Ныне на Руси возродилось немало славянских общин. Всем нам необходимы традиционная обрядность, исконное славление Рода и Прави. Одним из немаловажных элементов обрядности является славление сил Природы, в определенном образе. Образ этот – и камень, и дерево, родник и колодезь, и даже Солнце с Луною. Но были у нас и другие образы, в виде изваяний, статуй, сделанных мастерами из каменя, древа или металла. От них до нашего времени мало что осталось, но по описаниям летописей и свидетельств знаем, что по красоте и величию они не уступали скульптурам греков. Эти изображения богов – образов сил Природы – в летописях именуются «болванами», «кумирами». Из корней этих слов видно, что значения их безобидны («болван» — перс. «пехлеван» — богатырь; «кумир» — «кум»). Но все же слова эти не наши. У наших предков такие образы именовались со времен этрусков словом «капь». А место, где «капь» располагается – «капище». Найденные в разных местах земли славянской изображения Божеств не искусны в отделке. Это в основном изображения «из глубинки», «деревенские». Все же изваяния из центральных святилищ, блещущие красотой и совершенством, уничтожены мракобесными христианами. Но и в таких бесхитростных обликах чувствуется мощь духа, природное обаяние. Наши изображения-образы – не Боги, а символы сил, знаковая система культа, «привязка» для глаза. В «Велесовой книге» писали: «Наши Боги суть Образы (ВЫРАЗЕ)», и вернее того не скажешь. Следовательно, капь – это образ образа, а не само Божество. Трудно представить, что наши предки, глубоко ощутившие суть Природы, вдруг стали воспринимать Бога, Природу как существо в поделке! Бестолковые же попики, яростно топчущие безмолвное дерево образа, не могут оскорбить наших религиозных чуств (таких у нас просто нет, есть «веда»), но они-то и есть худшие идолопоклонники: видеть Бога в поделке!? Иконы – из той же песни. Обидно нам только за работу мастера, вложившего душу и все свое умение в творение рук своих, да еще за совесть тех людей, что позволили христианам попрать святость традиции тысячелетий…
Теперь, когда снято абсурдное обвинение в «молитве пням», поведаю о ритуале изготовления и установления капи. Ритуал возрожден как на основании ряда источников, так и из собственного ритуального опыта. Мне довелось уже изготовить и ставить пять родовых столбов, отсюда и понимание.
Обряд сей не слишком сложен, его элементы вполне традиционны и объяснимы с точки зрения народного миросозерцания. Бестолковое же установление образа может привести к нарушениям энергетики места и, как следствие, к ухудшению состояния здоровья людей, на это место приходящих.
Наиболее простым видом изображения Бога является родовой столб – столб с вырубленной головой. В хороший день (четверг, суббота, вторник) следует отправиться в лес (где будет капище) на поиск подходящего дерева. Для славления светлых сил используют сосну, березу, тополь, липу, дуб; для славления сил темных – ель, осину, рябину. Подберите взрослое дерево с диаметром ствола от 40 до 60 см. Обвяжите выбранное дерево веревкой – «покумитесь» с ним. В другой хороший день дерево валят. Перед рубкой обратитесь к хозяину леса – лешему с просьбой не гневаться за порубу. Положите на лесной пенек жертву (зерно, хлеб, мясо). Перед выбранным деревом склоните колена, попросите у него прощения за отнятие жизни. Прошу вас, делайте это не ради проформы, а от всего сердца. Постарайтесь завалит дерево за один заход. Можно рубить на пару. Надо, чтобы дерево упало вершиной на запад. Тот, кто рубил дерево, становится на колени перед свежим пнем и немного надрезает свою руку так, чтобы на срез упало несколько капель крови. Это примирение.
Ствол обрубается по длине 4-4.5 м и переносится на полянку капища. По возможности просушите бревно месяца три.
Начните рубку лица изображения. Согласно традиции каждый элемент лица вырубается за определенное число ударов топора (15, 16, 22, 23, 26, 31). Но счет вести запрещено. Для удобства используются специальные тексты – «сечки», которые проговаривает сам рубящий. Удар топора приходится на ударный слог текста. К примеру, используются такие тексты: «Секу, секу сечку, высеку печку, честь перечесть – все пятнадцать здесь», «Секу, секу тыщу, высеку дворищу, все сполна до единого пятна, до единого пятна вышло двадцать два».
Окончательная обработка изображения производится с помощью долота, стамески, ножа, напильника. Такие элементы личины, как брови, усы, борода, можно изобразить набивкой металлических пластин соответствующей формы.; ресницы вокруг глаз – набивкой гвоздей с видной шляпкой. На средней части, грудине, изобразите рог, коловорот или зигзаги молний, волны дождя. Рубить лицо можно и по заранее нарисованной схемке, и без нее, отдавшись на волю творческого наития.
Теперь, когда столб Рода готов, следует заняться местом его установления. Точку, где будет утвержден столб, желательно подобрать открытую (поляна) и возвышенную. Выройте яму глубиной 1.2-1.7 м и диаметром немногим более диаметра столба. На дно бросьте зерно, плесните пива. Ту часть столба, которая будет находится в земле, следует обработать смолой, дегтем или соляным раствором, антисептиком, краской. Установив капь в земле, разверните ее лицом к западу, чтобы люди обращались взором к восходу Солнца. Определите вертикальность столба и закрепите его, забив оставшееся пространство в яме землей, каменьем, кольями.
Капь и капище надо освятить. Каждая община может воспользоваться своими традиционными способами. В общине г. Обнинска используется курение особыми травами (зверобой, полынь, чабрец), обход с огнем, окропление ключевой водой, осыпание зерном. Столб омывается водой и украшается цветами. Перед капью поставьте жертвенник (обычно камень), а чуть поодаль, на одной линии, расположите костровище. На таком капище прекрасно славить дивные силы Рода, силы Природы. Место обретает особую мощь, оно становится благо и целебно. И так быть должно по древнему закону предков и завету Всеблагого Рода.
Богумил Мурин, «Родные просторы» (№ 1 (32), 1997).