Вторая часть текста "хорватский вопрос: к проблематике славянских племенных союзов на территории Галиции".


Расселение древнеевропейцев и образование новых этносов:

а-ареал среднеевропейского культурно-исторического сообщества полей погребальных урн: б-основные направления расселения; в-ареал западногальштатской культуры; г-ясторфской культуры; д-культуры подклешевых захоронений; е-поморской культуры (окраинные Балты); ж-западнобалтских курганов; из-культуры итальянских племен; ы-восточногальштатской культуры; к-культуры Эсте

Начало — "Галицкие хорваты".

Стоит заметить, что упоминания о галлах, германцах, славянах, сарматах и т.д., касаются не только собственно этих народов, но и племен, подпавших под их культурный и лингвистический влив – при том, что могли быть и совсем другого этнического происхождения.

Путь к славянам

По данным В. Седова, на этапе перехода от бронзового века к железному вследствие миграций, дифференциальных и неодинаковых экономических процессов из среды индоевропейского сообщества около 9 века до новой эры в процессе миграции на Апеннинский полуостров (двумя большими волнами – протолатинской и осько-умбрской) формируются италики (культуры Террамар и Вилланова), венеты( культура Эсте на северном побережье Адриатики, датируемая 950-183 гг. до н. э.), Около 8 века до новой эры формируются кельты (западный гальштат-8-5 вв. до н. э.), Около 7 века до новой эры-иллирийцы (восточный гальштат-7-4 вв. до н. э.), германцы (ясторфская культура 600-300 г. до н. э. на Эльбе и в Ютландии) и славяне (культура подклешевых захоронений 400-100 г. до н. э. в междуречье Одера и Вислы). Часть древнеевропейцев проникла в Юго-Восточную Прибалтику и приняла участие в этногенезе балтов. Напротив, окраинные Балты расселились на территории формирования славян и влились в их состав [19], [21], [28].

Культура подклешевых захоронений соответствует первому этапу развития славянского языка и этноса. Речь славян в это время только начала самостоятельную жизнь, постепенно вырабатывая собственную структуру и лексику. Корреляция данных археологии и лингвистики показывает их полную корреляцию. Лингвистика свидетельствует о контактах славян в это время с западными балтами, германцами и скитами [19], [21].

Следующий этап истории славян связан с тесными контактами с галлами. Последние, преодолев двумя волнами Судеты и Карпаты, расселяются сначала на Одере в Силезии и затем – дальше на восток, где складывается типичная для галлов латенская культура, и на Висле в Малопольши, где формируется тинецкая культура, в которой сочетаются кельтские особенности с пшеворскими. Значительное влияние культуры галлов фиксируется и далее до севера Висло-Одерского Междуречья. В результате культура подклешевых захоронений трансформируется в пшеворскую, изначально с явно «галльской окраской». В последние столетия первого тысячелетия до новой эры галлы (греческое название "кельты") приходят на современную территорию Галиции. Одним из пришлых, а заодно и наиболее известных, племен галлов были бойи. Именно они, двигаясь северным краем гор (сначала Альп, потом Карпат), оставили по себе названия Бавария (Бойя), Богемия, бойки.

Постепенно славяне (племена, которые здесь жили, можно назвать протославянскими, ведь как таковых славян в то время мир, по крайней мере письменный, не знал) – носители пшеворской культуры – ассимилировали кельтов сперва Малопольши, а позже и Силезии. Галльский субстрат мощно повлиял на развитие местного населения пшеворской культуры, Наследие галлов проявляется в керамическом производстве, металлургии и кузнечном деле, погребальной обрядности, в духовной жизни., Например, именно по территории Галиции завершается многоголовость идолов в Европе. Влияние было и языковое. Галлы, возможно, также усиленные иранским влиянием, оставили названия Галич, Галичина, бойки, а также часть названий Рик, гор, поселений. Вполне возможно, что именно славянская и славянизированная территория от Богемии до Бойковщины позже стала известной византийским императорам под названием «Бойки», которая неоднократно упомянута в произведении «об управлении империей» Константина Багрянородного. Таким же путем идет и Д. Мандич, признавая Порфирогенетовых Бойков предками одноименной современной этнической группы [1], [11], [19], [21], [26], [28].

В последние века старой и первые века новой ер на территории почти всей Галиции (зоны 1 [Звенигородская], 2 [Стульская], 5 [Перемышльская], 6 [Пряшевская], 7 [Сяноцкая], 8 [Западнобойковская], 13 [Ужгородская], 14 [Боржавская], 15 [Гойнальская]) была распространена Пшеворская культура, имевшая славянские черты. Часть пшеворских захоронений связаны с населением Моравии, которое находилось в определенных миграциях, возможно, в ходе «великого переселения народов». Во второй половине I века до новой эры пшеворское население распространилось на верхнем Днестре и в западной части Волыни, а также двигалось современной Галицкой территорией на восток, что подтверждает генетика через распространение западнославянской ветви R1a (круг 15% современных галичан имеют такую гаплогруппу крови), ареал которой совпадает с распространением упомянутой археологической культуры. Вследствие смешивания этого населения с местным, известного по липицким и зарубинецким древностям, здесь формируется особая группа пшеворской культуры – названная В. Седовым Волыно-Подольска. Пшеворские племена вытесняли или ассимилировали дако-тракийские племена, которые и в более поздний период были еще представлены к югу от Днестра и в низовьях рек Стрипа, Серет, Збруч. Единичные поселения пшеворцев встречаются в долине Днестра в зоне 4 (Чертковская), что свидетельствует о попытках освоить этот регион [2], [19], [21], [27], [28].

