Сейчас трудно себе представить, что финно-угорские народы Поволжья когда-то обладали национальным суверенитетом, а их земли не входили в состав России. Например, в конце XII века на территории современной Мордовии существовало государство, которое русские летописцы называли Пургасова волость. До присоединения к числу подданных русской короны у жителей этих мест была особая история, интересные обычаи и традиции.
Два финно-угорских народа
Начнем с того, что такого народа как мордва, вообще-то, не существует. Есть два отдельных друг от друга этноса – эрзяне и мокшане. Они говорят на разных языках, и их обычаи, традиции и национальные костюмы существенно отличаются. Мордвой этих людей прозвали соседние племена. На языке ираноязычных скифов слово mard означало «человек, мужчина». То есть этноним «мордва» можно условно перевести как «люди».
По данным археологов, предки эрзян населяли междуречье Волги и Оки еще в период древнейшей истории. А вот мокшане перебрались в эти края с верховьев реки Дон. В начале нашей эры в Поволжье жили разные финно-угорские племена: мари, меря, мокша, мурома, эрзя. Они создали так называемую Городецкую культуру, о которой ученые могут судить по оставшимся захоронениям. На протяжении веков все жители Поволжья подвергались влиянию со стороны скифов, сарматов, гуннов, а также славянских, германских, прибалтийских и тюркских племен.
Этнографы относят мокшан к присурской группе племен, а эрзян – к приокским этносам.
Древнее государство
Этноним «мордва» в его древнегерманском варианте – mordens – впервые употребил готский историк Иордан, живший в VI веке. В своем труде «О происхождении и деяниях гетов» он указал, что к 375 году мордва, как и другие народы Восточной Европы, была покорена королем остготов Германарихом. Вместе с mordens отважные германцы тогда захватили и земли merens (мерян).
Отдельные историки считают, что античный историк Геродот, описывая скифо-персидскую войну 512 года до нашей эры, тоже упоминает мокшан и эрзян. Правда, древнегреческий автор называет их тиссагетами и андрофагами.
Финно-угорские народы Поволжья были вынуждены платить дань Хазарскому каганату, существовавшему в VII-X веках на юге современной России. После ослабления и распада империи хазар сильное влияние на мокшан и эрзян начали оказывать сразу два соседних государства – Волжская Булгария и Русь. Впрочем, финно-угорские народы, веками жившие вместе, достаточно укрепились к тому времени и имели сильное войско, захватчикам не удавалось подчинить их себе. Например, в одной из древнерусских летописей повествуется о нападении на жителей Поволжья муромского князя Ярослава Святославича. Битва состоялась 4 марта 1103 года и закончилась победой мокшан и эрзян.
Вероятно, эти люди имели не только сильную армию, но и собственное государство, ведь еще в X веке о стране Мордии упоминает в своих записях Константин Багрянородный – император Византии. Известно, что в конце XII – начале XIII века правителем государства мокшан и эрзян был некий Пургас, в древнерусских источниках его называют князем, а его страну – Пургасовой волостью.
После основания Нижнего Новгорода в 1221 году мордву с исконной территории стали постепенно вытеснять переселенцы из Владимира, Суздаля и Рязани. Русские князья осуществили несколько удачных походов на земли финно-угорских народов Поволжья. А в 1237-1239 годах все они были побеждены монгольским завоевателем Батыем. И Волжская Булгария, и русские княжества, и Пургасова волость стали вассалами Золотой Орды.
Процесс колонизации мордовских земель начался в XIV веке. С каждым годом сюда прибывало все больше переселенцев с запада. Военные столкновения все чаще заканчивались победой русских князей. В 1372 году на берегу реки Суры была основана крепость Курмыш. Так, под контроль Нижнего Новгорода попали значительные земли эрзян и мокшан. Окончательно в состав Русского царства финно-угорские народы Поволжья вошли в XV веке, уже после присоединения Казанского ханства.
Быт и хозяйство
Мокшане и эрзяне традиционно занимались пашенным земледелием. Они сеяли просо, ячмень, рожь, выращивали огородные культуры, а также лен; бортничали, разводили коров, лошадей, свиней, домашнюю птицу. Среди мордвы были умелые охотники и рыболовы. В древности эквивалентом денег у представителей финно-угорских народов Поволжья служили шкурки белок и других пушных зверей. Мастеровой люд занимался кузнечным делом, изготовлением различных изделий из металла и древесины, гончарным искусством. Были развиты ткачество и прядение, смолокурение и углежжение.
Деревни мокшан и эрзян мало отличались от русских. Дома они строили из сосны, деревянные срубы покрывали или соломой, или тесом. Жилье делилось на сени и горницу. Главной частью дома являлась печь. Во дворе располагались хозяйственные постройки.
Национальная кухня была нехитрой: пекли хлеб, блины и пироги, готовили различные каши, окрошки, пельмени. Мясо засаливали и коптили, а из молока делали творог, кисломолочные продукты.
Национальной одежде финно-угорских народов свойственны красочность и обилие декоративных элементов. Женщины носили браслеты, кольца, бусы, серьги, а также сложные нагрудные украшения, которые плелись из бисера, монет и шерстяных кисточек.
Обычаи и традиции
До присоединения к Русскому царству многие мокшане и эрзяне сохраняли языческую веру своих предков, для которой был характерен политеизм. В лесу властвовали богиня Вирь-ава и ее муж Вирь-атя. Водной стихией ведала супружеская пара Ведь-ава и Ведь-атя. Тол-ава и Тол-атя были божествами огня, а Кудо-ава и Кудо-атя отвечали за домашний уют и семейное благополучие. Коллективную молитву богам обычно совершали в священных рощах перед началом сельскохозяйственных работ: пахоты, сева, сбора урожая, отела скота и т.п.
В Средневековье представители финно-угорских народов жили патриархальными семьями, все родственники вели общее хозяйство. Старейшину называли покштян (большой старик). Каждый род имел собственный знак, которым отмечали коров и лошадей, такое тавро помогало выявлять скотокрадов.
У финно-угорцев было принято возрастное неравенство, девушек выдавали замуж за парней, которые были на 10-15 лет их моложе. Причины таких браков, вероятнее всего, кроятся в экономических реалиях. Семьи нуждались в умелых работницах, а интересы молодых никто не учитывал. Впрочем, мужчин нельзя было назвать страдающей стороной: до распространения христианства некоторые мокшане и эрзяне являлись многоженцами.