А се «Лицезнатец» — краткое истолкование внешних и внутренних составов человеческих, а по сём каковые нравы от оных происходят да знамения по сём толкуемые.

Аз: Знамения общие

Коий человек образом гладок и на лице ямки, тот обманщик.

Коий человек блискозор — худ зрением и туп ко учению.

Коий человек сух образом, а черн кровию, худ бородою — едучь, худ к рукоделию, туп ко учению и безчастен.

Коий человек черн кровию, прям хрептом, крупен ростом, толст гузном, трясуч руками — тот человек скуп и жесток; годилось бы — сам просить шел; а что найдет — то не отдаст; не охочь хлопотать, в житии зело сторожен.

У коего человека меж бровами гладко и широко — тот к жене грозен, того жена боится.

У коего лоп заскателен, с лысины — тот хвастлив.

У коего человека глава клином, лоб востер и долог — разумом не советник людем тем же подобием.

У коего человека губа отвисла и на поклонах вежлив, а грамотной человек уклоняется в злобу, подвижен не на правду и несть в том добра.

У коего человека образ не переменяется — в том несть зла и прост нравом.

Коий человек толст гузном — тот ленив.

У коего хребет долог, а ноги короткий — дюж бывает и постоянен за друга.

У коего человека борода под щекой — не надейся у драки.

Коий человек ростом велик, щека ямкой — блядоват бывает.

Коий человек угреват рожей — вздорен разумом.

У коего человека правое лице больше, той проворен и к женам любовен.

У коего человека очи кровавы — той пьяница.

У коего человека очи кругом вертятся, тот миропродавед.

У коего человека персты в руках назад покляпы, тот убыточен

У коего человека персты в руках вперед покляпы, тот таланен.

У коего человека тайной уд велик — той вял бывает.

У коего человека из носа в рот возгрю тянет и плюет часто — тот яровит и плоды сводит в выблядках, и ладу не бывает.

Большей человек ростом и толстотою, и той разумом недостаточен.

Хром ногами человек — дерзок рукою, а добра в нем мало бывает.

У коего человека стопы широки — милостив и прост нравом.

Аще очами человек зол — добра в нем мало бывает.

Аще коий человека скуд брадою, а густа — бойся яко змия.

Человек руками долог — милостив, и любовен, и добродетелен.

Аще коий человек ростом средней, а лицем шадровит, а носом плосок, очи стамы, ресницы долги, брадою худ, а головныя волосы прямы — жесток тот человек и скуп, а в дружбе не поступится ни деньгою, а сам упрям. С таковым чаще считайся, да не разрушишь дружбы.

Коий человек лицем пестр, носом туп, очми красен — тот стыдлив и хвастлив.

Коий человек разметист лапой, тот самолюбоват и хвастлив, и блядоват бывает.

У коего человека нижние зубы репны и ретки бывают, а верхния зубы остры, а кривы, и очи белутками довольны, а уши — нижныя концы плоски, а внутри вычуроваты, и ноздри круглы, а ресницы долги и нектем тучен — тот добр человек, и живи с ним без пакости.

У коего человека борода долга, и редка, и красна — тот обманщик.

Коий человек на говоре руками машет, тот разказлив, с таковым не твори и не плоди речей, да не обругает тебе, и не буди тому верен.

Коий человек говорит редко — не проворен в людех.

У коего человека колена высоки — в том мало добра.

Коий человек быстро глядит на людей — тот презрителен в людех.

Коя жена слеповата — та язычна бывает.

Коя жена похила гузном — та яровита.

Коя жена сама себя подрачивает по гузну, та блядива и лоном торгует, с волосом желта и кудри — и сия бывает на говори гадка, и не буди ей верен.

Коий человек с людьми говорячи топчется – в том несть правды.

Коий человек крысоват носом — в том несть добра и неразсудителен.

Коий человек рожей нескладен, смугл кровию, уста пространны, очми крив, ушми велик — таковый говорит, а бить себя велит.

У коего человека уста пространны — не скажи ему тайны.

У коего человека око мрачно и збруи по лицу от уха, а лицем что напален — не имей друга языка ради, и говори с ним мало.

Коий человек очми велик и пучеглазоват, а ростом мал и ногами крив, и тот к началу смел и добра в нем мало бывает.

Коий человек хребтом негибок — лют к людем, а жены не любит и не скажет правды.

У коего человека лоб широк, а ямой — той чужого ума слушает и забычлив и недоволен умом.