Пшеворская культура на территории Волыни и в Верхнем Поднестровье сменилась Зубрицкой, а генетическое родство дает основания считать их носителей частью венетов. Собственно венеды, венеты-древнейшее название славян, жили на рубеже новой эры между реками Одрой и Днепром и возле Карпат. Впервые венеды (славяне) встречаются в энциклопедическом труде «Естественная история», написанном Плинием Старшим (23/24-79 годы н. э.).

В разделе, посвященном географическому описанию Европы, он сообщает, что Энингия (некая область Европы, соответствия которой нет на современных картах)

«населена вплоть до реки Висулы сарматами, венедами, скирами...»

Скиры-племя германцев, локализующееся где-то севернее Карпат. Очевидно, их соседями (а также сарматов, что на востоке) и были венеды. О том, что это действительно были славяне, весьма вероятно свидетельствует Иордан – автор «Гетики», написанной в середине IV века, сообщающий, что венеты – «многочисленное племя», расселившееся «от истоков Вислы на огромных просторах», известное преимущественно как славяне и анти.

Судя по раннесредневековым документам, венедами называли славян их ближайшие соседи – германцы, и этим этнонимом немцы до сих пор именуют славян-лужичан. Венедами называют славян и прибалтийские финны – эстонцы, карелы, вепсы и собственно финны. Этноним венеты встречается также в трудах Тацита, Птолемея, на римской географической карте III века н. э., известной в исторической литературе как «Певтингеровы таблицы» (венеды-сарматы обозначены южнее Балтийского моря и севернее Карпат), и т.д., и, вероятно, входит в древнеевропейское сообщество. Из нее, как уже говорилось, вышли венеты Северной Адриатики, а также кельтское племя венетов в Бретани, покоренное Цезарем во время походов в Галлию в 50-х годах до н. э., и венеды (венеты) – славяне. В III веке венеты вели войны с Римской империей. Таким образом, в начале I тысячелетия местное население в плане культурного и этнического развития эволюционировало, постепенно отделяясь от западных родственников, а не так давно пришлые галлы растворились среди местных преимущественно славянских племен, однако еще долгое время сохраняли свои различия (антропологические, культурные и т.д.).) [4], [5], [7], [18], [19], [21], [25], [28].

В то же время, в основном в окрестностях современных Рогатина, Галича (зона 9 [Галицкая]) и в меньшем количестве ниже по течению Днестра существовали поселения Липицкой культуры, которые могут быть связанными с дако-тракийскими костобоками, которые были вынуждены из Верхнего Поднестровья отойти за Карпаты [4], [5], [7].


Археологические культуры на территории современной Украины на рубеже ер

Во II-V веках на территории зон 1 (Звенигородская), 2 (Стульская), 3 (Теребовлянская), 4 (Чертковская), 5 (Перемышльская), 6 (Пряшевская), 7 (Сяноцкая), 8 (Западнобойковская) преобладала Черняховская культура, характеризующаяся относительным единством гончарной керамики и металлических изделий — продукцией ремесленных мастерских, но значительной разнотипностью погребальной обрядности, домостроения и лепной посуды, отражая неоднородную этноструктуру населения: в его составе были местные скито-сарматы и гето-тракийцы, славяне и германцы. Сначала она была распространена вместе с Зубрицкой, но потом, видимо, поглотила ее. В обозначенном регионе население черняховской культуры, что указано выше, составляли как славянские племена, так и потомки галлов, тракийцев. Области, занятые славянами в римское время (II-IV века н. э.), не имели каких-либо естественных рубежей. Туда неоднократно вторгались с запада различные племена германцев (самое известное-готы, которые двигались по территории современного Волынского говора на юго-восток), что документируется материалами археологии и зафиксировано античными авторами и которые сыграли значительную роль в формировании упомянутой культуры [4], [5], [6], [21], [28].

В междуречье Днестра, Прута и Дуная существовал один из трех локальных вариантов черняховской культуры. Также с юго-восточной стороны ощущалось влияние сарматских или сарматизированных племен. Учитывая, что большинство поселений в то время были незащищенными, вполне вероятно, что в регионе было мало войн. Это возможно как по причине относительного покоя, так и по причине подпадания (видимо, и ситуативного) под протекторат, например, Рима – над Днестром сохранились остатки Траяновых валов, а также часть находок того времени римского происхождения (например, статуэтки Изиды с Гором-младенцем, Весты, фаллических подвесок и т.д.) — На определенном славяне проживали в соседстве с римским миром и освоили целый ряд элементов его культуры. Так, на взгляд В. Седова, не подлежит сомнению, что наименование календарных циклов (коляда, Русалии и т.п.) было воспринято славянами от римлян еще в общеславянский период. Анализ раннесредневекового керамического материала, проведенный чешскими исследователями Д. Бялековой и А. Тырпаковой, показал, что сосуды были изготовлены в соответствии с римскими мерами в то время, когда славяне жили к северу от Карпат.

