Одной из наипервейших напраслин, возводимых несведущими на Родную Веру нашу является упрёк в том, что, де «древу бездуховному, а не Богу молимся», что, де «к истуканам деревянным обращаемся, воображая, будто деревяшка чувства а помыслы иметь может». Поистине, сказать тако, всё одно что сказать, будто христиане доскам раскрашенным молятся, да мертвецу, на кресте подвешенному, да будто мусульмане тряпкам зелёным с буквицами арабскими, на оных начертанными, кланяются…
Как только не называли «святые отцы» да заморские «просветители» традиционные славянские изображения Боговы – и «идолища поганьские», и «болваны», и много еще как по иному. Ныне же промеж родноверов наиболее часто используется слово «Чур». И тому есть таковое объяснение – название «Чур» являет собой указание на РОДСТВО Богов Родных и нас, их потомков (бо само слово «чур», либо «щур» означает, опрежь иного — «далёкий предок», «Прапредок»).
Объёмное изображение, Чур кого-либо из Богов Родных, есть отнюдь не непосредственный объект поклонения, как то иные представляют, но Образ, являющий собой, опрежь всего, отображение ТОГО, КАК сие открылось тому, кем Чур сей сотворён был (а ведомо нам, что Боги Родные каждому по мере его открываются). Любой Образ же есть хотя и более-менее целостное, но, тем не менее, НЕПОЛНОЕ представление кого-либо о том или ином объекте. Скажем такоже, что любой Образ в общем и целом НЕ соответствует действительности, но отражает представления человека (либо группы людей) на оную, а також и то, что зарождение любого зримого Образа коренится в области чувств, в области ПЕРЕЖИВАНИЙ и ОЩУЩЕНИЙ данного конкретного человека, кои затем облекаются в ту или иную Форму. Такоже верно рекут, что коли Чур с Душою содеян, на подобающем месте ставлен, да сведущим человеком освящён должным образом – то и в нём Дух того из Богов Родных присутствует, кому поставлен он. Целокупно же говоря – ведомо Ведающим, что Дух Родов во ВСЁМ, иже есть во Миру Явном, присутствует. Такоже есть Он и во древе, либо ином каком материале, из коего Чур сотворён.
Однако при всём при том негоже Чур и Бога за ОДНО принимать! Негоже речь при поставлении Чура, что, де – «Бога ставим», бо тако Вышнее нами самими принижается, Неизреченное в узкие рамки разумения человечьего тщетно втискивается. Тако Предки ведали, такожде и мы ныне ведаем!
Издревле Предками нашими на капищах Чуры Богов Родных ставлены были. Издревле же и внешняя форма их уду (бую, фаллосу, лингаму) подобна. Фаллоподобная форма Чуров являет собой символическое отображение Оста Мира, иже есть Всеединая Связь ВСЕГО.
Також фаллоподобная форма являет собой символическое отображение Все-Творящей, Все-Пронизывающей Силы Рода.
Чуры любому из Богов Родных не худо ставить.
Самому же Роду Все-Сущему Чур поставить – всё одно что хулу на Вышнее изречь. Бо Он, являя Собой Все-Единый Исток всех Форм, тем не менее, ни одной из них не является. А в какую форму облечь Того, Кто и ВНУТРИ, и ВНЕ всех Форм? А в какую форму облечь Неизреченное?
Посему ныне бытует две точки зрения на символическое отображение Все-Сущего. И обе они, како мыслю, каждая по-своему верны.
В первом случае истым Символом Рода является устанавливаемый на капище Родовой Столб с тремя поперечными насечками (Символом Великого Единства Трёх Миров), коий должен быть ВЫШЕ всех прочих Чуров и на коем вовсе не вырезается никакой лик.
Вторая точка зрения отрицает вообще ВСЕ отображения, и рассматривает ВСЁ – и Чуры Богов Родных, и сородичей, на капище обряд творящих — за многие Части Все-Единого Рода.
Какую же точку зрения кто из родноверов принимает – то каждая содруга решает промеж себя.
Довершение
Фрагмент «Повести Временных Лет» тако описывает свержение Перунова изваяния: «И когда же пришёл, повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе (…) Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли ещё святого крещения.» Как не странно сие звучит, но в этом отрывке автор «П.В.Л.» сам указывает на то, что Чур обладает Духовной Силой, хотя и с чисто христианским рвением стремится всячески принизить оную. Взглянем на сие пристальнее: «Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует…» - в этой фразе летописец–христианин, отрицая с точки зрения христианства наличие Чувств у «неодушевлённых» предметов, невольно САМ прямо указует на истинно родноверческое представление об одухотворённости, исполненности Духом Родовым всего в Природе, и древа, из коего сотворён Чур Перуна — тоже. И далее такоже: «…но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе…» - се – указание на то, что в Чуре (в Образе Боговом) действительно присутствует Дух Перуна («бес» в христианской интерпретации, который и предан «поруганию»). Касаемо же «беса» добавим — не секрет, что для христиан и поныне Родные Боги наши не иначе, как «бесами» видятся…
Тако ведаю!
Писано Ставром на Родной Земле
В лето 4412 от основания Славенска Великого
(лето 2003 А. D)
Родным Богам во Славу!
Добрым людям во пользу!
/Пересмотрено наново, дополнено и исправлено собственноручно в лето 4413 от О.С.Н. (2004 А. D.)