…Бился Ярила со змеем-нежитью,

Бился за воду живую,

Поразил он змея в сердце самое,

А и сам змеем поражен то был!

Возрыдало небо самое по Яриле уязвленному,

Полился с небес дождь…

Аз. Обряд вершим у реки или озера, а коли того нет, так и у источника водного, что есть – ручья ли, колодезя. Поелику о дожде ратуем на пору летнюю, то у воды и обрядиво заводить след. Почитаем Ярилин бой со упырьем, что запер собой воду и миру засуху сотворил. Сам же Ярила с боя ни жив, ни мертв стал, и весь свет бел о том встрепетал, бо без Ярилы нет ни жизни, ни силы! И пошел дождь, его оплакавши, и возрос Ярила, напитался водицей целющей, затянулись раны и восстал он!

Буки. На брегу мольбище устроить, все как надлежит. Костер невелик, а при нем чары и крыницы со водой, травы связь или венки какие, и зерно требное.

Веди. Место водой окропить и, руки омыв, зачинанье делать по обычаю, возрекши: «Разыдись темно» и «Влике Триглаве». За сим вслед речь о дне нонешнем, о подвиге Ярилином, о том, что в пору летнюю дождя ратуем плодного на поля свои.

Глаголь. Звати и славити Ярилу на месте мольбищном, яко принято во общине, словесами новосложенными или теми, что на сердце падут.

Добро. В ход обряду – освящаются связки трав и цветов полевых. А освятив, распускают их в воду, что во чашах и крыницах. Святится все сие – и воды и зелень – именем и силой Ярилы, коий на мольбище зазван еси.

Есть. Требы вершить во огнь – хлеба, зерно, сыр, творог, яйца, — и, по приятии того, радеть привычно общинному укладу – коло водить, песни спевать или возгласы гудеть, или иначе как.

Живите. Вдоволь нарадевшись, почать след дожденнное моление. По Яриле, павшему от змея, творится присказание потешное, где речется о сей битве[1].

Зело. И на то выносится малое чучелко Ярилки, плетеное из трав, вязаное с тряпиц или в виде невеликого поленца. Над оным чучелком девицы всплакнуть могут, слезами его орося и о нем же голося.

Земля. Речется: «Воздыбить Ярилу треба до самого неба!» И четверо мужей берут полотнище или рушник, начиная подкидывать лежащее в нем чучелко вверх, стараясь словить его обратно же, не уронивши. При сем творится присказание:

ПОДИ, ЯРИЛА, ПОВЫШЕ,

ПОВЫШЕ, ЯРИЛА, НА НЕБО!

ПОДИ, ЯРИЛА, ПОСЛУШАЙ,

ПОСЛУШАЙ, ЯРИЛА, ПОГЛЯНИ!

ПОГЛЯНИ, ЯРИЛА, ПОКЛИЧИ,

ПОКЛИЧИ, ЯРИЛА, ДО́ЖДЯ!

Подбрасывается же четырежды, и по тому, как получилось сие – о погоде на четыре ближайших дня предсказание деется. Коли высоко пошло – ясные деньки будут, коли упал – к дождю.

Иже. За сим деется возливание водой из чаш или крыниц. Первое возлияние творится чрез сито. На то речется: «Нет, други! Чрез сито каплями вода идет-то! Так Ярила нипочем не оживет!» Второе возлияние деется чрез венок травяной или со связки трав. На також речется: «Нет, други! С травы то вода росой бежит! Так Ярила нипочем не оживет! Надобно воды побольше!»

И. На то, как Ярилу иначе не оживить никак, берут то чучелко и мечут его в воду подале и рекут: «Плыви Ярила большими водами, за частыми дождями. Чёрта вожжами, да нас – дождями!» Тут уж пускают за ним вслед каравай и сыплют по водам зерном четырежды, на кажну горсть приговаривая свое: «На чистые воды! На добрые всходы! На густую рож! На частый дождь!» Мечут також и травы, с коих воду сливали. Яриле же во след — поклонение земное.

Дервь. Коли возможно — со бубнами здесь радеют, спевая и пляшучи о дожде и повторяя сие многожды и убыстряя:

ДОЖДЬ, ДОЖДЬ,

НА ЯРУЮ РОЖЬ, РОЖЬ,

НА ЛЕН, ЯЧМЕНЬ

ПОЛИВАЙ ВЕСЬ ДЕНЬ!

Како. Також, коли возможно, сходят в воду и встают кругом. Один посреди месит воду палкой какой, а прочие воспевают сие присловие или рекут возгласы. Или иначе: мешают воду в реке прямо с берега, вслед всем метаниям в воду. А гудят и радеют при том или после того.

Люди. Так-то, спроводив Ярилу во Ирий, дабы ожился, обряд на очищенье преломляется. Речется: «Бо и нам от вод сих ожити добро было бы. На здоровьице крепко, на лета долги, абы становы жилы держали, а поджилочки поддерживали!» По те слова всяк подходит до кута красна, где стоят чаши и крыницы со водой цветочной. От чаш омывают лице и руки (черпают, льют ли), а с крыниц почерпывают воды в свои чаши, и с тем, отходят.

Мыслите. Егда все водой омовились и припасли ее в чашах, возглашается: «Нам на добро, со дна на ребро, диво, не диво, а всех водой окатило!» И по те слова те, кто обрядиво сотворяют, волхвы ли, жрецы, плещут из крыниц воду цветочну вверх, абы пала она на всех общинников. По сей знак и все починают обливать друг друга водою из своих чаш, а кому мало воды, так черпают из реки прямо! Иных и в воду сталкивают. Обливаются до тех пор, пока все не вымокнут до нитки.

Наш. На том обряду окончание. А на брегу заводимы играния, купания, песен голошение и застольное вкушение. Богам Слава!

Речено сие волхом Богумилом

Лето 4414 от осн. Словенска Великого

(2004).

© Обнинская Родноверческая Община «ТРИГЛАВ»

© Содружество Общин «ВЕЛЕСОВ КРУГ»



[1] В нашей общине се – скоморошина «По Яриле плач последний», приведенная в книге «Скоморошье слово» (Обнинск, 2004).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие