Пять культурных явлений из Беларуси имеют статус нематериального наследия человечества. Два из них сохранились всего в паре деревень и могут совсем исчезнуть. Рассказываем об уникальных белорусских обрядах и традициях из списка ЮНЕСКО.
«Колядные цари»
Этот обряд проводят в деревне Семежево Копыльского района Минской области в Щедрый вечер (Шчодрык) с 13 на 14 января.
История «Колядных царей» начинается в XVIII веке. Это были времена второго раздела Речи Посполитой (1793 год), когда часть белорусских земель отходила Российской империи. Недалеко от деревни Семежево стояла русская армия. По местному преданию, в Новый год по старому стилю солдаты и офицеры ходили по дворам, показывая веселое представление. За это хозяева угощали их домашней колбасой, выпечкой, самогоном.
Когда военные ушли, селяне не просто сохранили традицию, а развили ее в уникальное действо. С тех пор каждый Старый Новый год в Семежево мужчины из числа местных жителей или приезжих студентов переодеваются в костюмы, напоминающие военную форму времен царской России. Они ходят по домам и разыгрывают представление, которому больше двухсот лет.
В сценарии действа есть отсылки к историко-религиозной драме «Царь Максимилиан». Само произведение рассказывает про грозного царя, который приказал убить сына за то, что тот не признавал «богов кумирических», а веровал в Иисуса Христа.
Трагическую линию в веселый обряд «Колядных царей» не вплетали, из оригинала позаимствовали лишь некоторые фразы:
«За кого вы меня почитаете?
За короля немецкого или султана турецкого?
Нет, я не есть король немецкий,
Я не султан турецкий,
Я есть грозный царь Максимилиан»
В белорусских хатах «цари» разыгрывают шуточную сцену, где главный герой – царь Максимилиан – в честном бою побеждает Мамая, требовавшего от него дани.
Затем всех берется лечить доктор с огромным бутафорским термометром, и его монологи – чистое народное творчество:
«Когда болит голова,
Надо обрить догола.
Намазать редькой,
Пусть будет барабан турецкий»
Эти прибаутки – самая веселая часть представления. Зрители хохочут, хозяева достают угощения актерам. Побывав в одной хате, «цари» идут в следующую. Когда темнеет, участники процессии зажигают факелы.
Такой обряд существует в единственной деревне Беларуси – Семежево. Изначальное солдатское представление обросло местным фольклором: песнями и шуточными диалогами, забавными костюмами, национальными блюдами и приметами. Люди верят, что в доме, где побывали «цари», весь год будет мир, согласие и богатство.
На некоторое время обряд был забыт, его возродили в 1996 году по документальным материалам и свидетельствам старожилов. Можешь посмотреть, как проходили «Колядные цари» в 1997 году. В список нематериального культурного наследия обряд внесли в 2009 году. Сейчас он под угрозой исчезновения.
«Юровский (Юрьевский) хоровод»
Проводится в деревне Погост Житковичского района Гомельской области 6 мая, в Юрьев день. Святого Юрия (Георгия) чтут как покровителя домашних животных и сельского хозяйства. Наши предки задабривали святого: у него были ключи, открывающие ворота весне и запирающие зиму. После обряда жители деревни рассчитывали на хороший урожай и здоровый домашний скот.
Накануне праздника селяне наводят порядок в домах и во дворах, плетут венки, а главное – выпекают обрядовый каравай, который называется «хоровод». Еще один важный элемент – «ральца». Это три трёхпалые веточки, символизирующие женское начало (девять отростков по числу месяцев беременности). Веточки оборачивают полосками из теста и вместе с караваем запекают. Готовый «хоровод» под песни женщин украшают цветами из ярких бумажных лент и живыми цветущими ветками.
На следующий день жители Погоста наряжаются в народные костюмы и вместе отправляются в поле: первым несут образ Богоматери, за ним – каравай, затем – восьмиконечную звезду и зеленый фартук, закрепленный на деревянных граблях. Все эти символы доверяют только мужчинам.
В поле священник читает молитву и окропляет землю, а жители призывают покровителя Юрия:
«Встать рано, умыться бело, оседлать коня
И ехать отпирать землицу
Да выпускать росицу»
В землю закапывают горбушку черного хлеба, обвязав символической красной лентой, чтобы зерна уродилось много. Затем все поют старинные весенние песни, а зеленый фартук меняют на красный. По некоторым источникам, это символизирует потерю невинности и переход девушки в статус женщины, способной родить. Вернувшись с поля, праздничная процессия водит хороводы у каждого дома, а хозяева благодарят участников угощениями.
В 2019 году «Юраўскi карагод» в деревне Погост вошел в список нематериального культурного наследия. Видео праздничной церемонии можешь посмотреть здесь.
Как и «Калядныя цары», «Юраўскi карагод» имеет статус наследия, нуждающегося в охране. Даже согласованные усилия международного сообщества пока не помогают, констатируют в ЮНЕСКО. Сейчас обоим обрядам угрожает исчезновение.
Будславский фест
Это масштабный красочный праздник в честь Будславской иконы Божьей Матери. Святыня хранится в костеле Вознесения Пресвятой Девы Марии в агрогородке Будслав Мядельского района Минской области. Он известен как место, где верующим явилась Пресвятая Дева Мария. По легенде, это произошло 2 июля 1588 года.
Икона Матери Божьей неизвестного автора XVI века совершила долгий путь в Беларусь из Ватикана. Святыню из рук папы Климента VIII получил минский воевода Ян Пац, а перед смертью завещал ее своему священнику. В 1613 году тот оказался в Будславе и узнал от людей, что подобный образ уже являлся жителям этих мест. Тогда священник решил оставить икону здесь.
