Наверно каждый из нас еще со школьной скамьи помнит тему по истории нашей Родины про образование древнерусского государства. Кто-то «проглотил» ее слету, а для кого-то вопрос о месте возникновения Руси (Киев или Новгород) и о его создателях (германцах или славянах) остался неясным. И неспроста. Дилемма остается нерешенной не только для обывателя, но и для ученых, которые до сих пор так и не дали вразумительного ответа на вопрос, кто есть кто и «откуда есть, пошла Русская земля», что привело к существованию двух взаимоисключающих теорий: норманнской и полянской (автохтонной)?
Если встать на сторону автохтонистов, то как объяснить, что государство начало складываться вокруг Киева, а объединителем славянских племен Восточной Европы был все-таки север — Новгород, и что можно возразить против того, что за князем ездили «за море»? Почему отвергается точка зрения о том, что государство было создано Севером, когда все, казалось бы, предельно просто: кто объединил, тот и создал? Но можно понять и автохтонистов утверждающих, что государство было создано не залетными варягами, а местным населением: «Мы славяне сами с усами и не глупей германцев». К тому же, привнесение государственности извне довольно-таки сильно бьет по честолюбию и предусматривает намек на неполноценность.
Никто не желает уступать, а причина проста: ни одна из сторон до сих пор не представила доказательств своей правоты и исчерпывающих ответов на вопросы о дате возникновения государства, о том, каково происхождение этнонима «русь»? О том, где, по состоянию на 859 год, проживала русь? Что это за этнос? Что говорят письменные источники о координатах этой страны? Почему у первых рюриковичей были германские имена? Каково было развитие производительных сил и производственных отношений на Киевщине и в Поильменье? Что за причины вывели ситуацию из состояния равновесия и что послужило толчком к началу процесса сложения государства?
Можно ли на все эти вопросы уже сейчас дать ответы? Оказывается, что, да!
Координаты Руси. Если проанализировать данные арабских, еврейских и древнерусских источников, то окажется, что Русь помещается отнюдь не в Скандинавии и даже не на Киевщине. Искомая территория очерчивается в границах: на севере — южный берег озер Ильмень, Чюдское, река Луга, левый берег реки Шелонь, на западе — граница между полочанами и латиголой с земиголой; на юге — граница земель радимичей и вятичей; на востоке — река Клязьма. В данный район попадают земли Верховьев, на которых проживали племена кривичей.
Что вызывает недоумение? Кажущееся противоречие: германский статус руси и славянский статус кривичей. На самом деле, данное противоречие снимается, если разобраться с происхождением этнонима «русь» и процессами образования этнических групп на территории Восточной Европы, в том числе и славянских. Результат подтверждает данные летописей: кривичи до Х в. не входили в состав Славянского мира, да и летопись в перечне славянских племен их не называет, а гидронимия Поильменья и язык финских народов этого края указывают на то, что этноним «русь» не что иное, как этноним «кривич» в устах представителя финноязычного населения тех мест того времени, возвратившийся в искаженном виде к кривичам (подробнее см. А.Н. Лебедев. Поильменье. Год 859-861 или статью: «Происхождение этнонима Русь»).
Возникает вопрос, почему у первых русских князей и их дружинников были не славянские имена, но и не германские? Дело в том, что они были кривичи, которые являлись осколком Кельтского мира, заброшенные событиями на север Восточной Европы1.
Если переходить к третьей составляющей — государству, то тут нужно опять-таки четко установить место его возникновения, дату возникновения, по возможности восстановить имена исторических лиц, причастных к созданию государства, разобраться с тем, что происходило на территории Восточной Европы до 859 года, как шло развитие производительных сил и конечно же, определить причины послужившие толчком для начала процесса сложения государства. Приступим к аргументации.
Начнем с вопроса о развитии производительных сил. Как правило, принято начинать с сельского хозяйства. Считается, что где лучше природно-климатические условия, богаче и плодородней почва, то соответственно, там развито сельское хозяйство, и значит есть излишек продукта, а раз есть излишки, то есть и потребность в создании института государства. Если исходить из этого постулата, то и впрямь на Севере, как территории, где могло бы возникнуть государство, можно ставить крест. Однако, как показывает практика, росту производственных отношений способствует не сельское хозяйство, а развитие ремесел. Благодаря удачному географическому положению — пересечению основных торговых путей из Византии, Арабского востока с Хазарией в Скандинавию и обратно — на Ладоге сформировался центр континентальной торговли. На момент возникновения государства рост производительных сил на Севере особенно в ремесле и торговле во много раз превосходил рост производительных сил на Юге. Развитие ремесла привело к развитию городов, превращению племенных центров в укрепленные поселения. Произошла дифференциация общества, его развитие, расслоение.
«Именно в городах осуществляется этнокультурный синтез, сплавлявший воедино этнокультурные элементы» (Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX — XI веков. Смоленск: Русич; М.: Гнозис, 1995.— с. 154). В современном понимании, город — это социально-экономическое образование, обладающее несколькими наиболее существенными признаками: концентрация ремесла, торговли, администрации, войска, культурных ценностей и т.д. В этом случае марксисткая историография права, увязывая процесс урбанизации отдельных городов с процессом классообразования и сложения государства. К тому же города являются пунктами концентрации и распределения прибавочного продукта (Куза А.В. Социально-историческая типология древнерусских городов Х — XIII вв.//Русский город. Вып. 6. М. 1983. с.— 4-360), Не зря Рюрик придя к власти, начал отстраивать старые города и строить новые (см. ПВЛ). Все эти города возникшие в Кривичской земле, выполняли не только роль административных, но и торговых и производственных (ремесленных) центров, ориентированных на потребности дружины и войска в целом. Д.А. Авдусин отмечает специализацию кузнечного ремесла в городах, связанную с производством массовых изделий — стрел, различных гвоздей и т.п., в том числе златокузнечество, производящее украшения, в том числе скандинавских типов. (Авдусин Д.А. Происхождение древнерусских городов//Вопросы истории. 1980. №12. с. 24-42).
А теперь сравним Юг с Севером и посмотрим, где было больше городов.
Юг — Полянская земля: увы! Кроме Киева к 861 году городов нет. Север: здесь только у кривичей таких городов несколько — Псков, Полоцк, Смоленск, Изборск, на юге оз.Ильмень — Руса, на севере — Хольмгард, вниз по течению Днепра в 13 км от Смоленска — Гнездов, Тимирев — на месте современного Ярославля. Восемь городов против одного в пользу Севера. Сюда же следует добавить и то, что Кривичская земля была сплошь и рядом утыкана более мелкими городками бывшими как центрами административной власти, так и культовыми центрами, и имевшими вокруг большое количество посада (поселений), в которых население занималось различными промыслами.
Но ремесло ремеслом, а как известно, чем сильнее оно развивается, тем больше производится товара и не только для внутреннего пользования, но и на продажу — на экспорт, а это, как известно, способствует развитию торговли. Как развивалась торговля на Севере и на Юге? На Юге о таком виде деятельности данной поры источники, в том числе и археологические, сведений оставили довольно мало, а вот на Севере таких — хоть отбавляй. Достаточно сказать о том, что мощнейшим центром северной торговли, в котором сходились три основных торговых пути: из арабского востока на север, из Скандинавии на Юг, из Кривичей на Север, был город Ладога.
Но каким бы интенсивным не был рост производительных сил — это еще не повод для создания государства, для этого нужен толчок извне. Спрашивается, где же это событие, реакцией на которое стало образование государства и не на юге, а на Севере? Чтобы найти его полезно будет заглянуть в источники, к примеру, в Повесть временных лет. А вот в ней, фактически, с самого начала, повествуется о непрекращающемся противостоянии с Хазарией. Как ни крути, но получается, что именно Хазария и есть виновница всех этих изменений. В таком случае осталось найти место «болевого восприятия» и время его возникновения. Анализируя политическую ситуацию в Восточной Европе, приходишь к выводу: причиной повлекшей за собой изменения карты Восточной Европы, является междоусобная война в Хазарин между правительством и родовой тюрко-хазарской знатью, поддержанной мадьярами, с оружием в руках боровшейся против обращения в новую религию — иудаизм.
Чтобы ярче представить картину, восстановим события. Война начавшаяся в 811 году полыхала уже 10 лет. За это время мадьяры и кабары из Леведии загнаны в Этелькёз (Междуречье Днепра и Дуная). Но любая война рано или поздно должна завершиться. Стремясь уничтожить кабаров и мадьяр, хазары обращаются за помощью к болгарам. Задача заключалась в том, чтобы ударив по мадьярам с двух сторон, зажать их в каком-то районе Причерноморья, разгромить и очистить от них степи.