В конце IV века славянская группа "черняховцев" из Поднестровья стала проникать в районы верхнего Попрутья. Вполне вероятно, что в те времена для разных этносов, составлявших местный вариант черняховской культуры, славянские говоры стали своеобразным языком межплеменного общения, при том, что и сами перенимали как лексику, так и морфологические конструкции от соседей и сожителей в крае – галлов, готов, сарматов, тракийцев (например, от галлов слова когут, кокош, обориг, клетка, корова, суффикс-ин в словах типа человек, ребенок; от готов слова полк, хлев, суффикс-ар в словах типа столяр, цветовод; от ираноязычных слова бог, изба, корень * дн в гидронимах Днестр, Днепр; от тракийцев – топонимы Товтры, а тоже с корнем * срт, * стр — Серет, Стрипа, Стрый) [4], [5], [6], [10], [21], [24], [28].

В тесных отношениях с городом, к которому вроде бы ведут все дороги, были территории к югу от Днестра-именно там, параллельно во времени к Черняховской на севере, в зонах 9 (Галицкая), 10 (Восточнобойковская), 11 (Покутская), 12 (Гуцульская), вероятно 13 (Ужгородская), 14 (Боржавская), 15 (Гойнальская), 16 (Буковинская) была распространена культура Карпатских курганов [М. Смешко, л. Вакуленко и другие]. Ее население составляли по разным упоминаниям и догадкам карпы, костобоки-племена дако-тракийского происхождения, вероятные потомки племен Гава-голиградской культуры. В сложных ассимиляционных процессах, которые протекали здесь, со временем победили славянские элементы [4], [7], [21], [22], [28].


Вероятное этническое и культурное состояние в Центральной Европе в начале новой эры


Археологические культуры на территории современной Украины в 3-5 веках

В конце IV века развитие провинциально – римских культур – пшеворской и черняховской – прервалось нашествием воинственных кочевых племен-гуннов. Северное Причерноморье и области к северу от Карпат были разорены. Прекратили функционировать ремесленные центры, снабжавшие своими качественными изделиями население больших пространств, среди которых значительную часть составляли славяне-земледельцы. Восстановить прежнее производство было невозможно: мастера-ремесленники либо погибли во время гуннского нашествия, либо вместе с готами ушли в пределы Римской империи. Продолжали работать только "странствующие ремесленники", сохранившие некоторые навыки. Наблюдается резкий упадок культуры, быта и экономики – уровень материальной культуры славян начала Средневековья оказался намного ниже провинциально-римского.

С вторжения гуннов в северную часть Римской империи в 375 году началось движение племен и народов в разных направлениях – так называемое Великое переселение народов, которое продолжалось в течение IV-VI век. Начиная с нижнего Дуная и территории современной Западной Украины (передвижение готов, восточных германских племен, из Прибалтики в украинское Причерноморье), этот процесс присвоения земли захватил также другие, большей частью германские племена и распространился в направлении Западной и Южной Европы. Готские племена осели в низовьях Днепра (остготы) и между Днестром и Дунаем (вестготы).

В 375 году гунны, разбив племенной союз готов во главе с Германарихом, покорили большую часть остготов и другие племена. Уже в 455 году Рим заняли и разрушили вандалы. В 476 вождь племени скиров, Одоакр, низложил последнего цесаря Ромула Августа, заняв его трон. В VI-VII веках начался завершающий этап великого переселения: племена антов, гепидов, болгар, хорватов, сербов, аваров и других вступили на территорию Восточной Римской (Византийской) империи. Около 577 года славяне заняли земли на территории Тракии и Македонии, а в начале VII века – Далмацию и Истрию.

На месте Римской империи возникают государства пришлых германцев. Оставленную ими местность к востоку от Лабы заселяют славяне. Ситуация усугублялась значительным ухудшением климата. Первые века нашей эры в климатическом отношении были весьма благоприятны для жизни и ведения сельского хозяйства – основы славянской экономики. Произошел значительный рост населения, заметное увеличение числа поселений и развитие техники земледелия. С конца IV века в Европе наступило резкое похолодание. Особенно холодным был V век-наблюдались самые низкие температуры за последние 2000 лет. Отмечался резкий рост увлажненности почвы, что было обусловлено и увеличением осадков, и трансгрессией Балтийского моря. Повысился уровень год и озер, поднялись грунтовые воды, разрослись болота. Многие поселения римского времени оказались затопленными или подтопленными, а пахотные земли – непригодными для земледелия. Значительные массы населения вынуждены были покинуть Висло-Одерский регион-началась " великая славянская миграция» [19], [21], [28].


Археологические культуры в Центральной Европе в 3-4 веках

Хорватизация

На взгляд А. Майорова, именно во времени Великого Переселения Народов в Галицию приходят хорваты. Сам этноним имеет иранское происхождение (в том числе суффикс-ат). Одно из старейших упоминание имени "Хорват" найдено в Танаисе, греко-иранском городе в устье Дона – Хороат (геленизированная форма иранского имени) в исторических хрониках, записанных на греческом языке во времена правления правителя – Савромата II (175-211 годы). Еще более древним упоминанием имени "Хорват" некоторые специалисты считают стелу персидского царя Дария I, где в списке иранских племен, составлявших его империю упомянут народ Харахватиш (именно это воспоминание считается самым старым упоминанием хорватского имени в истории). Харахватиш не только народное имя, но также и имя сатрапии, которая занимала примерно южную часть сегодняшнего Афганистана, целый Белуджистан и восточную часть Ирана. Это имя, правда, в несколько иной форме, находится и в зороастрийской «Авесте» в ее третьей книге «вендидад». Летописи описывают жителей этой сатрапии собственно как савидов, чем они выразительно выделялись на фоне остальных иранских племен. В результате длительных языковых процессов произошло последовательное изменение хорватского имени: Харахватиш-Харават-Хархват – Хорохоад – Хорохват – Хороат-Хорват. Свое имя они принесли на Дон, затем в Галицию и, в конечном итоге, на Балканы. Уже в III веке ираноязычные племена начинают на просторах Причерноморья распадаться и какие-то причины поспособствовали приходу хорватов на берега Днестра и Збруча (ориентировочно зона 4 (Чертковская)). Вполне возможно, что пришло в очерченный регион не целое племя, а родовая элита, носители этноназвания, которые стали новой верхушкой для части местных племен, дав свой этноним [1], [16], [28].