Коий человек мясен главою, а ухом велик — глуп и несмыслен разумом, а брови толсты — тот человек ни добра ни худа не разумеет.

У коего человека очи долги ко лбу и рот пол бывает — тот чёловек завидлив к чужому имению и клеветлив.

Коий человек ногтем худ, а на руках письма довольно — тот живет ни взад ни вперед.

У коего человека рубец пойдет от завоя меж два перста, не держится деньга, а будет убо без рук — той блядив.

У коего человека очи врострел — тот человек податен разумом и прост.

Коий человек языком мягок, в том мало добра бывает и заочею лют про людей.

Коий человек лицем мал, очми простор, смеется морщится — подобен курицы, не плоди с таковым речей, да не обругаешь себе.

У коего человека колесисты ноздри, сам сутул, волосом черн, гортанию простор — собаковат сей бывает.

Коий человек главою мал, а волосы желты, а персты в руки долги и тонки — тот человек разумен, неподвижен на зло.

Коя жена кулаками толста — не рукоделива.

А у коей жены шабалками персты, та худа и ни к какому рукоделию не досужа, и нет ничего, и тех жен мужи не любят и разлучаются от них.

А у коих жен персты долги, востры шильцами, и малы рукою, и сухи — те рукоделивы; к сему же, аще и ноги сухи, а чисты, то и обычаем добры.

Кои жены остры разумом, не гуляют по людям и очми не поглядывают по окнам, идя деревней, та добра жена бывает.

А коя жена идет деревней, а глядит по окнам — тоя блядовата бывает.

Коий человек жесток и своим глазам не верит, на чужом дому вежлив, а не благодарен — дай ему взаймы до сроку, а без сроку не давай.

Коя жена подслеповата и губаста, а губы что оттянуты — тая яровита, и блядива, и собаковата, и мужа ревнует к чужим женам.

Коя жена гладка лбом — божится не на правды и обманчива, а имеет друга, не советует с мужем.

У коего человека смородит изо рта — в том несть правды.

У коей жены меж титьками широко — тоя не робятна.

У коей жены правая пелька больше — то мальцев больше.

Упрямой человек — сугорбоват, вперет плечми, прям носом, не милорож на лице тако же.

Коий человек бровями тучен, носом толст — спать лют.

У коего человека очи круглы, а нос крюком — тот крут и неразговорен.

Коий человек буй разумом, нос прям, тучен, взгляд тяжел, во время говорит — на людей не глядит — у того не спрашивай совету ни о чем.

Которой человек походкой щаплив — тот блядив.

Аще который человек языком гладок и волосом гладок, а усом заскателен — той зело блядив.

Коий человек поземист — до того жен падуч, устилает мягко, а спать туго, к своим желанен; прошед время, потом же правду скажет.

Главой кругл, ухом крюковат, животом тонок, носом толст — и сродника не спустит, со сродники живет, у того человека век умаляется и седина пускается, славен в народе.

У коего человека борода кругла и тукачевата, ус толст, глядит в рот, губы толсты, говорить не мастер, брови велики, века толсты — неразсудителен ни к чему и ругает его жена.

Кто худ очми и глиноват рожей — сей худ и крадлив, и блудлив.

Кто чист телом и брадою добр — пересмешлив и высокоумен.

Коий чёрн и нечист лицом — не верь ни словам ни делам его.

Черные же власами люди в словах дерзны, на все разсудны, и сердиты, и прозорливы, не чтивы, и скупы, вскоре же думу вздумати не могут, но исподтиха, ядят мало и сладко в питии, умни, но от языка их пакость, дружбы не ко всякому держат, но кто им понравится, кротки же и смирны. доколе их кто не знает, сребролюбивы, боязливы ко всему и печальны.

Русые же люди в полку храбры и молчаливы, и восокоумны, прямы, и не льстивы, и единословны, но недружелюбны и скупи, не жалостливы и не тщивы, и до коней охочи, прямы, во пьянстве задорны, а не осердятся борза, а о чем станет и то на своем поставят, и не моги их замати, осмысленны ж ко всему и телом толсти, и безстрашны, и сердиты, и не отходчивы.

Иные же люди русых белея, а черных темнея — те люди пронырливы, и льстивы, и клеветливы, дружбу держат словом, а сердцем отстоят, к отданью же крепки, а ко взятью охочи, языком же и словом веселы и щутливы, и ко браням крепки, и недумны же, и драчливы, и печальны и в науках горазды, и счастливы, но стерегися их, ни досаждай им, но дружися с ними.

