Самые известные народные верования о конопле возникли в прошлом, когда ее выращивали в каждом доме и когда использование веса было высоким. Уже между двумя мировыми рагами, наряду с изменениями, вызванными более быстрым промышленным развитием, производство конопли и зависимость от ее драгоценного волокна с каждым годом все быстрее сокращались, так что представления о ней также все быстрее подавлялись.
Согласно народным поверьям, редко бывает растение, столь подверженное влиянию злых демонов, а с другой стороны, редко бывает растение, столь полное особой силы, как конопля. Поэтому от посева до тех пор, пока он не был основан и изатка, были приняты профилактические меры и различные колдовства. Конопля очень распространена и табуирована.
Люди считали, что коноплю лучше всего сеять в День Святого Георгия или День Иеремии — день, когда в змеях воплощенные души перед солнцем изгнаны из дома. Они предпочитали сеять в понедельник или субботу, а не в среду, пятницу или Великую белую неделю. Тогда все другие работы вокруг конопли тоже не делались. В семенах конопли стояло пасхальное яйцо ("чтобы его не бил город"). Перед посевом в землю закапывали три яйца, или после посева делали это с одним яйцом. Когда конопля посеяна, вокруг поля, щурясь, кружатся три круга, "чтобы птицы ее не видели и не ели".
Конопля не должна была быть погружена в так называемый. молодые недели или в "расточительный" месяц. Когда она уже срублена и погружена в воду, О Святой Илии в воде нельзя держать, "чтобы она не сгнила". Не стоит превозносить ее с Сочельника до Святого Иоанна. Сновидения о Куделе не допускались от Святого Николая до Рождества и от Рождества до Святого Саввы.
Различные колдовства в пользу конопли проводились в основном в канун Рождества и на белые Масленицы. В канун Рождества конопля смешивается на пепле с канун Рождества и поднимается вверх, "чтобы так много конопли выросло". Кусок сочельника бросают на коноплю, "чтобы конопля лучше плодоносила". На масленицах пожилые люди играют "чтобы конопля выросла". В Белый четверг из-за конопли женщины не работают, и чтобы пряжа из конопляного волокна была хорошей, давайте сначала возьмем коноплю в церковь.
По словам Чайкановича, о демонической силе конопли свидетельствуют различные запреты, связанные с ней. Кто принесет рубашку из конопли, посеянной в Великую и белую неделю, тот заболеет "Великой болезнью" — тифом, а конопля, посеянная в те дни, и город будет биться. Не стоит сеять коноплю в том месте, где ранее была посеяна капуста, и наоборот. Весь очаг и огонь, на котором пропарена Куделя, опутаны. На них нельзя ни месить, ни готовить. Только если все это пространство и сосуды, в которых пропарена Куделя, "обгорели", или девять брызг или весь пепел были выброшены, по народным поверьям, возможность получить "лихорадку"устранена. Медь, в которой была пропарена пряжа, и сосуды, в которых была подана вода для работы, должны быть промыты в девяти водах. Дети не должны приближаться к отверстию, где пропаривается конопляная пряжа, "потому что она не будет расти".
Довольно распространенным было также убеждение, что в так называемом. мышь (т. е. в душную) субботу в связи с пртенином ничего делать не стоит, "потому что мышь будет грызть коноплю". Существуют также обратные верования, когда конопля из культа мертвеца исключается. Так, например, не разрешается делать плащаницу для мертвеца из конопляной ткани.
Народ Герцеговины считает, что в стране тайное закопанное сокровище найдет сирота, которая прядет черную коноплю. В районе Ниша, из уважения к конопле и ее важности для их повседневной жизни, поскольку в этом районе конопля также производилась для продажи, люди сеют коноплю обнаженными (все остальное под шляпой) с таким уважением, которое они проявляют ко всему, что для них священно и что они особенно уважают.