Возможно, под влиянием знаковых событий IV-V веков и расселения славян на широкой территории, привело к дальнейшей культурной и диалектной дифференциации, венеды как племенное объединение распались и стали общей этнической основой для формирования славян-славенов (предков многих современных народов), расселившихся от Балкан до Вислы ,и антов (предков значительной части восточных славян, заселивших территорию между Днестром и Северским донцем) — например, Иордан сообщает, что в VI веке венедов чаще называли антами и склавинами.

Самое раннее упоминание о славенах содержится в произведении Псевдо-Кесария Назиангского «ответы на вопросы» (начало VI века). В целом вероятны и сравнительно обстоятельные сведения о славенах подают готский историк Иордан (в книге «о происхождении и деяниях готов») и Прокопий Кесарийский (в «Книгах о войнах»). По Иордану, славены составляли одно из ответвлений венетов и расселились к югу от истока Вислы. Оба автора поместили славенов между Днестром на востоке и, вероятно, бассейном Тисы на Западе.

Вполне возможно, что венеды-склавены (так их называли греки, вставив звук «к» в этноним «словены» (славяне) из-за особенностей своего языка), карпы и другие племена интегрировались в регионе верхнего и среднего Поднестровья и нижней и средней Вислы под влиянием хорватов и переняли их этноназвание. Они, вероятно, осознавали свое единство с другими племенами пражско-корчакской, пеньковской и суково-дзедзицкой археологических культур, но исключительно на "суперэтнонимном" уровне-лишь столкнувшись с сильными соседями, как Рим, германские племена, авары, самоозначились именно как — "славяне» — "понятно говорящие", аналогично» шкиптарет « – » те, что понятно говорят «(самоназвание албанцев),» эускалдунак « – » те, что понятно говорят «(самоназвание Басков),» квады «(от древнеисландского kveða» говорить«) – » те, что (понятно) говорят " (раннегерманские племена, известные еще как»Свевский союз").

В южной части ареала пшеворской культуры, там, где в этногенезе славян участвовал кельтский субстрат, складывается Пражская культура (территория, которую занимали славены), а в Галиции, верхнем и среднем течении Днестра возник ее локальный вариант. Начиная с рубежа V-VI веков ее носители заселяют бассейн Верхней и средней Эльбы на Западе, Волынь и Припятское Полесье на востоке. В самых северных районах Висло-Одерского бассейна на основе венедской части пшеворской культуры формируется суковско-дзедзицкая, носители которой постепенно распространились в области, связанной с Балтийским морем (от нижней Эльбы до Вислы). Заметна этнографическая неоднородность этих культур, проявлявшаяся в технике строительства, погребальной обрядности и формах лепной керамики и височных украшений (последнее относится к VIII-XII векам) [18], [22], [24], [29].


Расселение славян в начале средневековья (5-7 века)

Южные земли хорватов подвергались нападениям аваров, которые из Паннонии иногда доходили даже до Волыни. Аварский приход на часть хорватского массива в середине 6 века, а также общие тенденции по Европе (великое переселение) вынудили мигрировать значительную часть хорватов в Паннонию и Далмацию. Эта первая миграция на Балканы продолжалась ориентировочно в 587-614 годах. Между впадением Моравы и тисы хорваты форсировали Дунай, освоили бассейн Дравы в 587-593 годах, стали просачиваться в междуречье Дравы и Саввы, откуда перешли в нынешнюю Боснию. Из Боснии они форсировали проход к Адриатическому побережью через Клису и Салону в 614 году, положив начало завоеванию Далмации. Вторая миграция на Балканы продолжалась в 626-630 годах по призыву византийского василевса Ираклия против аваров. В ней, возможно, участвовали хорваты как из Прикарпатья, так и из современной Чехии. Эта миграция завершилась окончательным завоеванием Далмации [10], [11].

Зачинки к локализации

Раннее упоминание о хорватах содержится в дополнении английского короля Альфреда и Великого (879-899 / 901) к хорографии испанского священника Павла Орозия (конец IV – Первая половина V века), которое базировалось на разнообразных сведениях современников, в частности добытых при дворе Арнульфа, германского короля (887-899) и римского императора (896-899), воевавшего против Великой Моравии и других соседних славян, где хорваты (Horoti, Horiti) фигурируют как северо-восточные соседи Моравии. На Западе Horoti соседствовали с далеминцами, которые считаются восточным ответвлением Эльбских сорбов, а на севере – со страной Мэгд (Maegdaland). Также там есть упоминание, что» с севера от Земли находятся Сарменды до самых Рифейских гор «(»Орозий " короля Альфреда). Далеминцы-гломачи вместе с сеучлами, колодицами, мильчанами и лужинами входили в Союз сорбов (сербов). Этот союз был известен Константину Багрянородному как Белая Сербия. По сей день сохранились остатки этого союза-лужицкие сербы.

Земли далеменцев локализуются между Р. Каменицей, притоком мульды, Лабой к стреле, клубникой и Крушными горами. То есть, в труде Альфреда отражена вероятная граница между белыми хорватами и белыми сербами. Сюда доходили поселения чешских хорватов из-над верхней Лабы и силезских хорватов из над верхней Нисы, известные из других источников. Д. Босворт помещал Мэгд в Восточной Пруссии и Польше, г. Лябуда отождествил его с Мазовией, локализация которой не требует уточнений.

Сарменды, вероятно, — сарматы. Этим термином ученая Европа долгое время обозначала население своей восточной части. Под Рифейскими горами в литературе, конечно, понимают Уральские горы. Поэтому и этот фрагмент "Орозия" короля Альфреда мог означать указание на то, что за хорватами вплоть до Урала живут сарматы, то есть неведомый народ. Но трактовка этого названия довольно неоднозначна. "Скифия лежит под самым Севером и у подножия Рифейских гор, откуда дует Борей», – писал Псевдо Гипократ. "В Скифию и в северные земли вступил ужасный Борей... И что же? Разве Гипанис, берущий начало со скифских гор, будучи изначально пресным, не портится позже горькими солями?"- читаем в» Метаморфозах " римского поэта Овидия, сосланного в I веке в М. Тома на побережье нынешней Румынии. Здесь явно под Рифейскими (скифскими) горами можно видеть Карпаты.

Подводя итоги анализа сообщения "Орозия" короля Альфреда о хорватах, можно утверждать, что, уточняя западные и северные границы хорватского массива, эта достопримечательность привязывает весь массив к Карпатам. 3 учитывая характер показаний Альфреда, его "хороты" выглядят мощным этническим и, вероятно, политическим образованием, ведь у этого автора на пространстве между Дунаем и Балтийским морем отмечены лишь наиболее известные союзы племен (как ободриты, великаны, сербы) и государства (Моравия). Хотя нельзя воспринимать буквально указание на то, что «хороты» обнимают пространство между Моравией и Мазовией, выглядит вполне вероятным, что хорваты в то время стояли во главе союза племен, охватывавшего немалые территории в регионе [8], [9], [10], [12], [13].

"Летопись Русская..."вспоминает один раз белых хорватов и трижды хорватов:

  • «...По долгим же временам сели славяне по Дунаю , где есть ныне Венгерская земля и Болгарская.От тех славян разошлись они по земле и прозвались именами своими,– [от того], где сели, на каком месте.Те, что, придя, сели по реке на имя Морава, и прозвались моравами, а вторые чехами назвались. А се — те самые славяне: белые хорваты, сербы и хорутаны. Когда же волохи нашли на славян на дунайских, и осели между них, и совершали им насилие, то славяне те, придя, сели на Висле и прозвались ляхами. А от тех Ляхов [пошли одни, что] прозвались полянами, вторые ляхи [прозвались] лютичами, другие – мазовшанами, еще другие – поморянами».
  • «...И жили в мире поляны, и древляне, и северяне, и радимичи, и вятичи, и хорваты.Дулибы тогда жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Бугу и по Днепру; сидели они также вблизи Дуная.И было много их, потому что сидели они по Бугу и по Днепру вплоть до моря, и есть грады их и по сей день. Из-за того называли их греки “Великая Скифия”».
  • «...В год 6415 [907].Пошел Олег на греков, Игоря оставив в Киеве.Взял же он много варягов, и словен, и чуди, и кривичей, и Мери, и полян, и северян, и древлян, и радимичей, и хорватов, и дулибов, и тиверцев... »
  • «...В год 6501 [993].Пошел Владимир на хорватов.А когда вернулся он с войны хорватской, то печенеги пришли по той стороне От Сулы.»

Из текста этих фрагментов следует, что упоминание о белых хорватах, вероятно, касается земель, которые во времена Нестора входили в состав чешского государства (то есть, в ячейки белых хорватов у истоков Одры, Нисы и в бассейне белой Эльстер. Из Карпатско-Дунайского региона часть хорватов и сербов пошли сначала на территорию современной Чехии – среди чешских племен, упомянутых в книге анонимного автора X века: «Morava, Karvati, Sorbin, Lučanin, Ljachin, Krakar, Bojmin jsou pokládáni za potomky Dodanin» есть хорваты и сербы (сорбы).

Они же упомянуты в Пражском документе 1086 года, описывающем границы тогдашнего пражского епископства:

«Occidentem versus...Lucsane, Daciane ... Deinde ad aquilonem ... hi sunt termini: Psouane, Crouati et altera Chrouati, Zlasane, Trebouane, Pobarane etc»,

причем заметно, что хорваты делятся на две отдельные группы («хорваты и другие хорваты»), первые из которых – наряду с пшованами (вошли в состав будущих чехов), а вторые, » другие хорваты " отдельно, правда наряду с засянами, требовлянами и поборянами.

