Древние славяне были тесно связаны с природой и деревьями. Они верили в существование лесного духа. Их мир населяли русалки и боги, такие как Святовид и Перун, а также грозная и жестокая Баба Яга.


Во что верили древние славяне? Узнайте об их древних верованиях и культах/Фото: Анна Терентьева/Shutterstock

В самых ранних славянских общинах присутствие духов пронизывало все аспекты повседневной жизни, а их поклонение накладывало глубокий отпечаток на жизнь человека.

До того как христианство укоренилось в славянском мире, мифы, верования и формы религиозности, связанные с природой, циклом времен года и жизни, смертью и поминовением усопших, развивались и имели долгую продолжительность жизни в различных формах. Поэтому можно реконструировать различные плоскости в верованиях и культах ранних славян.

Культ деревьев и леса

Прежде всего, важно отметить глубокую связь славянского мира с лесом и деревьями. Славяне верили в существование лесных духов и практиковали "поклонение деревьям". От духа леса зависела плодотворная охота или сохранность скота.


Славяне поклонялись духу леса / Фото: Azanov/Shutterstock

Дух леса правил в лесах, которые и сегодня пышно растут в некоторых регионах славянского мира. Славянские народы обычно считали его добрым духом, правителем и хранителем леса, определяющим его сосуществование и отношения с людьми. Однако в исторические времена ему приписывали враждебность по отношению к людям и придавали злобный облик.

Из проводника путников он может превратиться в того, кто ведет их по ложному пути, или даже стать похитителем и каннибалом. В этих случаях он приобретает почти дьявольский характер. Он становится главным героем зловещих встреч, иногда заканчивающихся смертью для тех, кто встречает его на своем пути.

Дух полей и вод

С духом леса схожи дух полей и дух вод. Дух вод может принимать форму женщины-русалки, аналога нимфы, которая может появляться на берегах рек и озер, в лесах и полях. В таком виде эта фигура была популяризирована в драме А. С. Пушкина "Русалка".

Природа дендрического духа была иной. Дерево воспринималось антропоморфно. С ним часто связывали судьбу человека или результат его преображения. Оно даже могло взять на себя задачу защиты семьи или общины. Уже в XX веке появились сообщения об огороженных священных деревьях, вокруг которых священнослужители проводили особые ритуалы.

Очевидно, что это была смесь элементов дендрического культа и христианства, которая неоднократно появлялась в некоторых частях славянского мира. Такое многолетнее сосуществование и смешение элементов разного происхождения встречается в Восточной Славонии достаточно часто, чтобы побудить сначала советских, а затем и российских исторических критиков говорить о "двухсотлетии".


Славяне также верили в духа вод / Фото: Volodymyr Burdiak/Shutterstock

В славянской цивилизации считалось, что духи находят убежище в домах, построенных из дерева. Даже в помещениях, предназначенных для бани, сушилки и свинарника, появлялся свой призрак. И это лишь некоторые из призраков, упоминаемых в русском фольклоре.

Дома строились исключительно из дерева и без каких-либо железных элементов, издавна считавшихся у славян нечистыми. В одном конце комнаты, напротив плиты, находился угол поклонения предкам, где, вероятно, хранился их прах.

Позже туда стали помещать священные изображения. Сани, на которых перевозили умерших к месту кремации или захоронения как в зимние, так и в летние месяцы, были полностью деревянными. Даже железо не использовалось для изготовления телег и лодок. Это говорит о том, что, помимо причин экономического характера и подверженности неблагоприятным погодным условиям, этот материал был табуирован для славянской цивилизации.

В более поздние эпохи даже нежелательно было вводить железные лемеха, которые могли "ранить" землю. Сильный анимизм в славянской культуре проявляется на уровне языка в грамматической категории жизненно важных и нежизненно важных существительных.

Баба Яга в верованиях славян

Баба Яга — самый известный персонаж русских сказок и единственный, известный во всем славянском мире (как героиня сказок и мифов). Несмотря на отталкивающую внешность, она обычно является доброжелательной ведьмой. Тем не менее, иногда ей свойственна беспощадная жестокость. Ее тело редко бывает полным.


У Бабы Яги было как минимум два лица / Фото: Taras Stelmah/Shutterstock

Часто у нее только одна нога (или гниющая). Она грязная по всему телу (о чем сожалеет). У нее налитые кровью глаза и черные, острые зубы. Она всеведуща (у нее есть специальное зеркало, в котором она видит все) и пожирает людей (хотя ее жертвам чаще всего удается остаться в живых). Она живет в лесу, в камере, построенной на куриных ножках (которая иногда вращается вокруг собственной оси). Хотя камера не заперта, входа в нее нет. Она открывается (или закрывается) только по просьбе главной героини.

Это дом каннибала, поэтому ограда ее дома сделана из человеческих костей. Части тела — руки, ноги, глаза, головы и волосы — составляют внутреннее убранство. Бабу Ягу не всегда называют этим именем. У нее может не быть имени вообще или к ней обращаются просто как к старухе или старухе. Существуют мужские двойники (хромые, волосатые старики), либо ее заменяют зооморфные существа (змеи, драконы, лошади).

Славянские погребальные ритуалы

В дохристианскую эпоху славяне кремировали своих умерших, хотя можно предположить, что они практиковали погребение с последующей эксгумацией и перезахоронением костей покойного.

В "Романе об ушедших годах" есть интересное свидетельство, которое показывает переход от языческого к христианскому миру в XII веке:

"И если кто умирал, то совершали над ним тризну, потом делали большой костер, клали на него покойника и сжигали его, а потом, собрав кости, клали их в маленький сосуд и ставили на столб у дорог, как это делают вятичи и поныне". Такой же обычай был у кривичей и других язычников, которые не знали Закона Божьего, но сами создали его"

Поэтому кости размещали на высоких кольях вдоль дорог, определенным образом обозначая территорию племени. Нечистые трупы, напротив, оставляли без погребения, поскольку они могли загрязнить землю.

По случаю похорон пели тризну, или траурную песню, — очень важный элемент славянской традиции, свидетельствующий о сближении с балтийской цивилизацией. Сохранилось множество записей, датируемых XIX и XX веками, которые дают нам представление о том, какими были жизнь и смерть людей дохристианской цивилизации. Но информация о них появилась еще раньше в контексте борьбы с языческими традициями.

Об этом пишет Козимо Пражский, когда упоминает эдикт богемского герцога Бретислава II (1092 г.), поставившего перед собой цель искоренить языческие традиции:

"Также похороны, которые проводились в лесах и полях, и процессии, которые они устраивали по языческому обычаю, на двух и трех разделенных дорогах, как бы для успокоения душ. Также нечестивые игрища, которые они совершали над своими мертвецами, танцуя с масками на лицах и вызывая тени умерших. Эти ужасы и другие святотатственные изобретения были искоренены добрым герцогом"

Наряду с культом духов был особенно жив культ предков, который развился вместе с христианством в различные формы поминовения усопших. Археологические раскопки и рассказы, записанные древними историками, свидетельствуют о сосуществовании двух различных типов погребального ритуала. Наиболее архаичный ритуал — это захоронение трупа в земле. Напротив, относительно более поздним ритуалом является кремация (более распространенная у восточных и западных славян), завершающаяся захоронением праха в урне.

Славянские боги

В первой славянской цивилизации, помимо культа Матери-Земли, существовал также пантеон верховных божеств. Однако реконструировать его по-прежнему сложно как из-за скудости источников, так и потому, что древние авторы часто проецировали на славянский мир формы греко-римских, кельтских и германских божеств.


Различные лики славянских богов / Рис. после: Sammes Aylett (1676), Britannia Antiqua Illustrata/public domain

Среди них появляется верховное непознаваемое существо, неизвестный бог, удаленный от людей, которому сопутствовали другие значимые божества. Сведения о них восходят ко времени первой христианизации, когда христианские проповедники пытались искоренить языческие культы.

Среди наиболее значимых божеств был громовержец Перун, идентичный балтийскому Перкунасу. Его статуя была снесена в Киеве по приказу князя Владимира после принятия христианства (988 год). Культ Перуна был заменен культом Ильи, пророка, вознесенного на небо на огненной повозке. Согласно первоначальной традиции, в которой не упоминалось ни иранское, ни христианское влияние, выделялись добрые и злые божества.

Среди западных славян прочно утвердился культ бога Световида (Святовида), представлявший собой последний этап в развитии славянского язычества. Его храм находился в городе Аркона на острове Рюген в Балтийском море. Божество отождествлялось с фигурой святого Вита, покровителя саксов, который внес значительный вклад в евангелизацию славян в поздней Германии, как подтверждает Гельмольд в своей "Хронике".

Процесс христианизации ликвидировал культ языческих божеств в Средние века. Однако интерес ученых к этой проблеме, начиная с эпохи романтизма, никогда не угасал, даже приводил к сенсационным искажениям.

Это перепечатка из книги "Славяне. История, культуры и языки" Марчелло Гарцанити, выпущенной издательством Лодзинского университета. Сокращения даны по тексту.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие