Кугу Юмо не оставлял людей своими заботами: он спускался на землю и ходил по межам на полях. Это способствовало порядку в отношениях между людьми и росту урожая. Люди принимали бога с почестями, принося ему жертвы на 77 кострах. Белый цвет был символом бога, поэтому он спускался в березовую рощу, которую окружали белым полотнищем, чтобы в святое место не проникла нечистая сила.
(Марийская мифология)
Божественный свет
Священные рощи Кӱсото – это храмы последователей древних марийских традиций. Таких мест насчитывается около 600, у каждого — свое назначение. Все действа проводят жрецы – карты. Их готовят с детства, посвящая в таинства молитв и традиций. Чтобы понять обряды, надо углубиться в марийскую космологию.
В космологии марийских родноверцев огромную роль играет «илян» — божественный свет. Великий Бог Ош Кугу Юмо через свет отправляет свою часть на землю. Эта душа проходит несколько стадий, растет, чтобы вернуться обратно.
Прежде чем душа родится в человеческом обличье, она побывает и в зернышке, и в птице, и в дереве. Поэтому для нас все вокруг имеет душу, — рассказывает карт-онаен Виталий Танаков. — Часть бога первым делом поступает в злаковые, в хлеб. Дальше, когда курицы зерно поклевали, душа поднимается в ягоды и плодовые – «саска илян». От плодов переходит в насекомых «мӱкш илян», потом в «пушен ге илян» – деревья. Дальше душа инкарнирует в птиц, животных. Затем в структуре идет человек. Потом душа переходит в землю, «мланде илян», а оттуда – в солнечную систему «свет илян», уходит к богу. То есть бог отпустил себя, и к нему же вернулось. В период этой реинкарнации человек, если плохо себя ведет, возвращается обратно в животное, а если хорошо, то уходит в свет, к богу
Все основные обряды марийцев завязаны на эту духовную вертикаль, а празднодействия фиксируют движение инкарнации.
Согласно марийской космологии, новый год начинается в Ӱярня, по-русски — в Масленицу, — продолжает Виталий Дмитриевич. — Лейтмотив песенных речитативов гласит о том, что Бог источает энергию, созидает праматерию. Еда – масляные шарики из теста, как сублимация начального кирпичика всей системы, указывает на образование первых частиц мира. Дальше идет Кугече – Пасха. Это отделение света от тьмы. Утром рано встаешь, идешь смотреть, как солнце играет. Затем празднуется появление планетарных систем, Мланде шочмо ава – праздник рождения Земли, Духов день. Илян кече отмечаем 2 августа – это рождение души, проявление божественного начала в зернах, как Ильин день по-русски. Он перетекает в Саска илян – начинаем кушать яблоки, Мӱкш илян – мед, и так далее по вышеописанной структуре. Эти праздники растянуты до октября. Заканчиваются празднования в декабре, в Шорйол. Шор – это грязь, негатив. Йол – перешагнуть. Мы отделяем и отбрасываем негативную энергию и переходим на новый виток
Это движение, как течение сока в дереве, происходит только в теплую пору, считается, что зимой боги спят.
Ничего случайного
Совпадение марийских и христианских праздников вовсе не случайность. В период активной христианизации РПЦ сознательно шла на компромисс с местными верованиями, повторяя исторический опыт поглощения славянского язычества.
Процесс этот называется синкретизацией, — рассказывает кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии и социологии МарГУ Светлана Романова. – Главным критерием отбора элементов дохристианской религии и переноса в новый синкретический комплекс была их популярность среди народа, способность отвечать потребностям людей. Библеист Николай Никольский писал по этому поводу, что церковь, признав реальность существования бесчисленных славянских богов, приравняв их к бесам, признала и святость традиционных мест и сроков старого культа. В результате компромисса христианская идея о едином боге совпала с представлением марийцев о едином небе, а вместо многочисленных языческих богов и духов стал культивироваться пантеон христианских святых с аналогичными земледельческими производственными функциями, так как в большинстве своем они по-прежнему оставались земледельцами
Христианские праздники назначались примерно на те же сроки, что и языческие, произошли заимствования и в обрядовой части. На месте старых капищ строились православные храмы, например, Петъяльская церковь и Раифский монастырь. В свое время в Раифе на мировые моления собиралось до пяти тысяч марийцев, люди стекались сюда со всех мест.
Удивительная живучесть
Чем объяснить удивительную живучесть марийских религиозных обрядов? Вот что писал Александр Герцен в мемуарной хронике «Былое и думы»: «В 1835 году святейший синод счел нужным поапостольствовать в Вятской губернии и обратить черемисов-язычников в православие. Митрополит Филарет отрядил миссионером бойкого священника. Его звали Курбановским. Снедаемый русской болезнью – честолюбием, Курбановский горячо принялся за дело. Во что б то ни стало он решился втеснить благодать божию черемисам. Сначала он попробовал проповедовать, но это ему скоро надоело. И, в самом деле, много ли возьмешь этим старым средством? Черемисы, смекнувши, в чем дело, прислали своих священников, диких, фанатических и ловких. Они, после долгих разговоров, сказали Курбановскому:
В лесу есть белые березы, высокие сосны и ели, есть тоже и малая мозжуха. Бог всех их терпит и не велит мозжухе быть сосной. Так вот и мы меж собой, как лес. Будьте вы белыми березами, мы останемся мозжухой; мы вам не мешаем, за царя молимся, подать платим и рекрутов ставим, а святыне своей изменить не хотим»
В царское время зачастую местное население «записывалось» в церковь для отвода глаз, чтобы свободно приходить к своим намоленным местам, получить налоговые поблажки, избежать рекрутирования. В советский период, когда преследовались представители всех культов, марийское родноверие ушло в глухое подполье.
Я еще совсем маленьким был, помню, как из райисполкома с милицией пришли в рощу во время моления, — делится Василий Пектеев, художественный руководитель театра им. Шкетана. — Опрокидывали котлы, гасили костры. Отец у меня был членом правления колхоза «Рассвет» Моркинского района. Кто-то донес, что он тайно ходит в рощу, так его с громом, со скандалом вывели из состава правления
Сегодня отношение государства к древним традициям лояльное, священные рощи даже взяты под охрану. Возможно, поэтому, по данным марийских социологов, более 50 процентов верующих относятся к сторонникам православно-языческого синкретизма. По разным оценкам, до 15 процентов марийцев придерживается только Марий Юмынйӱла, и среди них бытует мнение, что сама территория нашего края – это оазис, созданный богом для сохранения сакральных знаний.