Из других же фрагментов "Летописи русской" можно сделать вывод, что некая группа хорватов (не названных белыми) жила в пределах интересов более поздней Руси, правдоподобно, где-то в бассейне Днестра (откуда они приняли участие в исправлении Олега или Аскольда против Византии и откуда Владимир успел вернуться в Киев, которому угрожали печенеги,возможно, союзники хорватов) [3], [8], [9], [10], [13], [15], [28].

Южнее хорватов в современной Чехии жили Дулибы. Этот этноним известен как обозначение одного из великих объединений славянских племен в V-VI веках, упоминаемых в древнерусских летописях и в произведениях арабского историка Масуди, которые их помещают ориентировочно в верховья Западного Буга и правых притоков верхнего течения Припяти. В Галиции ареал обитания дулибов мог образоваться вследствие миграций, вызванных сильным поражением от аваров (так также появились чешские, паннонские, каринтийские Дулибы). При императоре Византии Ираклиеве (610-641) аваров разбили хорваты. Упомянутый арабский историк и географ аль-Масуди (вторая четверть X века) упоминает о племени хорватов («харватин»), называя его в ряду славянских племен, обитавших к северу и западу от Карпат: «марава», «дулаба», «сарбин» (лужицкие сорбы?), "манабан" (=мазовяне?), "валинана" «но, увы, не приводя более определенной локализации [3], [11], [12], [28].

Согласно данным Константина Багрянородного, некогда могущественная Моравия в его времена оказалась совсем обессиленной и обезлюдевшей из-за постоянных набегов «турок» (угров-Мадьяров), ее население разбежалось окрестными краями. Зато хорваты составляют мощную силу в регионе, с турками (уграми) они поддерживают дружеские отношения и имеют с ними родственные связи (очевидно, имеются в виду династические браки). Император Константин писал, что в Далмацию первыми пришли хорваты, предварительно победив аваров, которые надоедали всем соседям.

О локализации первых он знал такое:

"...хорваты, ныне живущие в краях Далмации, происходят от некрещеных хорватов, называвшихся «белыми», которые обитают по ту сторону Туркии[угров], близ Франкии[германцев], и граничат со славянами — некрещеными сербами... Великая Хорватия, называемая «белой» остается некрещеной по сей день, как и соседние с ней сербы»

Отсюда также знаем, что во время жизни Константина Багрянородного (середина X века) сербы и хорваты к северу от Карпат были некрещеными.

После хорватов лучшей доли начали искать сербы. После смерти их главного князя, у которого было два сына, один из них заключил союз с Ираклием и получил землю недалеко от Фесалоник. Правда, со временем сербы оттуда поднялись на север – в современную Сербию.

О исходном месте их обитания Константин Багрянородный писал:

«так будет известно, что сербы происходят от некрещеных сербов, называемых также» белыми " и живут по ту сторону Туркии [угров] в местности, именуемой ими бойки. С ними граничит Франкия [германцы], а также Великая Хорватия, некрещеная, называемая также «белой»

Указанное Константином обстоятельство достижения хорватами Черного моря неплохо сопоставляется с упоминанием «повести прошлых лет» об участии хорватов в походе Олега 907 года. Хотя нет уверенности, водой или сушей шли эти племена в поход, ведь войско Олега шло "на конех и на кораблех", но наиболее вероятно, что хорваты верховьев Днестра и соседние Дулибы из верховьев Западного Буга отправились в поход преимущественно на лодках [11], [12], [15], [28].

В отрывках текста Баварского Географа-аутентичного описания славянских земель второй половины IX века содержатся довольно интересные данные о регионе. Назвав народы вдоль Эльбы и Дуная (богемцев, моравов, Булгаров), анонимный автор описания говорит: «а поблизости от них находятся...", за чем следует перечень народов и племен более восточных краев, идущий с севера на юг (юго-восток). В частности, в этом ряду упомянуты Busani и Unlizi, что, к признанию значительного большинства исследователей, идентифицируются с летописными бужанами и уличами. Между этими двумя названиями указаны неизвестные из летописания: Sittici, характеризующиеся как область (страна), заполненная (различными) народами и укрепленными городами; Stadici, неисчислимый народ, у которого 516 городов; Sebbirozi, которые имеют 40 городов. Поскольку бужане "сидели по Бугу" — на Волыни, а уличи до переселения в сторону Поднестровья (между 920 и 940 годами.) должны были находиться на Буге Южном и на Нижнем Днепре, понятно, что Sittic'ов и Stadic'ов стоит размещать как раз в Поднестровье, возможно частично в Южной Волыни и в Южном Надбужье. Очевидно именно эти, по определению Баварского Географа, многочисленные народы (союзы племен) и составляли население тогдашней Галиции, объединенное хорватами, о которых также упоминает легенда о св. Вацлаве, чешском князе, убитом братом Болеславом в 929 году. Она была сформирована в 940-970 годах современниками, хорошо знакомыми с фактическим ходом событий, и легла в основу жития. После гибели Вацлава его мать Драгомира сбежала в хорваты. Болеслав энергично пытался достать мать в свои руки, но не смог этого сделать. Земля хорватов должна была находиться недалеко от пшован. Очевидно, оттуда княгиня уехала дальше на восток, за пределы влияния Болеслава. Похоже, что часть хорватской верхушки, которая о ней заботилась, была уже христианской или лояльной к христианству, в то время, когда всеобщее население еще долго оставалось языческим [8], [9], [10], [12].

В IX-XI веках на северных и восточных окраинах Галицко-Карпатского региона распространялась с востока Лука-Райковецкая культура, а большая часть обозначенной территории имела культуру, которую А. Корчинский идентифицирует собственно с хорватами. Культурные различия были настолько значительными, что даже после распространения здесь русской культуры (в связи с вхождением большинства Галичины в политическую орбиту Руси) на землях Среднего Приднестровья существовал ее отдельный, Галицкий тип.

Археологические исследования последних десятилетий территорий карпатских хорватов (А. Корчинский, М. Филипчук и другие), в том числе исполинских городищ типа Плиснесская, Стульская, Солонская и других, которые были в десятки раз больше современных им города Руси, производственные комплексы с высоким уровнем технологии типа Рудниковского металлургического, отмечая экономический подъем, что началось в начале IX века и повлекло вероятно резкое расслоение общества, в первую очередь по профессиональному признаку, позволяют предполагать, что в вероятной большой Хорватии на землях Прикарпатья до конца X века, когда эти территории вошли в политическую орбиту Руси, функционировало развитое дифференцированное общество, способное к созданию государственных организмов.

Упомянутые выше данные истории и археологии коррелируют с распространением Карпатско-далмационной гаплогруппы R1a, что в целом соответствует расселению современных генетических потомков хорватов и сербов. К Карпатским гаплогруппам относится ориентировочно круг 9% мужского населения Галиции [2], [9], [10], [13], [14], [27], [28].

То есть, уже в IX веке в Великой Хорватии происходит феодальная раздробленность – сформировались племенные княжества засян / присян (в бассейне Сяна с вероятным центром в Перемышле), требовлян и поборян в Прикарпатье и Земплинско-Ужанское, Боржавское, Верхне и Нижнетисянское в Закарпатье. Когда Карпаты перешли Угры, то застали несколько отдельных княжеств, самым мощным из которых было Земплинско-Ужанское.

Во времена Святоплука I Моравского (871-894) в орбиту Великой Моравии вошли закарпатские княжества, княжества засян, поборян и западная часть княжества (княжеств) требовлян, а также I висляны (самая восточная граница – истоки Рик Буг, Стрый, Прут).

После падения Великой Моравии поборяне и требовляне вышли из-под Моравского влияния, а засяне, похоже, попали под венгерское, а позже польское влияние. 1160-1223) во фрагменте о короле Болеславе Храбром:

"гуннов или угров, хорватов и Мадьяров, племена сильные, он перебрал под свою власть...",

возможно, отразил свидетельства о борьбе между Венгрией и Польшей в 966-981 гг. за хорватские земли, расположенные вдоль гор к западу от дуклянского перевала.

Борьба за эти земли шла с переменным успехом. Очевидно, в ходе этой борьбы Венгрия овладела Перемышльской землей, о чем может свидетельствовать венгерское кладбище 10 века в Перемышле. Закарпатские княжества в течение X-начала XI веков были завоеваны уграми.

В конце X века Червенские Грады (юг Волыни, Перемышль, возможно даже Звенигород и Стульско) вследствие нескольких опустошительных походов были включены Владимиром Святославичем в политическую орбиту Руси. На восточных землях требовян сформировалось княжество с центром в Теребовле, которое, вероятно, было последним обломком Великой Хорватии и сильнейшим из княжеств, которые образовались на землях карпатских хорватов и некоторое время еще могло сохранять относительную независимость-в очень коротких письменных сообщениях, помещенных в "Повести прошлых лет", говорится о походе киевского князя Владимира Святославовича на ляхи в 981 году и последующий его поход на хорватов в 993 году, из чего следует, что ляхи и хорваты были разными народами и проживали на разных территориях и были владельцами различных раннесредневековых государственных образований. Если поход на ляхов в 981 году для войска князя Владимира увенчался успехом (»пошел Владимир на ляхов и занял огороды их Перемышль, Червен и другие, которые есть и по сей день под Русью«) и в его гареме появились две» чехини", одну из которых звали Адель, то результаты военного похода на хорватов летописцем были» промолчаны", что является свидетельством вероятного провала военной операции. Из-за того мнение историков Киевской школы о том, что князь Владимир преодолел сепаратизм хорватов и присоединил их к конфедерации «Киевская Русь» не выдерживает никакой критики.

В пользу правильности предложенной версии свидетельствует факт, что карпатские хорваты обладали мощной милитарной потугой (чрезвычайно большими, прочно укрепленными огородами, аналогов которым не было в тогдашней Европе, особой организацией обороны, большим опытом ведения боя в горных условиях и большой демографической численностью своего населения, которое не так просто было преодолеть), а также, что после каждого покорения земель русскими князьями, на них закладывали очаги великокняжеской власти – крепости в которых жили вассалы князя и осуществляли его политику. Конечно о таких объектах должно быть записано в летописях. Однако более 100 лет после похода князя Владимира на хорватов, в письменных источниках совершенно отсутствуют сообщения о каких-то новообразованных объектах, более вообще о каких-либо населенных пунктах в Карпатском регионе. Такой факт неоспоримо свидетельствует о том, что Карпатская земля, в это время не входила в конфедерацию с условным названием Киевская Русь. А уже со временем (круг XII века) из Теребовлянского княжества предстало два – с центрами в Теребовле и Галиче, на юг которых под натиском печенегов отошли тиверцы, расселившись среди хорватов [8], [9], [10], [13], [28].

