Ряженые с гармошками в день проводов зимы. 1970-е гг. Фотография из собрания Вилегодского районного краеведческого музея
Сегодня, дорогие мои читатели – особенно те, кто интересуется славянской стариной и старинными фотографиями! – порадую Вас небольшой подборкой весьма любопытных снимков.
Сделаны они все в Советском Союзе, который, как известно, был государством атеистическим, а запечатлено на них обрядовое действие языческого происхождения.
Ряжение!
Вот что пишут фольклористы Мария Михайловна Валенцова и Людмила Николаевна Виноградова в книге «Славянская мифология: энциклопедический словарь»:
Ряжение – обрядовое и игровое перевоплощение с использованием масок и других приёмов изменения внешности; наиболее характерно для участников календарных обходов святочного и масленичного периодов. Элементы ряжения известны также в свадебном, родильном и дожинальном обрядах. Об обычаях ряжения упоминается в многочисленных древнеславянских письменных источниках с XII века. В них осуждаются языческие обычаи надевать на себя «личины бесов».
В календарных обрядах обходного типа участвовали чаще всего маски, изображавшие: 1) животных (коня, козу, тура, медведя, верблюда, журавля, аиста и т. п.); 2) персонажей загробного мира (умерших предков, деда и бабу, покойника, смерть, страшилищ) или нечистой силы (чёрта, ведьму, русалку, кикимору, растительных или лесных духов и т. п.); 3) пародийную брачную пару (ряженых «жениха» и «невесту») либо участников свадебной церемонии; 4) христианских святых (Андрея, Варвару, Николая, Люцию, ангелов); 5) лиц, символизирующих сферу «чужого», т. е. представителей чужих этнических, социальных и профессиональных групп (цыгана, еврея, немца, купца, барина, солдата, нищего и т. п.). Народные названия ряженых отражают представления об их потусторонней природе: кудесники, чудики, лешаки, черти (восточно-славянское); «чаровники», «деды», «смерть» (западные и южные славяне).
Для изменения облика ряженые чернили себе лица сажей или надевали маски, закрывали лицо тканью, подкладывали горб, закутывались в ветки свежей зелени или в солому, обкручивали соломой руки и ноги, надевали вывороченную мехом наружу шубу или необычные головные уборы (например, остроконечные колпаки), навешивали на костюм бубенцы, колокольчики, старые веники, лапти и т. п. Во многих случаях пытались придать своему виду устрашающие черты: закутывались в белое полотно, вставали на ходули, приделывали длинные зубы из репы, носили в руках тыкву с вырезанными светящимися глазницами. Вместе с тем участники ряжения стремились выглядеть необычно, странно, смешно (например, переряживались в одежду противоположного пола, подбирали элементы одежды, несовместимые с остальным нарядом: разные рукава, на ногах разная обувь, на голове корзина или горшок).
Ряжение воспринималось как дело греховное и опасное; обычно в страшные маски «нечистиков» и «покойников» рядились лишь мужчины (иногда самые отчаянные из женщин), но никак не девушки и не дети. По севернорусским данным, участники святочного ряжения редко соглашались на эти рискованные роли добровольно, предпочитая распределять их по жребию. По прошествии праздничного периода все принимавшие участие в ряжении обязаны были пройти обряд церковного очищения или искупаться в проруби в день Крещения.
Поведение ряженых сводилось к нескольким стереотипным действиям: они старались испугать присутствующих, угрожали хозяевам дома и детям; гонялись за девушками и приставали к ним; некоторые маски сохраняли полное молчание или издавали неясные звуки, мычание; другие разговаривали неестественно высокими или очень низкими голосами. Зооморфные ряженые и сопровождавшие их лица часто разыгрывали однотипные сценки с мотивами «умирания», «лечения» и «оживления» центрального персонажа. Иногда в обязанности антропоморфных ряженых входило символическое очищение дома (например, обметание углов, обливание водой). Нередко ряженые подчёркнуто демонстрировали антиповедение: вели себя шумно, буйно, агрессивно, делали вид, что хотят разлить всю имеющуюся в доме воду, обсыпать домочадцев пеплом из печи, вымазать их сажей, украсть что-либо и т. п. В юго-восточной Сербии ряженые изображали борьбу с демонами, размахивали саблями или палками, изгоняли из домов и дворов невидимых противников. В ряде районов восточной и юго-восточной Болгарии широкую популярность получили обычаи масленичного ряжения кукерами, которые имитировали ритуал вспашки и сева.
К весенне-летнему периоду (Юрьеву дню, Троице, Иванову дню) приурочены ритуалы вождения по домам ряженого, закутанного в зелень (у восточных славян – «куст», «тополя», «весна», «русалка»; у западных славян – «троицкий король»; у южных – «зелёный Юрий», «додолы», «пеперуды»). Центральный персонаж ряжения двигался во главе процессии; его вели под руки сопровождавшие; он отличался пассивным поведением и молчаливостью; лицо его было закрыто зеленью венка или платком. Хозяева старались щедро одарить таких ряженых, обливали их водой, танцевали с ними для обеспечения себе хорошего урожая.
Ну а теперь позвольте представить, собственно, сами советские фотографии, запечатлевшие обряд ряжения.
Святки в станице Анастасиевской. Обряд вождения козы. Вторая половина XX века. Фотография из собрания Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника имени Евгения Дмитриевича Фелицына
Ряженые на свадьбе. 1970-е гг. Фотография из собрания Историко-краеведческого музея имени Василия Родионовича Ясинова
Ряженый. 1972 год. Фотография из собрания Российского этнографического музея
Масленичная игра ряженных. 1972 год. Фотография из собрания Российского этнографического музея
Ряженые. 1972 год. Фотография из собрания Российского этнографического музея
Угощение ряженых. 1975 год. Фотография из собрания Российского этнографического музея
Угощение ряженых. 1975 год. Фотография из собрания Российского этнографического музея
Святочные гуляния. 1978 год. Из собрания Киришского историко-краеведческого музея