Если поглубже копнуть исторические пласты, обнаружится весьма любопытная вещь: на протяжении нескольких столетий территория северной и восточной Германии от Эльбы до Одера была почти что исключительно населена славянами. Они пришли на эти земли примерно в VI веке, сразу после того, как германцы, обитавшие здесь во времена Античности, влекомые могучей волной Великого переселения народов, двинулись на запад и заполонили своими кибитками великолепные дороги Римской империи.
Вопрос, что подвигло славян сменить плодородные придунайские равнины, где они обитали до этого, на более суровые северные земли, до сих пор дискуссионный. Вероятно, какая-то часть славян осела в Германии после завоевательных походов вождя гуннов Аттилы (известно, что в состав его огромного разноплеменного войска входили и славянские дружины). Однако главным толчком стало появление в Европе других кочевников — авар. К 562 году легендарный каган авар Баян I, разгромив королевство германцев-гепидов, подчинил значительную часть Восточной Европы, заставив народы, ранее ее населявшие, бежать на запад и на север. Оставаться под пятой у кочевников было смерти подобно, авары были крайне кровожадны. Их норов, как мы знаем из летописей, вполне почувствовало на себе славянское племя дулебов, обитавшее в нижнем Дунае.
“В сии же времена были обры (авары — Ред.), которые воевали на царя Ираклия и, победив, едва его самого не взяли, — читаем в “Повести временных лет”. — Сии обры воевали на славян и одолели дулеб, которые славянами были, и насилие великое им делали, мучили не только мужей, но и жен, ибо когда хотел обрин куда ехать, не давали впрячь коня или вола, но велели впрячь три, четыре или пять жен в телегу и везти себя, и таким образом изнуряли дулеб”.
Между Лабой и Одрой
В результате этого движения народов вдоль южного побережья Балтийского моря, а также вдоль крупных европейских рек — Вислы, Одры, Лабы — выросли славянские поселения. На крайнем северо-западе, в низовьях Лабы поселились ободриты или бодричи, на острове Рюген и прибрежных территориях на материке ране или руяне, восточнее — лютичи или вильцы, к югу от них — лужичане. Это основные племенные союзы, были и другие. Настоящая славянская Германия! Сейчас уже нет сомнения (об этом говорят и письменные источники, и данные археологических раскопок), что на протяжении, как минимум пяти столетий, — с VI по XI век — вся восточная Германия была славянской. Германским племенам, тем из них, кто не успел уйти в поисках новой родины на запад или на юг, пришлось серьезно потесниться, а тот, кто не захотел — например, саксы-нордальбинги — вынужден был непрерывно биться со славянами не на жизнь, а на смерть.
Славянская цивилизация
Пять веков — это серьезный срок для любой цивилизации. За это время славяне сумели пройти путь от общинных социальных отношений к феодальным, построить более-менее (скорее, менее, чем более) крепкие государства, хотя и не повсеместно. Например, один из крупнейших союзов балтийских славян — лютичей — так и остался общинным: верховную власть здесь имели не князья, а жрецы культового города Ретра. И до своего полного порабощения немцами в рамках начавшегося в X веке Drang nach Osten лютичи так и не вняли силе убеждения многочисленных немецких миссионеров и не приняли христианства.
С крепкими государствами у “германских” славян вообще было как-то не очень. Могучую островную республику, прежде всего благодаря своему флоту, образовали руяне, долгое время они успешно сопротивлялись натиску датчан и немцев, но в итоге были вынуждены покориться. У ободритов на протяжении всей их истории несколько раз появлялась могущественная держава, с которой считались все соседи. Таково было государство князя Дражко, союзника короля франков Карла Великого, или возникшие позднее державы князей Готтшалька, Мстивоя и Никлота. Но все эти государственные образования держались почти исключительно на личности первого лица. Со смертью князя, как правило, приходил конец и могуществу — держава рассыпалась. Именно поэтому ободриты не смогли создать прочное княжество на своих исконных землях, которое сумело бы остановить вначале военный натиск немцев, а затем и их колонизацию.
В основной своей массе балтийские славяне до покорения немцами так и остались язычниками.
В основной своей массе балтийские славяне до покорения немцами так и остались язычниками.
Экономический рост
Одним из отличительных признаков развитой цивилизации являются крупные города. У “германских” славян с этим был полный порядок. Только в землях вильцев, по свидетельству хрониста Адама Бременского, насчитывалось не меньше сотни городов. Мы знаем, что уже в VII веке на побережье Балтики существует крупный торговый центр ободритов Рерик, разрушенного королем данов Гудфредом. Были еще Старигард, Лютица, Велигард или Магнополис, Юмна, Аркона на острове Рюген, храмовый город Ретра в земле лютичей… Историки, ссылаясь на сведения средневековых хронистов, пишут об активной торговле, которую балтийские славяне вели с Англией, Данией, Русью, Византией, даже с арабским миром (об этом говорят, в частности, найденные возле Лабы клады с серебряными арабскими монетами). Известно о существовании т.н. Южно-Балтийского торгового пути. Как отмечает немецкий историк Йоахим Херрман, торговлей дело не ограничивалось — в землях “германских” славян наступил настоящий экономический подъем: вместе с бурным ростом численности населения многократно возросли производительные силы, а рост сельхозпроизводства вырос в четыре-шесть раз.
История на службе политики
Когда к власти в Германии пришли нацисты и стали активно искать “нордические” корни своей нации, они, конечно, не могли игнорировать того факта, что на протяжении долгого времени казалось бы исконная германская земля была населена славянами. Как вычеркнуть такие “немецкие” фамилии как Бюлов, Рюстов и прочие? Или как быть с тем, что померанские дворяне ведут свой род от ободритского князя Никлота? Нацистские историки не могли "выбелить" историю, поэтому пошли по другому пути. Славянскую цивилизацию старались изобразить примитивной, значительно уступающей цивилизации германской, а князья славянские, мол, имели саксонскую или датскую кровь (это напоминает, как перед войной в Восточной Пруссии нацистские идеологи тотально переименовали населенные пункты, имеющие в названии прусские корни). Историк Андрей Пауль, один из ведущих специалистов по балтийским славянам, приводит такую цитату одного из "светочей" науки Третьего рейха Роберта Бельца:
“Славяне – народ, не имеющий политической инициативы. Это было замечено давно. Никто иной, как так называемый Нестор Киевский в знаменитой Русской хронике, говорил, что славяне не созданы быть господами; всюду, где они появлялись на страницах истории, это происходило под чужеземным господством... Повсюду одно явление – прослойка германских правителей над славянской массой – которое мы находим сейчас на пороге истории нашей страны”.
Это, конечно, не так. Германцы во главе славянских сообществ если и были, то это не было тенденцией и уж во всяком случае не могло показать цивилизационного или культурного преимущества германцев над славянами. Римской империей в последние десятилетия ее существования фактически управляли варвары, однако на основе этого глупо делать вывод, что варварская цивилизация была сильнее римской. Кроме того, послевоенные археологические раскопки показали, что, например, славянская керамика значительно превосходила по качеству ту, которую делали соседние даны или саксы. А крепости, которые строили ободриты, применяя так называемую “столбово-панцирную” систему укреплений, впоследствии были заимствованы германцами.
Реконструкция Й. Херрмана славянского укрепления в северной Германии. Источник: old-earth.narod.ru
Исторические шансы
И все-таки цивилизация “германских” славян погибла, а сами славяне были ассимилированы немцами. Почему? Вероятно, история пошла бы по другому пути, сумей кто-нибудь из выдающихся князей ободритов (у этого племенного союза шансы были выше, чем у остальных) создать прочное централизованное государство, объединив под своей властью всех балтийских славян. Но это не всё. Чтобы сдержать могучий германский натиск, балтийским славянам необходимо было принимать христианство. Причем не только князьям — в угоду сиюминутным политическим выгодам — христианизация должна была быть тотальной и повсеместной, таков был выбор времени. Вряд ли это остановило бы немецких феодалов в их стремлении на восток, но лишило бы их формального прикрытия агрессивной внешней политики. Это тоже немало.