Обобщая данные, заметно, что начиная с IX века история края развивалась так:

892-Перемышль с окрестностями перешел в Великую Моравию;

898-через Галич перешли угры; 907-хорваты вместе с русинами пошли на Царьград;

955-часть Галиции (вероятно, западная) перешла под Чехию;

979-вероятно, та же часть Галиции перешла под Польшу;

981-Червенские огороды перешли под Русь;

993-Владимир предпринял неудачный поход на хорватов;

1018-Польша заняла Червенские огороды и распространила власть на восток (возможно, вплоть до Медоборов);

1031-Ярослав дошел до Сяна, Русь заняла Галицию (или значительную ее часть);

1069-Польша заняла Галицию;

1080-Русь вновь переняла власть в Галиции;

1084-Ростиславичи заняли Галицкие троны, проводили независимую от Руси политику (в том числе, побеждая русских князей военно);

1199-Галиция аннексирована волынским князем Романом;

1215-Галиция под правлением угров;

1221-Галиция под правлением Романовичей;

1349-Галиция под властью Польши;

1372-Галиция под уграми;

1387-Галичина под Польшей.

То есть с IX века земли Галицко-Карпатского региона частично подпадают под протекторат Великой Моравии, польских князей, Венгрии и (затем) – Руси. Сейчас очень трудно установить, какой характер имели эти вассальные отношения, но по тому, как часто менялась власть в регионе и какова непрочная была власть оккупантов, можно сделать вывод, как об отсутствии единого правителя в Галиции, который бы объединил эти земли, так и об определенной мощи местных вельможных княжеско-боярских родов, могуществе которых стала легендарной и которые еще много веков разными способами отстаивали и ценой жизни защищали родные земли от завоевателей. За обозначенные века только при правлении Ростиславичей, которые пошли на согласие с местными родами, наступило определенное затишье, произошло новое развитие.

Окончание — "предположения, основанные на доступных научных данных"

Источники

1. J. Marshall. Этногенеза галичан. Или одна компиляция без инклинации.

2. R1a1a and Subclades Y-DNA Project — Results.

3. Předpokládaná česká kmenová území.

4.Баран В. Д. славянские раннесредневековые культуры и их подоплеки / / материалы и исследования по археологии Прикарпатья и Волыни. Львов: Ин-т украиноведения, 1995. – вып. 6. — С. 191-204.

5.Баран В. Д., Баран Я. В. исторические истоки украинского народа. — Киев, 2005 − — 208 с.

6.Баран В. Д., Баран Я. В.Черняховская культура.

7. Винокур И. С., Телегин Д. Я. Археология Украины. Тернополь: учебная книга-Богдан, 2008. – 480 с.

8.Л. Войтович. "Белые" хорваты или” карпатские " хорваты? Продолжение дискуссии.

9. Л. Войтович. Карпатские хорваты в этнополитическом развитии Центрально-Восточной Европы раннего Средневековья.

10. Л. Войтович. Прикарпатье во второй половине I тысячелетия н. э.: древнейшие княжества / / Вестник Львовского университета. Серия историческая. — Вып. 45. – Львов, 2010. — С. 13-54

11. Константин Багрянородный. Об управлении империей.

12. Конча С.белые хорваты и население украинского Прикарпатья в ІХ-ХІ в.

13. А. Корчинский. Белые хорваты. Штрихи к малоизвестной истории Галиции VIII-X веков.

14. А. Корчинский. Раннесредневековый город на верхнем Днестре. // Материалы и исследования по археологии Прикарпатья и Волыни. Том. 12. 2008. С. 267-282.

15. Летопись Русская.

16. Майоров А.В. Великая Хорватия: Этногенез и ранняя история славян Прикарпатского региона/Отв.ред.А. Ю. Дворниченко. – Санкт-Петербург: Изд-во СПГУ, 2008. – 209 с.

17. Назин С. В. среднее Подунавье и Северное Причерноморье в VI – VII стт. и проблема славянской миграции / / II чтение памяти академика А. Н. Трубачева (Алупка-Херсонес-Севастополь, 14-21 сентября 2004 г.) (устное сообщение)

18. Т. М. Рудич. Антропологический материал Черняховской культуры из раскопок И.Гереты.

19. Русанова И.П. Истоки славянского язычества. Культовые сооружения Центральной и Восточной Европы в I тыс. до н. э. – I тыс. н. э. Черновцы: Прут, 2002.

20.И. П. Русанова, Б. А. Тимощук. Языческие святилища древних славян. – М.: Издательство «Ладога-100», 2007. – 304 с.

21.В. В. Седов. Этногенез ранних славян // Вестник Российской Академии наук. – Том 73. – № 7. – С. 594-605 (2003).

22. Смешко М. Ю. карпатские курганы первой половины I тысячелетия н. э. к., 1960.

23. Тимощук Б. А. восточные хорваты / / материалы и исследования по археологии Прикарпатья и Волыни. Львов: Ин-т украиноведения, 1995. — вып. 6. — С. 214-218

24. К. Тищенко. Правда о происхождении украинцев.

25. Справочник по истории Украины. Том 1. В.

26. Б. Явор Искра. Несколько мыслей о славянах...

27. Б. Явир Искра. R1a в Галиции.

28.Б. Явир Искра. Хорватские и сербские племенные союзы на территории Галиции / часть 1.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие