Осень — пора свадеб. В белорусской деревне они начинались от Покровов, 14 октября, когда урожай был убран с поля, сельскохозяйственные работы заканчивались, а запасов пищи хватало, чтобы накормить большое количество гостей. “Вялікая Вясельніца” длилась месяц и завершалась 15 ноября, с началом предрождественского Рождественского поста. В наше время большинство пар женится летом и в сентябре, иногда сохраняя некоторые давние свадебные обычаи.
Праздник Покровы как начало “свадебного сезона”
По белорусским поверьям, на Покров выпадал снег, поэтому все работы на поле (сбор урожая, сев озимых) должны были быть к этому дню закончены. И вот, имея больше свободного времени, чем летом, когда “день год кормит”, крестьяне начинали заниматься обустройством личной жизни.
Девушки молились к Богоматери, чтобы покрыла их голову свадебным венком или женским головным убором, как покрывает землю снегом:
“Праздник Покрова, покрой земельку листочком, а головку веночком”; “Святой Покров, покрыл ты траву листьями, землю снегом, покрой же ты и меня, маладу, чапцом!”
Тут образ Богоматери сливается с персонифицированном образом посвященного ей праздника. По православному церковному преданию, праздник Покрова Богородицы установлено в память спасения Константинополя от сарацинов в 910 году. Когда верующие молились о победе над врагом в храме, святой Андрей увидел Матерь Божию, которая покрывала христиан своим омофором (пакровам).
В селе Понизовье Руднянского района, на границе Смоленщины с Витебщиной, исследовательница из Санкт-Петербурга Марина Власова записала воспоминания об игре в молодых (невест) на Покровы. Девушки-подростки плели венок из кленовых листьев. Сзади, тоже из листьев, крепили что-то вроде косы ниже пояса. Возможно, это аналог вуали. “Невеста” в венке кланялася “свекрови” с прибаутками.
Например:
“Вставай, свекрова счастливая, встречай невесту сопливую!”
Возможно, ребята так играли, потому что видели в эту пору свадьбе в деревне, и это просто пародия на “взрослую” жизнь, а возможно, что игра имела более глубокий смысл — инициации девушек в состояние невест или обыгрывание календарного перехода от осени к зиме.
Ритуальное переодевание в традиционном свадьбе
Об подготовку и проведение свадьбы известно довольно много, элементы традиционной обрядности можно встретить и на современных церемониях. А вот на завершение свадьбы часто забывают. В старину в деревне свадьбе могли длиться от одного дня до целой недели. Это зависело от местных традиций и состоятельности родителей молодых. После собственно свадьбы до года или до рождения первого ребенка мог тянуться послевесельный период, когда завершался переход молодых в новый, семейный, статус.
Довольно часто на старых белорусских свадьбах делали пародию на молодых: как только те поднимались из лавы в красном углу, их место занимали “падменныя молодые” — мужчина, переодетый в “невесту” и женщина-“жених”. Обычно это действо проходило в последний день свадьбы и вызвала много смеха присутствующих, ведь “падменныя молодые” в гигантской форме повторяли свадебные наряды и обычаи. Вместо вуали в “молодой” могла быть старая тряпка, костюм — грязный и порванный. “Молодой” тоже мог быть в старом одеянии. Они демонстративно целовались, им, как и настоящим молодым, говорили славы, но и шуточные. Если “молодая” делала вид, что плачет, прощаясь с родительским домом, лицо ей вытирали тряпкой, испачканной в саже.
“Падменных молодых” можно встретить и на современных свадьбах, как сельских, так и городских. К тому же, нынешние ряженые делают пародии на свадебные обычаи, которые вошли в быт белорусов относительно недавно: например, бросание букета новобрачной, который ловят незамужние гости. Это явный влияние американских фильмов про свадьбу. В белорусских обычаях также можно встретить “стимуляцию замужества” подруг молодой, но другими средствами: девушки танцевали в венке невесты, просили ее зацепить ногой и протянуть за собой полотенце, на котором она стояла во время венчания, воровали кожух, на котором сидели молодые... Через вещи, которые имели контакт с молодыми, символически стимулировались следующие браки.
Кроме “падменных молодых” в конце свадьбы мужчины могли переодеваться в женщин и наоборот. Такой обрядовый травестизм, проявление хаоса, “перевернутой вселенной”, исследователи рассматривают как символическое утверждение новой семьи: чтобы создать что-то новое, нужно разрушить старое.
Иногда переодевались в “цыган”. Они веселили присутствующих или устраивали вакханалию, воровали вещи и даже живых кур (оставляли себе или молодым). Переодетыми в последний день свадьбы могли приезжать гости от молодой до молодого и наоборот. Т. Бы. Варфоломеева отмечает, что обычай переодевания в “цыган” продолжает активно бытовать на Витебщине и в ХХІ веке, даже распространяясь в обители, где его традиционно не было.
На Брестчине последний день свадьбы, когда ходили “цыгане”, был самым любимым: “Третий день — сама интересная свадьба” (в. Малые Чучавичы, Лунинецкий р-н)
А на Гомельщине сами носители традиций характеризуют конец свадьбы так: “Эта все на юморы, на смеха — этот балаган” (в. Санюки, Ельский р-н)
Три этапы большого пути
Любой переход, в том числе молодых с несемейного в семейное состояние, проходит три этапа: “старое” (в нашем случае — несемейный статус молодых); хаос, разрушение “старого” (собственно переход); присоединение к “новому” (в нашем случае — семейный статус молодых). В календарных обрядах “старым” и “новым” выступают отрезки времени: например, Рождество обыгрывают наступление нового годового цикла, а Масленица — переход от зимы к весне.
Сотрудница Академии наук Елена Павлова объясняет:
“Свадебный обряд почти во всех краях Беларуси ранее состоял из трех основных обрядовых этапов — довесельный, собственно свадебный и послевесельный. Третий этап мог называться “Цыгане”, “Пярэзвы”, “Куры”, “Частица”... Когда “официальное” действие закончено, все основные обрядовые моменты выполнены, то можно веселиться, как говорят, от души. Самая распространенная название этого обрядового этапа — “Цыгане”. Гости переодевались в цыганские костюмы, родители — в молодых, молодые — у родителей, гости у других действующих лиц и устраивали своеобразное юмористическое свадьба. Довольно часто мужчины переодевались в женскую одежду, а женщины — наоборот. Видимо, такое название обряд получил потому, что цыгане считались народом веселым, музыкальным.
Название “Куры” говорит сама за себя: свадебные гости бегали по деревне и собирали как можно больше кур, чтобы сварить один большой суп. “Цыгане” также ходили по домам, воровали кур на суп. Если ловили куру, ее били и украшали цветами и лентами, затем давали молодому, чтобы он обнажил ее, как невесту в первую брачную ночь”
В деревне Бабичи Чечерского района этот обычай так и звали, “курица”, и делали на третий день свадьбы
Ритуальное переодевание, прикол на свадьбе и во время календарных праздников олицетворяло хаос, “перевернутая вселенная” — этап, необходимый для завершения обряда перехода.
“Цыгане” и “куры” в святочных и масленичных обрядах
Персонажи Цыган и Цыганка часто встречаются в составе рождественских групп по всей Беларуси. Как и свадебные “цыгане” они могут что-либо воровать или выпрашивать, но не это их основная функция: они стремятся в первую очередь повеселить хозяев. Цыган может водить Медведя или Лошади. Медведь выполняет команды типа “Покажи, как хозяйка несет воду!” или “как бабы с поля идут”, неловко перетаптываются, чем вызывает общий смех. Ходя с Лошадью Цыган пытается “продать” его хозяину или взрослому сыну, когда тот есть в доме, и “торговля” проходит чрезвычайно весело. Цыганка может носить с собой куклу и выпрашивать деньги “на ребенка”, а также гадать, издавая смешные прогнозы. Роль Цыганки остается популярной и в современных городских рождественских группах.
В Виркаве Кличевского района взрослый рождественский группа, который обходит деревню 13 января, называется “цыгане” (“К” писала о вирковском Рождество в № 3 за 2018 г.). Кроме ожидаемых под таким названием персонажей Цыгана и Цыганки среди колядовщиков — Молодой с Молодой, Барин с Барышней и мехоноша, которого в старину называли Придурком, а теперь стесняются.
На Масленицу Цыганка гадала (Руднянский район Смоленской области), “цыгане” могли просто выпрашивать угощения (Мстиславский район), кататься по деревне (Буда-Кошелевский район).
В свадебных обрядах курица может олицетворять девушку, готовую к свадьбе, молодую, а также плодоносящий женское начало (ловля кур “цыганами” как символическое пожелание благополучия молодым). В рождественских обрядах “курами”, “цыплятами” могли называть детей, которые совершают ритуальный обход деревни.
Еще и в деды ходили
По словам жительницы Виркавы Надежды Ивановны Каледзич, которой сейчас 82 года, во времена ее молодости 13 января вместе с рождественскими “цыганами” и “курами” еще и “в "деды" ходили”: надевали вывернутые кожухи, делали горбы, поздравляли хозяев и танцевали. Горбатые персонажи календарных праздников олицетворяли “гостей с того света”.
Дед и Баба выступают как парные персонажи в многих обрядах календарного цикла: женитьба Цярэшки, рождественские переодевания, вождение сулы, Купалье. Они символизируют предков, о чем свидетельствуют их имена и старое одежда. Встречалось это пара переодетых и во время свадебного обряда.
Вот что записал этнограф Казимир Машинский в деревне Дорошевичи Мозырского уезда в 1914 г.:
“На третий, последний, день свадьбы гости переодеваются “бабами”, один из них “дедом”. Этому последнему они делают бороду из льняной пакли или из соломы и, ходя по деревне, строят различные шутки (“дурят”)”
Продолжение в следующих номерах