Богов: Знамения о челе

Аще у человека чело высоко, то знаменует мудр и разумен ум имать.

Аще у человека чело велико, то знаменует вельми мудр, но медлен ум имать.

Аще на широкий образ — ужаслив и печален той человек бывает.

Аще ли будет широта челом, а страны брады его голы, а власов главных много и вельми густы, подобает беречься такового человека.

Аще чело кругловато — той печален, и тщив, и гневлив.

Аще чело среднее широтою, а жилы его видеть, сей есть верный, и милостивый, и мудр, и во всем разсудителен.

Аще чело мало, той есть остр мыслию, и скор во словесах, и в деле вразумлив.

Аще чело простое, еже не знати жил его, указует на свары и клевету.

Аще ли среднее чело, ни мало, ни велико, того добраго нрава подобием являет.

Аще у чела видимые морщины двоичны и те над бровьми повеслись и предлежат кругловато — то благодать и милосердие знаменует.

Аще наклонны к носу — и то яр, и высокосерд, и ужаслив.

Аще ли преклонилися к ресницам долу, то пронырьство являет.

Аще ли на концы чела попреже бровей, иже суть двоичны, да аще право лежат, и то благодать и милосердие являет.

Ведаю: Знамения о бровях

Аще брови толсты, а власы густы и велики, то глупость знаменует, и леность, и грубость во словесах.

Аще ли будут брови с нацветом светлорусы, то указует на гордость,

Аще ли будут брови редки, а равны мерою и черны, то есть разумен и разсудлив во всем.

Аще ли брови приклонилися к носу, то ярь знаменует, а опалчивость.

Аще ли приклонены к скраниям, являет то ругателя и пронырлива, показлива и осмешлива.

Аще ли срослися над носом брови, тот человек пронырлив, из тиха проявляет.

Аще ли разобраны — тот человек знамение являет попечение о дому своем и о сродичах.

Глаголю: Знамения об очах

Аще очи сини, то знаменует — во время устрашится, а во иное время укрепится, и на жены неистов. Аще очи серыя — сего ум на части делится, и к женам любовен, клеветлив, а не стоянен умом, и неединословен.

Аще очи велики, той завистлив, и ленив, и не послушлив и опытлив и многия нравы имел, и женами владеет.

Аще очи зело велики — тот многогневлив и не рассмотрен ни на что, ни на лихо, ни на добро.

Аще очи велики, а выпучилися — сей ревнив, и безстыж, и ленив, и неверен ни в чем.

Аще ли очи вознесены к бровям, тот злохитр.

Аще ли очи вельми средни и ни малы, ни велики — сей есть лучший на разум и на промышление, и на всякую вещь разумен.

Аще ли очи средни черны мало — остр разумом, а не верный ни в чем

Аще очи впалы — татлив вельми.

Аще очи впалы вельми — тот остроумен мыслию и зрит во многом времени живот свой.

А глазатые люди говорливы и ко всему боязны.

Аще очи прямы как быковы — сей не может людей слушати.

Аще ли очи подобны очам скотинным, аки мокнут, да мало в них движения, сей есть глуп и дурного прирожения и груб.

Аще кто подвигает очми борзо и косы очи, сей татлив и разбойник.

Аще вельми часто кто мигает, то разумей, что не постоит ум его на едином месте, но на многия части переменяется.

Аще очи долго не мигающе, той есть вельми несоромежлив.

Аще очи средни, ни велики ни малы, ни часто мигающе, ни мало мигающе — сей есть доброго нрава.

Аще средни очи и брови, а лице кругло — сей есть добр.

Аще малы очи — льстив.

Добро: Знамения о носах

Аще нос остёр – тот доротлив, но хвастлив.

Аще нос тонок – тот сребролюбив и яр.

Аще нос прям – тот непокорен и злопамятен.

Аще нос долг да прям, не вельми толст — се указует на великий разум и на промышление.

Аще нос толст, а не долог, средний, простой — се указует на поставность телесную, но глуп и лжив.

Аще нос долог и остр — сей гневлив вельми.

Аще нос короток – сей тщеславен и завистлив.

Аще горбонос — напраслив и нагл, лжив и битлив, но отходчив.

Аще нос широк, сей прю и бой любит и гневлив.

