С полной достоверностью известно, что славяне жили на землях позднейшей Польши с VI-VII веков. Однако более ранняя история территорий на реках Висла и Одра весьма загадочна. Кто жил между Карпатами и Балтийским морем во времена Древней Римской империи? А что об этом знали древние римляне?


Представитель пшеворской культуры. Музейная модель

Ни в одном сохранившемся тексте, датированном ранее середины шестого века, не упоминается народ, называемый славянами. Об этом писали не древние римляне, а лишь их наследники из восточной части Средиземноморского мира — византийцы. Из этого молчания источников делаются совсем другие выводы.

Многие исследователи высказывали мнение, что древние славяне просто определялись по-другому. Высказывалось, например, мнение, что когда греческий «отец истории» Геродот в V веке до нашей эры писал о неврийцах и будинах, якобы живших где-то в степях и лесах Восточной Европы, он на самом деле имел в виду предков средневековые славяне.

По другим представлениям, (первоначальными) славянами были венеды или лугии, упоминаемые различными римскими авторами. Однако все это всего лишь предположения, которые невозможно проверить и обычно они весьма неубедительны.


Фрагмент карты Европы Птолемея. Произведения искусства XVI века, но по древнеримскому образцу II века нашей эры.

Древние римляне о Центральной Европе

Дело не очень ясное, поскольку жители Древней Римской империи мало знали о Центральной и Восточной Европе. Обычно в их число входили земли сегодняшней Польши, Чехии и восточной Германии, согласно знаменитому трактату Тацита I века нашей эры, как Германия. Дальше на восток и север от Черного моря располагалась Сарматия.

Однако это были в основном географические термины. Не было более глубокого размышления о идентичности, обычаях или языке, на котором жили жители будущего славянского региона 1500–2000 лет назад.

Вообще для римских авторов все, что находилось за пределами империи, т. е. за пределами так называемых лип, было опасной, примитивной и недостойной внимания дикой местностью. В действительности, однако, мир не заканчивался за линией последних аванпостов и валов, обозначавших границы Римской империи.

Следы утраченной древней культуры

Народы Центральной и Восточной Европы, которых римляне называли варварами, часто создавали сложные общества, открытые для инноваций извне, ожесточенно торговали друг с другом и с чужеземцами, ценили роскошь и были экономически развиты.

Археологические раскопки позволили установить, что на территориях позднеславянских земель в начале нашей эры охотно использовались изысканные украшения из бронзы, серебра, янтаря или даже золота. Широкое распространение получили ремесла, в том числе обработка железа. Например, в районе Свентокшиских гор руду выплавляли в таких масштабах, что, по мнению некоторых экспертов, продукция должна была дойти до римского мира.

Как к северу от Карпат, так и на обширной территории Причерноморья была широко распространена искусная керамика, изготовленная на гончарном круге. Поселения, прослеженные археологами, были крупными и имели продуманную планировку — с центральной площадью и четко отделенной от ремесленной части жилой частью.

Типичными для общества того времени были также богато обустроенные могилы, в которых помещались драгоценности, личные вещи и элементы оружия.

Тайна личности

Неизвестно, как думали о себе эти жители Центральной и Восточной Европы времен Римской империи, как они себя называли и даже на каком языке говорили. Стеклянные бусы, красивые чаши, украшенные отроги или столбы, которые когда-то поддерживали стены домов, дают некоторое представление об образе жизни, но почти ничего не говорят об идентичности.

Определенные выводы можно сделать лишь на основании сходства между разными регионами или особо характерных объектов. Вкусы и повседневные решения в районе между Балтийским морем и Карпатами не сильно отличались от тех, которые были приняты в Скандинавии или дальше на запад, в несомненно германских землях.

Из областей позднего славянского региона известны также предметы древности, отмеченные рунами, т. е. германской письменностью. Однако их недостаточно, чтобы определить самобытность и язык всего населения этой части Европы.

Обманчивые связи

По погребальным формам, следам построек, украшений и сосудов археологи пытаются определить границы различных более или менее отдельных материальных культур.

Например, на Балтийском море в конце римского времени существовала вельбарская культура, южнее, на большей части территории нынешней Речи Посполитой, — пшеворская культура, а в Причерноморье — черняхская культура. Все эти названия искусственные, археологи взяли их с мест раскопок.


Коллекция предметов, относящихся к пшеворской культуре из южной Польши

В прошлом отдельные культуры активно ассоциировались с конкретными народами, известными из письменных источников. Например, пшеворскую культуру напрямую отождествляли с вандалами: германским племенем, которое в начале IV века пересекло Рейн и через Иберию достигло Северной Африки, окончательно разграбив Рим в 455 году и тем самым породив слово «вандализм». В свою очередь, культура Вильбарка отождествлялась с германскими готами.

Однако сегодня исследователи, особенно западные, избегают столь простых интерпретаций. Ведь на территории одной материальной культуры могли жить представители разных групп, говорящие на разных языках, но ценящие сходные закономерности и владеющие одними и теми же приемами. Возможно также, что один и тот же язык использовался в границах разных материальных культур.

Что мы знаем наверняка?

Одно не подлежит никакому сомнению. Археологические раскопки ясно показывают, что культуры Центральной и Восточной Европы римского периода не дожили до средневековья. Произошло их падение или, по крайней мере, радикальное изменение условий их жизни и обычаев.

Конструкция, формы украшений, известные приемы, способы захоронения умерших, уровень и характер мастерства. Все это менялось с рубежа IV и V веков. Находки 600-го года совершенно отличаются от находок 400-го года. И только они несут черты, непосредственно связанные со славянской культурой.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие