Поговорили с крутым историком о языческих культах наших предков.
Матери отдавали в жертву собственных дочерей, а вот сыновья были неприкосновенными. Наши предки-язычники легко шли на человеческие жертвоприношения, а боги были жестокими. Сегодня это кажется дикостью. Но ген язычества остается в каждом белорусе.
Историк, преподаватель образовательного центра "100 баллов" Георгий Бартош рассказал Смартпресс, каким богам молились наши предки, почему язычество проиграло христианству и какие языческие обряды мы проводим и сейчас.
Это первый материал из познавательного цикла "Цивилизации белорусов", в котором мы проанализируем факты, повлиявшие на формирование белорусского народа.
{youtube}qRI59Wm2V7A{/youtube}
Отдельного "белорусского" язычества не существует
Согласно современной точке зрения белорусская народность сформировалась в XIV-XVI веках, когда население уже было христианским. Язычество же относится к более раннему периоду, периоду, когда из общей славянской массы начинали формироваться восточнославянские племена. И у этих племен была общая система богов, соответственно, и общее язычество.
Язычество — в буквальном смысле многобожие. Нашим предкам надо было как-то адаптироваться к своей среде обитания. Поэтому все, что входит в комплекс язычества, можно считать стремлением обезопасить себя и некими попытками управлять этой средой.
Достоверно известны "имена" лишь некоторых славянских богов
Историки и исследователи очень мало знают о мифологической системе древних славян. Существуют короткие упоминания в древнерусских летописях и небольшие отзывы византийских и арабских историков. Но в тех же летописях, авторы которых еще лично могли наблюдать язычников, упоминается лишь 8-9 имен богов. Поэтому сама по себе славянская мифология — это очень большой миф. Сейчас она реконструируется при помощи фольклора.
Проблема славянского язычества в том, что наши боги практически всегда владели смежными специальностями. Например, Велес — бог домашнего скота — параллельно "отвечал" за подземное царство и был покровителем поэтов и стихотворцев. Почему такое сочетание? Ответа нет.
Любопытна вторая специализация у славянского бога грозы и молнии Перуна. Аналог греческого Зевса и римского Юпитера был покровителем дружинников. В отличие от других индоевропейских мифологий у славян не было отдельного бога войны.
Мокаш – единственный установленный женский персонаж в пантеоне
В некоторых источниках упоминается Мокаш. Это самый интересный представитель пантеона, потому что он, точнее она — единственный женский персонаж из достоверно установленных. Остальные женские ипостаси были придуманы либо реконструированы.
Скорее всего Мокаш была богиней судьбы. Она покровительствовала рукодельницам, то есть девушкам, которые пряли и ткали. Тогда было принято считать, что по пятницам нельзя прясть. Когда пришло христианство, этот запрет был перенесен на День Параскевы, а фигура Мокаш слилась с образом святой. Так же, как Велес впоследствии слился с образом святого Власия и святого Николая.
Человеческие жертвоприношения были массовыми, а жертвам ломали ноги – "чтобы не вернулись с того света"
Если верить византийским и арабским авторам, то человеческие жертвоприношения среди славян носили системный характер. Часто богам приносили в жертву военнопленных, причем массово. Арабские историки описывают жертвоприношения славянских вдов. Если у умершего было несколько жен, то среди них бросали жребий.
Человеческие жертвоприношения связаны со значимостью человеческой жизни. К тому же это в те времена считалось способом поддерживать рациональное количество членов сообщества. Например, описывается традиция славян приносить в жертву девочку. Мать сама принимала решение об этом. Мальчика не приносили в жертву никогда.
Археологические раскопки в районах ранних славянских культур — это середина-вторая половина I-го тысячелетия — дали нам массовые находки жертв такого жертвоприношения. Исследования показали, что жертвам предварительно наносили увечья (могли переломать или отрубить ноги), чтобы те — по мнению древних славян — не вернулись в мир живых из царства мертвых.
Колдуны и шаманы не могли конкурировать с князьями
Славянская жреческая иерархия, как социальный институт, нигде не зафиксирована. Колдуны и шаманы оказывали серьезное влияние на общество, легко могли поднять население на любые самые крайнее проявление социального недовольства. Есть несколько упоминаний городских восстаний, спровоцированных волхвами. Но серьезно влиять на представителей власти не могли.
К примеру, Владимир Красное Солнышко решил создать пантеон богов и поэтому приказал собрать все капища, разбросанные вокруг Киева по дубовым рощам, и сложить их в городе в одном месте в определенном порядке, водрузив на вершину холма идола Перуна. Вряд ли он спрашивал на это разрешения у жрецов.
Белорусы ходили в церковь, но верили в упырей
На место язычества пришла другая сила: более организованная, нацеленная на победу — христианство. Эта сила нуждалась в материальных ресурсах и безусловном подчинении. На фоне язычества христианство более тоталитарно, но оно прекрасно соответствовало общественно-политическим нуждам.
Процесс занял несколько столетий. Христианство принималось людьми, как нечто постороннее: крестили-то насильно. В сознании обывателей были каменные церкви, где священники объясняли, как молиться, а параллельно шла другая жизнь, в которой эти же люди продолжали верить в домовых, упырей, берегинь. Вся эта магическая языческая начинка сохранялась и действовала.
Мы отмечаем языческие праздники и сейчас. Но под другими названиями
У христианства не хватило сил и возможности тотально задушить все языческое. Ему пришлось встраивать языческие элементы в собственную систему. Языческие праздники не были запрещены, им просто присвоили другие названия – чтобы не раздражать людей.
Традиции типа рождественской елки и пасхальных яиц настолько безобидны, что с ними не было смысла бороться. На Масленицу, хоть она и абсолютно поменяла свой смысл, мы делаем практически тоже самое, что и наши предки тысячу лет назад.
Язычество – в крови белорусов
Язычество — это не только внешняя атрибутика и некие процедуры, но еще и глубинное мироощущение всего сущего, как божественного. Возьмите отечественного поэта Анатоля Сыса. Он родился и сформировался еще при советской власти. Он должен был быть пионером и комсомольцем, абсолютно чуждым этим мистической метафизической начинки.
Тем не менее в его поэзии можно встретить культ предков в чистейшем виде, языческое представление о рае. Наши далекие предшественники считали существование человека лишь разминкой, испытанием перед тем, как он начнет жить по-настоящему. Поэтому и отношение славян к смерти было довольно легким.