Есть: Знамения о ноздрях

Аще ноздри тонкие — сей мягкосерд и непамятозлоблив.

Аще ноздри долги близ уст – сей крепок сердцем.

Аще ноздри долги — указует на смелость немеряную.

Жизнь: Знамения о власах

Аще власы толсты — се указует на крепость, сердечное и мозговое здравие.

Аще власы вельми мягки — указует на мягкость сердечную и студень мозговую, и мало в нем промысла.

Аще у кого власы просты, светлы – се указует на дурость и многогневность, и резвость.

Аще власы препросты — студень имеет в голове

Зело: Знамения о зубах

Аще зубы выпучены либо согнуты – сей человек твёрд и хитростен, но неверен в речах.

Аще простыя зубы – сей разумен и верен во всём.

Земля: Знамения об ушах

Аще уши малые – сей нечист.

Аще уши вельми малые – сей малоумен или тать.

Аще уши велики и воздвиглися горе – сей человек многоречив и празднословен и лжесловен.

Иже: Знамения о гласе и речах

Аще средний глас — сей человек мудр и правдив.

Аще толстый глас — указует на крепость сердца.

Аще у кого глас гладок – се указует знамя на дуроство и сей малосмыслен, и ревнив ко всем.

Аще у кого глас груб преизлишне — сей гневлив и жесток обычай имеет.

Аще глас вельми велик — сей есть воин великий.

Аще борз в речах — не поставен телесною добродею и мужеством. Аще глас гладкой — сей завистлив, и дуроват, и ревнив.

И.: Знамения о выи[1]

Аще у кого вия долга и тонка, сей есть худ.

Аще к тому глава ему мала, сей есть ни умен, ни безумен, токмо прожора.

Аще у кого вия толста, сей есть великий прожора.

Аще вия низка, толста — здрав и зол ко всему злохитрству и зависти.

Аще у кого мохнатая вия — се знаменует ревность и дуроство.

Дервь: Знамения о лицах

Аще лице кругло и многим местом надуто — сей глуп и дурного прирожения и груб, и немочен.

Аще лице долго, тот все кривду любит.

Аще лице долго, а жилы надуты, сей есть бесстыж и гневлив вельми.

Аще худое лице желтое, той есть злой и обманщик.

Аще лицем блед и сине под очми — тот завистлив.

Аще зело блед, а бел, а сине под очми — сей вельми лих и завидлив.

Аще лицем желтость — сей лжив, и козлив, и пьяница.

Како: Знамения о плечах

Аще широка кость плечная и хребетная – сей человек исполнен крепости мужества но мал ум имеет.

Аще плечи широки – смысления в том не бывает.

Аще равность ставная – лад и знаменье доброе во всём.

Аще плечи высоки – неверство в том.

Аще вглубились плечи привычкою – се на зломыслие указует.

Аще плечи вниз опали – сей бранлив и завистлив.

Люди: Знамения о почивании

Аще который человек спит вниз, будто плывет за зголовье — тому на воде смерть.

Аще человек спит руки наперед за голову — тот таланен.

Аще человек спит направо, а рука его откинута долонью вверх, тот любовен и милостив.

Аще который человек плывет во сне в ноги, тот бесчестен.

Аще который человек спит, а обвертывается головой в ноги, а ногами на зголовье, у того человека ни дела, ни речи путной, и неблагодатен тот человек.

Аще которой человек от себя зголовье пихает, у того с женою совету нет.

Аще которой человек спит, а руки круг сердца — тот божлив.

Аще который человек спит, а рука под головой — тот задумчив.

У которого человека под лицем рука — тот печален.

Аще которой человек спит, а у пупа на брюхе рука, а другая рука под поясом — тот драться мастак.

У которого человека меж ногами рука, того человека блуд борет.

Который человек спит, приворотя носом к подушке — тот не проворен в людех.

А правда то или нет – том, люди добрые, судите сами…

Слава Роду!

Собрано и записано Родомиром

В лето 4414 от О.С.В. (2005 от н.х.л.)

Добрым людям во пользу,

Богам Родным во Славу!

© Родноверческая Община «РОДОСЛАВИЕ»

© Содружество Общин «ВЕЛЕСОВ КРУГ»



[1] Выя – шея.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Видео

[видео]

Часть 1

Магическая символика

Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года

[видео]

Часть 1

Язычество и шаманизм

Поиск

Журнал Родноверие