Изображение Матери Божьей с младенцем Иисусом инкрустировано драгоценными камнями. Обрамляют образ серебряный оклад и рама с орнаментом в стиле позднего ренессанса. После коронации иконы в 1998 году Будславский костел приобрел статус Национального санктуария, то есть хранилища святыни – покровительницы страны. В 2021 году в костеле случился пожар, но икона не пострадала, ее успели вынести.
Будславская икона славится многочисленными чудесами: кого-то исцелила от слепоты, кого-то от рака, кого-то от бездетности. Говорят, в костеле даже были книги, где фиксировали все чудеса, но при советской власти записи уничтожили.
С XVII века пилигримы приходили поклониться иконе Божьей Матери. Первое официальное массовое паломничество к святыне в современной Беларуси состоялось в 1992 году. Теперь в первую пятницу и субботу июля в Будслав приезжают и приходят тысячи верующих.
Паломники живут в лагерях, которые разбивают по ходу пути, а жители близлежащих деревень встречают их, предлагая ужин и ночлег. Уже в Будславе, когда до иконы остаются последние метры, люди становятся на колени и так преодолевают оставшееся расстояние. Стала популярной и «велопилигримка»: за несколько дней до праздника от минского Красного костела паломники отправляются в Будслав на велосипедах.
Программа духовного праздника включает встречу и приветствие паломников священниками, святые мессы, которые идут одна за другой, молодежное молитвенное бдение, поклонение Святым Дарам, часы молитвы Божьей Матери и другие действа. В главный день Будславского феста, 2 июля, празднуется торжество иконы Матери Божьей. Самые впечатляющие моменты праздника – это вечерняя служба и процессия в темноте. Тысячи верующих зажигают свечи и в крестном ходе движутся за иконой к центру Будслава.
В список нематериального культурного наследия человечества Будславский фест включили в 2018 году. Посмотреть видео с праздника можно по ссылке.
Лесное бортничество
На белорусском Полесье сохранилась редкая традиция – бортевое пчеловодство, или лесное бортничество. Здесь оно практически не прерывалось и передавалось из поколения в поколение больше тысячи лет.
Занимаясь лесным (древесным) бортничеством, люди практически не вмешиваются в жизнь пчел. Дословно «борть» – это дерево с дуплом, где водятся пчелы. Дупла могут быть естественными либо их выдалбливают на высоте от 4 до 15 м. Дупла делают и в колодах (их тоже называют борть), которые затем вешают на деревья. Люди, занимающиеся этим ремеслом, зовутся бортниками.
В колоде пчелы создают свой микрокосм, где регулируют температуру и содержание углекислого газа, таким образом уничтожая паразитов. В лесном бортничестве не используют промышленный парафин, сахар, лекарства для пчел и химикаты.
Без продуктов бортничества раньше не обходилось изготовление восковых свечей и медовых напитков. С ХVIII века традицию постепенно вытеснило колодное и рамочное пчеловодство. Сейчас бортничеством в Беларуси занимается чуть более 150 семей. Секреты древней традиции передаются только «по роду».
В 2020 году культура белорусского и польского лесного бортничества внесена в список нематериального культурного наследия. Познакомиться с самобытной традицией можно здесь.
Соломоплетение
Соломоплетение – исконный народный промысел белорусов. Как только наши предки получили первый сноп, кроме зерен, они стали разными способами использовать солому. Исследователи считают, что случилось это на рубеже II–I тысячелетий до н.э. Длинные гнущиеся стебли шли на изготовление детских игрушек, обрядовых масок, корзин, шкатулок, головных уборов. Плетение шляп даже выделено в самостоятельное ремесло. Некоторые изделия из соломки имеют сакральный смысл, например, «жатвенные венки», или «пауки», – это рождественские подвески из соломы.
На Полесье в церквях выплетали целые соломенные иконостасы. Использование соломы в подобных целях характерно только для белорусской культуры.
В XX веке соломоплетение в Беларуси процветало: изделия продавались на рынках, были популярны и у селян, и у горожан. В 1960-80-е годы народное занятие вышло на промышленный уровень: запустились фабрики художественных промыслов. Белорусская соломка получила международное признание и стала одним из самых узнаваемых национальных сувениров.
Сейчас соломоплетению можно выучиться на курсах или даже получить профессию в учебном заведении. В 2022 году крафтовое белорусское ремесло попало в список ЮНЕСКО.
Фото: Palasatka
Что дает статус культурного наследия
Напомним, что ЮНЕСКО (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) – это департамент ООН по вопросам образования, науки и культуры. Он ведет мировую перепись неповторимых природных объектов и артефактов. Особый раздел списка посвящен нематериальному культурному наследию человечества. Подробно о ЮНЕСКО и о том, как туда попадают культурные объекты, мы рассказывали здесь.
К уникальным культурным явлениям привлекают внимание на международном уровне: их изучают ученые, о них пишут медиа и узнают миллионы людей. Места, в которых проводят обряды и празднества, включают в планы туристических маршрутов. Все это помогает вплести национальные традиции в глобальный культурный контекст, повышает престиж страны.
Внесение в список нематериального культурного наследия позволяет рассчитывать на финансовую поддержку международного сообщества, особенно если объекты нуждаются в защите, как «Калядныя цары» и «Юраўскi карагод».
Помимо объектов нематериального наследия ЮНЕСКО, в Беларуси есть и четыре природных. Это национальный парк «Беловежская Пуща», замковый комплекс «Мир», архитектурно-культурный комплекс резиденции Радзивиллов в Несвиже и пункты геодезической Дуги Струве.