечно, субстрат везде был разный, это обязательно нужно учитывать. Я составил модель, которая бы отражала вероятное финно-угорское, балтское, германское влияние, а также влияние дославянских жителей Центральной Европы.

В итоге, моя экспериментальная выборка, составленная из средневековых образцов, должна отражать изначальное славянское влияние, выборка алеманнов из Германии отражает усредненное германское. Изначально я использовал в этой подборке выборки викингов из Саремаа, но все же решил, что она слишком специфична, чтобы отражать большую часть германских групп. В качестве потенциального финно-угорского влияния я использовал выборку рязано-окцев. Для балтов — выборку образцов из Литвы V века. Еще один источник возможного субстрата — дославянский образец из Чехии. Люди, подобные этому образцу периодически встречаются в палеогенетических материалах Центральной Европы. По всей видимости, славяне не должны были избежать их влияния.

Я хочу сохранить выкладки с этими данными у себя. Поэтому, собственно, вот они. Посмотрим, у кого какой субстрат проявляется.

Для поляков в такой раскладке фиксируется, в основном некоторый балтский, центральноевропейский и германский субстрат. Он варьирует в зависимости от той или иной группы.

Балтский субстрат белорусов находит подтверждение, но неодинаков для разных локальных групп. Меньше всего на юге, больше всего на севере. В целом, логично. Однако он не превышает 26%.

Для северо-западных и части центральных русских прослеживаются различные субстраты. На западе — балтский, в центре условный финно-угорский.

Для южных русских, в целом, влияние субстрата невелико. В основном, это финно-угорский субстрат.

Для северных русских финно-угорский, в основном, преобладает над остальными. А в северо-восточных группах он скорее является суперстратом, и славянское влияние там слабо прослеживается.

Для групп украинцев можно отметить слабое влияние субстрата. В среднем — это влияние центральноевропейского субстрата. Возможно, след возвратных миграций с Дуная. Больше всего он проявляется на западе.

У западных и южных славян прослеживается довольно значительное влияние германского и центральноевропейского субстрата. Однако при этом расстояния модели до южных славян довольно велики. Это указывает на присутствие дополнительного компонента.

Таким дополнительным компонентом является, вероятно, влияние дославянского населения Балкан. Например, если мы добавим образец железного века из Хорватии, а центральноевропейский субстрат уберем, таблица покажет, на мой взгляд, картину, приближенную к реальной.

Можно привести в пример еще одну таблицу — с некоторыми финно-угорскими группами. Как можно увидеть, потенциальное славянское влияние можно отметить лишь для эстонцев, венгров, мокши и эрзи. Для большей части остальных финно-угорских групп прослеживается, вероятно, древнее балтское влияние. Также отмечены большие проценты потенциального германского влияния. Однако тут вопрос двоякий. Памятуя относительную близость таких культур как синташтинская, фатьяновская, абашевская к современным германским группам, возможно, этот компонент для финно-угров стоит связывать не с историческими германцами/скандинавами, а скорее с более древними культурами, к непосредственно германцам отношения не имевшим, но разделявшим с ним часть общего генофонда. Из этого, вероятно, можно сделать исключение для венгров, эстонцев, у которых историческое германское влияние определенно было.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие