Народ сету, или «псковская чудь» (до принятия христианства) – это малочисленная финно-угорская этническая группа, проживающая на территории Эстонии и России в Печорском районе Псковской области. В России по данным переписи населения 2010, осталось всего 214 человек, представителей народа сету.
В Эстонии проживает около 10 тысяч человек. Но эстонцы не считают сету отдельным народом, в 20-х годах прошлого столетия, сету, живущие в Эстонии, в общем-то стали эстонцами. Это значит, что традиции народа исчезают из памяти потомков.
При этом сету стараются хоть как-то сохранить свою народную идентичность: создают музеи, между собой говорят на своем языке, который отличается от эстонского.
Внешний вид
Внешностью полуверцы напоминают славян. У них круглые лица, светлые или рыжие волосы, ясные глаза. Женщины обычно плетут косы, мужчины – носят бороды.
Главным украшением для девушек сету является серебро. Ожерелье из серебряных монет они получают сразу после рождения и носят до самой смерти. Замужним женщинам вручают литую серебряную брошь, которая выступает прямым подтверждением их статуса. По праздникам девушки надевают на себя все имеющиеся драгоценности. Их общий вес может доходить до 6 кг.
Основными цветами одежды сетукезов выступают черный, белый и красный. Как мужчины, так и женщины носят тонкие рубашки с изысканной вышивкой из красных нитей. Девушки покрывают голову платками, парни – широкополыми войлочными шляпами. Для гардероба полуверцев также характерно обилие шерстяных вязаных вещей, украшенных сложными геометрическими орнаментами.
Сету – «полуверцы»
Если эстонцы в основном лютеране, то сету – православные. Но для сету наряду с христианством веруют и в языческих богов, поэтому православные называют их «полуверцами». Для сету особо важен бог плодородия Пеко, без жертвоприношения можно было не ждать урожая. До 20 века существовал ритуал: мужчины сражались в честь бога Пеко до первой крови.
Также у сету есть праздник – День всех душ. Для эстонцев это странно, когда сету приходят на кладбище и устраивают посиделки с умершими родственниками. Накрывают стол, сами едят и оставляют еду возле могил для мертвых родственников. Для жителей многих регионов России это действие не кажется странным, но обычно родственники собираются на кладбище с едой в Пасху.Когда в СССР процветал атеизм, сету ночами восстанавливали церкви и монастыри. Самый известный из них – Успенский Псково-Печерский монастырь.
Обычаи и традиции
В языке сето отсутствуют матерные слова. Считается, что брань привлекает злых духов. Самым страшным ругательством является слово «черт» («куре»). Полное табу на сквернословие и ссоры накладывается на время готовки. В противном случае блюдо получится невкусным.
Жизнь сетукезов сопровождается песнями. Женщины поют во время работы в поле, приготовления обеда, кормления домашних животных, ношения воды. На традиционных праздниках за песнопения (лело) отвечают обладательницы «серебряных» голосов. Они не только исполняют выученные ранее песни, но и на ходу придумывают новые.
Свадьбы у полуверцев длятся 3 дня. На них приглашаются все родственники молодоженов. В день венчания проводится своеобразный ритуал перехода невесты в семью мужа. Он напоминает похоронную церемонию, что весьма символично, ведь при замужестве свободная девушка как бы умирает, перевоплощаясь в зрелую женщину. Новобрачную усаживают на стул под иконами и переносят, демонстрируя отбытие в «потустороннее царство». Гости поочередно подходят к молодой, выпивают рюмку за ее здоровье и оставляют деньги в помощь будущей семье.
Затем на обряд прибывает жених с товарищами. Один из его друзей выводит из дома невесту, с головой накрытую простыней. В церковь брачующиеся добираются по отдельности, а обратно едут уже вместе.
После венчания жена дарит подарки родне мужа и принимает подношения от остальных гостей. По окончании брачной церемонии молодых сопровождают на супружеское ложе, утром же их будят и отправляют в баню на омовение. Только после этого начинаются веселые гуляния с песнями и шутками.
Эстонцы или русские?
Одни ученые полагают, что сету – потомки эстов (эстонцев), которые бежали от ливонского ига. Другие считают, что это потомки народа «чудь» – это древнерусское нескольких народностей прибалтийско-финской группы (среди них – водь, весь, сумь, емь, ижора, эсты и др.). В том числе, к сету причисляют и более поздних переселенцев из Эстонии.
Многие ученые уверены, что эстонцы и сету родом из той самой «чуди», с которыми встретились славяне во время освоения северо-западных земель будущей России. Но сету больше сохранили своей национальной идентичности в отличие от эстонцев.
На Руси их называли «чудь», потому что их язык казался совершенно непонятным, «чужим» или «чудным».
Так что, они совсем не русские, хотя часть из них живет в Псковской области.
В 2005 год для сету стал переломным, по территории Сетумаа прошла эстонско-российская граница, которая разделила народ на две части. Оставшиеся в Эстонии сету остались без быстрого доступа к своей святыне, Псково-Печерскому монастырю.
Сейчас Администрация Псковской области оказывает комплексную поддержку сетукезам. Созданы условия для развития их народных промыслов, регулярно проводятся фестивали и национальные праздники. Нужно съездить к ним на экскурсию в музей в деревню Сигово!