Старинный колядный обряд "Шчодрыца" — Щедрый вечер, или Щедрец, — возродили в агрогородке Кадино Могилевского района. По традиции на старый Новый год здесь собирались колядующие, которые большой и веселой гурьбой ходили по домам соседей, водили Козу и Медведя, танцевали и пели щедровки — хвалу гостеприимным хозяевам, гадали и делали оберег от одиночества с помощью свечи-щедрицы. Корреспонденты БЕЛТА присоединились к праздничной процессии и стали участниками всех народных забав и обрядов.

"По старинным традициям на старый Новый год наши предки отмечали "Шчодрыя калядкі", — рассказывает хормейстер Могилевского районного центра культуры Ирина Яковлева. — Сегодня и мы постарались реконструировать этот праздник, собрав по крупице те обряды и песни, которые знали и передавали друг другу наши прародители. Чем же отличается обычная Коляда от Шчодрай? Все очень просто: на Рождество пели песни, которые восхваляли рождение Христа: "Нарадзіўся Хрыстос, мір і пакой нам прынёс!", на Щедрицу славили хозяев дома, которые гостеприимно открывали двери перед колядующими. Семье желали мира, добра и благополучия"

000027 860c65d18c2f91af43258937002f190d 86740

Особенностью Щедреца в Могилевском районе стала давно забытая традиция передачи девушками друг другу свечи-щедрицы — оберега от одиночества. Историю обряда в свое время рассказала жительница Кадино Нина Петреня.

"Свечу приносили в дом той красавицы, которая хотела выйти замуж, — поясняет Ирина Яковлева. — Считалось, что щедрица помогала в устройстве личного счастья. Свеча передавалась из дома в дом только в Щедрый вечер и оставалась у незамужней девушки на целый год — до следующего праздника. Считалось, что за этот период она обязательно должна встретить суженого. К слову, каждая девушка украшала свечку самостоятельно — делала для нее своеобразную кружевную или атласную юбочку"

000027 860c65d18c2f91af43258937002f190d 100286

В местном Доме культуры уверены, что этот давно забытый обряд вскоре получит широкое распространение по всему району. Так, на одной из свадеб бабушка принесла такую свечу показать девушкам и рассказала о ее значении. Женщина пожелала, чтобы местные молодицы были непременно счастливы в личной жизни.

"История создания оберега уходит корнями в праздник Громницы, — уточняет Ирина Яковлева. — В этот день женщины лепили свечу и передавали в дом, где было много домашней скотины, которая по непонятным причинам не плодилась. Потом традицию перехватила молодежь. Повод был простым: в один год случилось так, что ни одна из молодиц, проживавших в этой местности, не вышла замуж. Девушки принялись гадать на личное счастье, однако их всех ждала неудача: никому в перспективе не суждено было найти пару. Они решили взять инициативу в свои руки и сделали оберег: взяли воск со всех гадальных свечей, слепили большую свечу и передали своей подружке с пожеланиями везения в поиске второй половинки. Так оберег на счастье и любовь стал переходить из одного дома в другой"

Традиционно Коляды были самым благоприятным временем для гаданий — вечера со Щедрой Коляды до Крещения девушки посвящали именно этому занятию. Однако свеча-оберег в гаданиях не участвовала, с ней было принято общаться наедине: просить помощи через молитву о суженом и разрешении сердечных дел. Например, парень понравился, но не обращает внимания, — значит, надо попросить щедрицу, чтобы он заинтересовался красавицей.

Все гадания молодиц были связаны с устройством личного счастья, будь то традиционное бросание сапога или валенка (в какую сторону показал нос обуви, оттуда и суженого ждать) или обнимание забора (если удалось обхватить четное количество досок, то в этом году девушка будет с парой).

Дома перед сном девушка могла расчесать волосы гребнем и положить его на ночь под подушку со словами: "Суженый мой, ряженый, приди ко мне наряженный, расчеши меня"

Если девушка ставила под кровать емкость с водой и клала сверху соломинку, слова были такими: "Суженый мой, ряженый, приди ко мне наряженный, переведи меня через мосток"

Считалось, что в этих случаях будущий супруг обязательно привидится во сне и исполнит задуманное. Самые отчаянные шли гадать в баню: расставляли в темноте три зеркала и зажигали свечу с просьбой в адрес будущего мужа показаться в отражении. Впрочем, не многие молодицы отличались таким бесстрашием и самообладанием.

000027 860c65d18c2f91af43258937002f190d 625460000027 860c65d18c2f91af43258937002f190d 453732

Однако самое главное веселое и задорное музыкальное действо разворачивалось на сельских улицах. Большая и шумная гурьба во главе с Колядой, Козой и гармонистом распевали песни-колядки и заглядывали в каждый дом. В пестрой толпе ряженых обязательно были такие персонажи, как Медведь, который должен был развлекать народ своими косолапыми неуклюжими танцами, цыгане, чтобы непременно исполнить шуточные гадания, Механоша с огромной сумкой через плечо, куда складывались все наколядованные угощения. В руках ряженые традиционно несли украшенную разноцветными лентами "калядную зорку" — символ Вифлеемской звезды.

000027 860c65d18c2f91af43258937002f190d 204900000027 860c65d18c2f91af43258937002f190d 805837000027 860c65d18c2f91af43258937002f190d 285925

Как правило, диалог с хозяевами дома начинался на шуточной ноте: колядующие сетовали, что идут с далекого края, очень устали, хотят подкрепиться и отдохнуть. И тут же просятся войти, а хозяева и рады: Коляда в дом — счастье в нем, а вот если закрыть перед гостями двери и не дать угощения — жди бед и неудач целый год.

"Мы — людзі не простыя, з далёкага краю, ідзём вакол света аж ад пана Лета. Не адны ідзём, свечку-шчодрыцу з сабой нясём!"

Живущая в этом доме девушка принимала свечу, наряжала и несла к божнице.

С молитвой ее ставили под образа: "Свяці-свяці, Шчодрыца, шчасце хай памножыцца!"

000027 860c65d18c2f91af43258937002f190d 644013

Как только веселая гурьба попадает в дом, начинается шуточное представление, главным героем которого становится Коза — символ богатства и благополучия. Считалось, если ее щедро угостить, будет хороший урожай. Хозяева первым делом обращают внимание на этот персонаж и интересуются, не приблудная ли Коза у колядующих? На этих словах Козе становится дурно, и она театрально падает в обморок прямо посреди комнаты.

Начинается голошение ряженых: "Ой, каза ўпала, ссохла, прапала! Гаспадыня, ты казу пажалей — каляду нясі хутчэй! А яшчэ — каўбасы і сала, каб каза ўстала!"

И просьба безоговорочно выполняется: муж и жена щедро одаривают не только Козу, на шею и рога которой вешают всяческие угощения, но и остальных колядующих. В знак благодарности последние рассыпают по дому зерно — к деньгам и богатству.

000027 860c65d18c2f91af43258937002f190d 715783000027 860c65d18c2f91af43258937002f190d 481255000027 860c65d18c2f91af43258937002f190d 225383

К слову, ни один такой праздник не обходится без музыкантов, создающих всему действу неповторимую и душевную атмосферу. Гармонь, трещотки, бубен, ложки — все сливается в одну радостную мелодию, в колоритный народный напев. На этот раз среди всех музыкальных инструментов выделялся необычный самодельный "бусел". Нехитрый, но очень эффектный инструмент даже внешне похож на эту птицу, символ родного края. Его придумал и воплотил в жизнь аккомпаниатор Подгорского клуба Могилевского района Виктор Пастухов, за плечами которого более чем 40-летний стаж работы. В трудовой биографии есть даже должность директора школы искусств.

