Рекут Мудрые: творит с-Правно не всуе влекомый, но исто радеющий. Поистине, все мы – сотворцы Богов Родных наших во Деяниях Их, но одним дано деять сие от Сердца – собственным добрым соизволением, иных же – влечёт, подобно щепам древяным безмысленным, Река Судеб, бия оных беспутных о берега свои, кои суть: Среча и Несреча (Доля и Недоля).
О сём же рекут ещё: радеющего – Стезя ведёт, не радеющего – Рок влечёт. Ибо внемлющий Богам Родным – сам Им уподобляется, Стезёю Их идучи; иной же – влечётся Богами вслепую, о каменьё острое придорожное непрестанно претыкаясь, Судьбу свою никак не творя, но лишь от Рока претерпевая. Ибо так от Самого Рода положено: взыскующему Мудрости Вышней – всяк Урок станет во прок, иному же – всяк Урок не Урок, но пинок-приторок!..
Ниже перечислены некоторые из тех, кто дерзает в Сердце своём по воле своей доброй пред Богами Родными доподлинно предстоять, радея телесно, умно и Собно (Духовно) о Родной Вере (Веде) нашей.
АЗ) Радарь – общее название истинно радеющего о Родной Вере (Веде). Может быть как священником, так и мирянином. В узком же смысле – тот, кто совершает те или иные радения (Духовные практики), совершенствуя себя и неся Свет Миру.
БОГОВ) Знахарь – общее название ведуна, склоняющегося к той или иной отрасли практического ведовского Знания. Не является жрецом (священником) в собственном смысле слова, отдавая предпочтение частной практике, не обязательно ограничивающейся Общинными рамками. Радеет о Родной Вере (Веде) по мере собственного разумения.
ВЕДАЮ) Ведун – общее название того, кто изведал в достаточной мере Таинства Скрытых Сил Природы и овладел на практике теми или иными приёмами Природного целительства, Природной волшбы, основами колдовства и чародейства. Не является жрецом (священником) в собственном смысле слова, отдавая предпочтение частной практике, не обязательно ограничивающейся Общинными рамками. Радеет о Родной Вере (Веде) по мере собственного разумения.
ГЛАГОЛЮ) Потворник – помощник священника на общем обряде. Зачастую – его ученик и послушник в мирской жизни. Рядовой радарь либо младший жрец.
ДОБРО) Священник – общее название того, кто призван Миром (Родноверческой Общиной) совершать священнодействия (изначально – от слова «Свет») на общих обрядах. Священники подразделяются на: жрецов (собственно священников) и волхвов (чьё служение не исчерпывается исключительно священническим).
ЕСТЬ) Жрец – тот, кто «жрёт Богам» (приносит жертву) на общем обряде. Оный – непременно отличается светлым умом, соответствующими познаниями, добрым нравом, трезвым поведением и уважением сородичей, доверяющих ему вершить положенные священнодействия от лица всего Мира (Родноверческой Общины). Поистине, всяк человек Роду Русского да Племени Славянского – сам себе священник и жрец во Дому своём есть, ибо по праву рождения не нуждается в посредниках меж собой и Родными Богами – Старшими в Роду нашем, к Коим всегда может обратиться напрямую, постигая Вышнюю Волю Их по мере своей. Жрец же, призванный Миром (Родноверческой Общиной) для соответствующего служения, есть радарь, объединяющий воедино в Сердце своём воления сородичей своих, призвавших его к сему служению.
Как правило, жрецы имеют свою специализацию, по соответствию Ликам Родных Богов, как то: жрец Перуна, жрец Велеса, жрица Макоши и далее, среди коих возможны определённые сочетания. На обряде с-Правном жрец есть первый работник и вершитель всех действ Явных, лишь во творении некоторых Таинств уступающий волхву. Не облечённый призванностью Мира (Родноверческой Общины) жрец есть простой радарь, и позора ему в сём никакого нет. Ибо несть ничего зазорного в одиночном радении, но поистине нелеп всяк, именующий себя верховодой, ежели не ведёт при сём за собой никого…
ЖИЗНЬ) Волхв – человек Вещий, достигший определённого уровня в постижении Таинств Бого-Мирия (Всебожья и Всемирья), изведавший истинную природу своего Сердца (АЗ ЕСМЬ), значительно продвинувшийся по Стезе Ведающих и воплотивший постигнутую Мудрость в жизнь. Он – бер среди людей, ведающий Стези Божские; мёртвый среди живых и живой среди мёртвых; облечённый Силой творить священнодействие не столь зримыми деяниями, сколь самим своим присутствием, за коим скрывается Присутствие Сил Вышних. Может как состоять в какой-либо Родноверческой Общине (живя в Миру, но сам будучи не от Мира), так и быть одиночкой (жить отшельником). В качестве действующего священника – может приглашаться Миром (Родноверческой Общиной) для успешного проведения тех или иных обрядов, связанных, как правило, с отверзанием Стезей в Ино, но в отличие от жреца либо старейшины Общины – не может ею избираться или назначаться, ибо приходит не от того или иного мирского сообщества, но от Родной Земли, не от тех или иных людей, но от Родных Богов. Человек, заключённый в узилище личных слабостей и лишённый добродетелей, не может именоваться волхвом. Зачастую некоторые, желая выказать особое уважение к представителям Жреческого Сословия, именуют «волхвами» всех Родноверческих священников вообще, что, в строгом смысле слова, не точно…
Средь иных распространено нелепое заблуждение, что волхв есть лишь одного Велеса, Волохатого Бога, призванный жрец, но никак не человек, от всего Всебожья приходящий. Действительно, слово «волхв» происходит от Имени Вещего Бога, и Оный же является Вышним Покровителем волхвов, будучи, помимо прочего, Богом Мудрости. Но подлинная Мудрость – охватывает всё Коло Всебожья, отражённое во Святоднях Кологода (Годового Коло), и не ведает ограничений в Божских Ликах. Посему «волхв», чтящий лишь одного Велеса либо ещё Кого из Родных Богов в ущерб всем остальным, не постиг ещё самой Основы Родной Веры (Веды) нашей: положения о Единстве Всебожья Ро́дова, Единого во Ликах Всемногих, и не может быть назван волхвом в собственном смысле слова, как не может быть назван жрецом «жрец», не приносящий жертв, и «радарь», не радеющий о Родной Вере (Веде)…
Поистине, много чего ещё можно было бы сказать о радетелях Родной Веры (Веды) Земли Свето-Русской, но как нельзя объять необъятное, так нельзя охватить все верви ведовские, тянущиеся к нам из Глубин Времён, украшенные славою простых радарей, ведунов и Вещих людей многих и многих, коим несть числа и счёту во Роду нашем – как было, как есть и как будет – пока Земля стоит, пока Солнце светит!
Слава Роду!
Писано сие влх. Велеславом на Родной Земле 14 серпеня-месяца (августа) лета 4410 от Основания Словенска Великого (лета 2001 от н.х.л.) – во славу Родных Богов!