В 820 году болгары, в соответствии с разработанным планом, выступают в поход. Войско доверено копану Окорсу из рода чакагар2. С появлением врага мадьяры отходят на восток и вскоре оказываются на левом берегу Днепра. Попытка же болгар переправиться на левый берег, закончилась неудачей: во время переправы потеря большого количества людей и гибель предводителя, заставили их отказаться от дальнейшего похода. Мадьяры выстояли, но вернуться на правобережье и выбить врага из Этелкёз сил было недостаточно. Но и на месте оставаться тоже было нельзя, с востока шли хазары. Мадьяры, зажатые с двух сторон, вынуждены были уйти из степей. Единственный свободный путь оставался на север вдоль Днепра. Вскоре мадьяры, ведомые воеводой Олмой3, появляются в Полянской земле. Поляне вынуждены потесниться и признать власть мадьяр. Мадьярский кендер располагает свою ставку в месте, где теперь находится Аскольдова могила. Поселение получает название «Олмин двор» или «Угорское»4. Но укрепиться в Полянской земле мадьярам не суждено.
В 821 году хазары обращаются за помощью к древлянам — давним врагам полян. Предложение о совместных действиях древлянами принимается. Над мадьярами вновь сгустились тучи.
Вскоре хазары и древляне входят в Полянскую землю. У полян изымается все оружие. Данная акция известна как полянская дань5.
Пользуясь моментом, мадьяры возвращаются в степи. Война с кабарами прекращается, а вместе с ней и междоусобица в каганате.
Казалось, что наконец-то восстановится мир и Хазария сможет отдохнуть. Так видимо и было бы, если б не сами хазары. Черт их дернул закрепляться в Полянской земле. Если бы они только знали, к чему это приведет, но история не знает сослагательного наклонения и... события потекли как вода.
В 823 году в верховьях рек Волги, Днепра, Западной Двины в землях кривичей, произошло событие последствием которого было изменение всей политической карты Восточной Европы — к власти приходит Дир (Ибн-Хордадбех. см. Греков Б.Д. Киевская Русь. М.: Учпедгиз, 1949. с.441-442.). Два долгих года длилось затишье, разразившееся в 825 году бурей. Именно эту дату называют арабские источники, сообщая о начале войны Руси со словенами новгородскими (ал-Масуди. см. Рапов О.М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. М.: ВШ.-1988.С.120.)
Чтобы понять причины возникновения данной войны, что за события происходили на территории Верховий, достаточно взглянуть на территорию Руси времен Рюрика, на то, какие земли в нее входили, и что было внутри этих земель. Смотришь на карту и границы территорий объединенных Диром, и приходит понимание того, что токнуло именно кривичей, а не кого-то другого на завоевание -это борьба за овладение торговыми путями. Вот тут-то и вспоминается запись летописи: «И отъ техъ Варягъ прозвася Руская земля»6. Оказывается, в 821 году Хазария сосредоточила в своих руках два важнейших торговых пути: по Днепру и Волге, по которым шел основной поток товаров с востока и юга на север в Скандинавию и обратно. И если захват хазарами Волги на участке от Каспия до Камы никак не сказывался на деятельности купечества кривичей, то захват Днепра привел к взятию хазарами под свой контроль товаропотока, шедшего через земли кривичей. И это должно было довольно-таки сильно ударить не только по купечеству, которому нужен свободный выход на рынки сбыта, но и по всем слоям общества кривичей и особенно по ремесленному сословию, чей товар не находил сбыта, что было вызвано сужением рынка. Что было делать? Кривичи, конечно, могли заблокировать хазарам путь на север по Днепру, и на первых порах, так, видимо, и было, но такая акция могла быть эффективной только на короткий срок и мало что давала на длительный. К тому же хазары могли воспользоваться волжским речным путем по Волге в Верховья, Белое озеро, Неву и Балтику и с лихвой компенсировать потери Ладогой — крупнейшим торговым центром северной торговли того времени, т.е. найти решения через земли словен. Попытка кривичей найти решение через Полянскую землю и открытие «Днепровской двери», равно как и «Донской», так же ни к чему не приводило: туда еще нужно пробиться, там земли радимичей, дреговичей и северян. Для этого нужно было развязать целую войну, чего не сделаешь без большого количества сил, денег, времени и большого хорошо обученного войска. К тому же, такая война Руси мало что давала, ибо для хазар оставался открытым второй путь на запад — по Волге. Следовательно, для того, чтобы заставить хазар считаться с собой, кривичам нужно было перекрыть все пути на север и с севера. Получается, что на северном направлении войны все равно было не избежать. Но если так, то к чему война на юге, если победа находится на севере?!