"Ни один обряд, ни одно значимое событие в круговороте человеческой жизни не обходится без музыки, — отмечает Виктор Пастухов. — Вот и я внес свою лепту — создал шумовой инструмент, которого больше нет в Беларуси. Чтобы он зазвучал, стоит всего лишь стукнуть им о землю, как посохом. Его основой стал раздвоенный сук, между ветвями которого натянута струна с маленькими тарелочками. Внизу на ножке инструмента предусмотрена резинка, чтобы стук был более мягким. Вверху приделана "буслиная" голова с длинным носом. Инструмент очень органично вписался в фольклорную тематику и стал неотъемлемым участником районных музыкальных праздников. В следующем году есть задумка сделать сову с колокольчиками и бубенцами — еще одну новинку"

000027 860c65d18c2f91af43258937002f190d 881415

Виктор Пастухов вспоминает, что Колядки раньше были самой любимой детской забавой. Собрались веселой толпой, надели разноцветные маски, вывернули тулуп наизнанку — и пошли по соседям с песнями, шутками и прибаутками.

"Хозяева угощают тем, что Бог послал, а мы и рады! — говорит музыкант. — Эти традиции были всегда, они нужны и важны сегодня. Для людей важен праздник и позитивные эмоции. А еще это хороший повод вспомнить свои песни — и старые, и новые. Белорусские мелодии лиричные, напевные, красивые. Мы, белорусы, не должны забывать свои корни, свою культуру! И детей нужно заинтересовать своим примером"

Главным гармонистом праздника стал аккомпаниатор Кадинского сельского Дома культуры Михаил Каплан. При одном взгляде на виртуоза с баяном в руках, в расшитой национальной рубахе и черной кепке с красной атласной гвоздикой поднимается настроение.

"Музыка, тем более наша, белорусская, особым образом ложится на сердца людей, — замечает Михаил Каплан. — Окружающие слышат ее и с первых аккордов меняются в лице — начинают улыбаться, отвлекаясь от своих житейских дел и семейных проблем. Народная музыка действительно поднимает настроение, приносит радость, помогает человеку сбросить груз с плеч, и все жизненные вопросы решаются намного легче. Музыка всегда жила в сердцах людей, живет и будет жить!"

000027 860c65d18c2f91af43258937002f190d 790878

По словам музыканта, сегодня много технических возможностей и современных инструментов, однако народные, такие как баян и гармошка, все равно не умирают.

"Это наша белорусская душа поет, — уверен Михаил Каплан. — Знаю точно: с ноутбуком и современной музыкой колядовать не пойдешь"

Участниками обряда стали воспитанники театрального кружка и работники Кадинского дома культуры. Так, роль незамужней девушки, которой передавалась свеча-щедровка, сыграла десятиклассница Кадинской средней школы Ангелина Николаева.

"Если честно, хоть я и местная жительница, но раньше с этим обрядом была незнакома, — признается она. — Замуж сейчас, конечно же, не собираюсь, но на будущее эту традицию запомню. Не могу сказать, что я безоговорочно верю в эффективность обрядов и гаданий, — главным образом воспринимаю их как часть традиционной белорусской культуры. Это духовное богатство, которое передается из поколения в поколения, поэтому и нам надо его чтить и сохранять. Что касается современных традиций, то в нашей семье принято на праздники собираться вместе, ужинать и общаться"

000027 860c65d18c2f91af43258937002f190d 971244

Работа с молодежью по сохранению народных обрядов и традиций всегда была актуальной, считают в Могилевском районе.

"Мы стараемся отмечать с детьми все белорусские праздники — Масленицу, Купалье, Коляду… Воссоздали даже такой редкий и забытый обряд, как Комоедица, связанный со встречей весны и пробуждением медведя, — отметила руководитель театрального коллектива Дома культуры агрогородка Кадино Ирина Бельская. — Детям такие мероприятия очень нравятся — никогда не отказываются от участия в них и отыгрывают народные сюжеты с большим удовольствием. Именно таким способом можно заложить любовь и уважение к родным корням, традициям и культуре"

000027 860c65d18c2f91af43258937002f190d 506419
фото Олега ФОЙНИЦКОГО

Поиск

Журнал Родноверие