Но тут может быть еще одна причина. В.И. Равдоникас, занимаясь анализом археологических находок Ладоги, пришел к довольно-таки интересным выводам: по его мнению Ладога — это не варяжское (и даже не словенское — уточнение мое — А.Л), как утверждают норманнисты, а кривичское поселение. В пользу такого заключения говорит сходство керамики с керамикой верхнего Днепра, височные кольца кривичского типа, характер деревянных построек (Равдоникас В.И. см. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., Учнедгиз. 1949. — с. 103). Следует отметить и то, что Ладога возникла в VI-VII веках именно с появлением кривичей в Поильменье, и уже с этого времени развивалась как торговый центр. Это многое позволяет понять в событиях 825 — 837 годов. Видимо, хазарами были закрыты не только Днепровский и Донской пути, но и Волжский, а заодно могла быть предпринята попытка захвата и самой Ладоги. Основываясь на том, что с первыми, с кем была начата война кривичами, были словене новгородские, можно предположить, что попытка захвата Ладоги осуществлялась именно словенами. Война началась и после этого на рынках Булгара и Итиля появились словенские рабы — вам они нужны, вот себе их и забирайте.
И родился план захвата обоих торговых путей и создания, таким образом, механизма противодействия планам Хазарии со стороны варягов. Война обещала быть не легкой и затянуться надолго. Для решения такой глобальной проблемы требовался молодой князь, который мог бы довести задуманное до конца. Благо ждать оставалось недолго. В 823 году старый князь почил в бозе. Два долгих года потребовалось для подготовки к войне и поиску решения поставленной задачи.
В 825 году Русь начинает войну. На реализацию задуманного уходит долгих 12 лет. 12 лет потребовалось Руси, чтобы сломить сопротивление всех племен Северо-Западного края проживавших на речных путях шедших из стран Востока и Юга в Скандинавию. В 837 году на Севере выросла мощная держава — Русь. Арабские источники называют Дира первым каганом Руси (Каган-Рус). Под эгидой кривичей оказываются четыре племени: словене, весь, меря, чюдь (сету — сетьгола).
Все вышесказанное заставляет сделать вывод о том, что Русь возникла на севере и была создана не норманнами, а автохтонным населением, но только не Полянской, а Кривичской земли, и не в 861 году, а за 36 лет до этой даты. 861 год — это всего лишь дата смены династии и тоже местной, а не норманнской. Да варяжской, да русской — но не норманнской и скандинавской. После этого спор по поводу образования древнерусского государства: полянами и норманнами, перестает быть актуальным: какое государство могли создать норманны на территории Руси, если сами у себя его к тому времени еще не создали и не обладали навыками государственного строительства и управления? Какое государство могло быть создано на Киевщине, если в то время она входила в состав Хазарского каганата, находившегося в зените своей мощи?
Как видим, причина по которой не рассматривался вопрос о возникновении Руси на севере и именно в районе Верховьев — это отсутствие видения причин приведших ситуацию к изменению. Импульсом же послужившим началом процесса образования государства была необдуманная внешняя политика Хазарии, приведшая, в итоге, ее к гибели.
1 Подробней читай Лебедев А.Н. «Образование славянского мира» К. 1997.
2 Вернадский Г.В. Древняя Русь//История России. М. Аграф, Тверь-Леан. 1996 г. с.307
3 Хроника нотариуса короля Белы, см. Вернадский Г.В. Древняя Русь // История России. М. Аграф, Тверь-Леан. 1996г. с.ЗЗб
4 Повесть временных лет. К., Радянский письменник. 1990г. С.24
5 Повесть временных лет. К., Радянский письменник. 1990г. С.24
6 Варяги — купеческое сословие Руси, термин «русь» имеет несколько значений: название страны, народа, военное сословие, а в дальнейшем высший командный состав войска — генералитет. — уточнение А.Л.