В ядре для защиты от птиц и других вредителей "в семена кладут немного земли, взятой из-под порога дома" (где обитают души предков). Женщина, сеющая коноплю, обязательно молчит, чтобы птица не рылась в засеянной земле. это знают прохожие, поэтому, кроме приветствия "помоги Богу", они больше ничего не спрашивают, что они обычно делают во всех других случаях. Чтобы конопля оставалась белой,"семена всегда кладут в белый мешок, а в семена кладут сбитое яйцо". По окончании посева женщина подбрасывает пустой мешок вверх, говоря:" да даст Бог, чтобы Куделя была такой высокой", и с этим желанием и верой опора позиционера поднимается на чердак дома, где живет семья на Рождество.
После посева, чтобы конопля хорошо росла, проводились разнообразные ритуальные игры. В Ярменовцах это было колесо "павлин", в которое женщины подпрыгивали, а девочки и дети раскачивались на лебедке и на максимальной высоте кричали: "любите коноплю!''. В таково и Великой Иванче (деревня в Шумадии) игра называется: конопляница. В таково (до Первой мировой войны везде, а потом местами) это была очень любимая игра, состоящая из ряда красивых сцен: земля вспахивалась и сеяла коноплю. Выросшую коноплю охраняла " конопляница "(мужчина, замаскированный под женщину), которая на квадратной палке (как на хвоще)" прядет " коноплю, разговаривает с умышленными путешественниками, занимается с ними любовью, беременеет и рожает. Поп крестит ребенка, определяется, на кого похож ребенок, и "отцу" выдается выдавливание на голову (все делается путем имитации определенных возможных ситуаций из обряда). В маленькой Иванче "конопляница" — это мужская игра, которая проводится, чтобы благоприятно повлиять на продвижение конопли.
В ядре был зафиксирован особый запрет на использование уемника (оставшаяся основа при сновидении) и резчика (оставшаяся основа после завершения ткачества), которые, по поверью, не должны использоваться для шитья или лоскутного шитья одежды мужчин, чтобы они не были избиты зерном на войне или чтобы на них не напали звери.
"Женщины гадают, что нельзя шить одежду и одежду", а для сыновей пела песня:
"Мать сына своего светила.
Чтобы сохранить и сохранить.
От уямко и от урезника.
Чтобы тонкая винтовка не убила его.''
Из одной народной песни, записанной в Каране, известно, что фея застрелила молодого человека:
"Кому мать не верила.
Ни уямка, ни урезника.''
Также считалось, что авария была вызвана использованием уджамака и вырезки не только из конопли, но и из льна. К Куделе в остальном привязаны те же убеждения, что и к Лану.
В основе Пема Радовича правовые обычаи, связанные с выращиванием и переработкой конопли, проистекают из того факта, что этим бизнесом в основном занимались женщины, особенно когда речь идет только о производстве и переработке для домашних нужд. При больших объемах производства для продажи, промышленной переработки и светящегося ремесла в Сербии этой работой занимались как женщины, так и мужчины.
Кроме того, женщины никогда не были светлячками, а прядением и ткачеством занималось небольшое количество мужчин. Сидеть за ткацким станком (тара, кросна, сатива, приткач) для большинства мужчин было недостойным поступком.
В Сербии уже давно существуют крупные семейные кооперативы. Это были семьи с большим количеством членов. Не каждое поколение, которое становилось старше, выходило из дома. Вместе жили, работали, создавали. Работы по выращиванию и переработке конопли изначально, как и все остальные, выполнялись совместно. У каждой супружеской пары в таком союзе-кооперативе часто было много детей, поэтому со временем совместная работа переориентировалась на обязанности домохозяйки-матери. Каждая женщина в таком сообществе получала для своего ближайшего мужа и своих детей участок земли, на котором она производила коноплю или лен, и делала из них одежду и другие предметы домашнего обихода. Домохозяйки помогали друг другу.
Были организованы прела-мобе или тлейке (как называется этот обычай в тимокском крае), и вместе конопля терлась, расчесывалась, гребалась, прела, мечтала, ткала, в результате чего часто пели известные народные песни, так называемые. выкидыш:
Выкидыш, Госпожа наша,
Побакти Де по авану,
По авану, по чердаку,
Так санеси сырное блюдо,
И решетка чернослива,
Орехи и фундук.
Чтобы не было на тебя крика.
Конопля и лен также широко использовались в народной медицине.
Из этих и многих других народных обычаев и верований о магической защите, народной медицине, правовых обычаях и многом другом однозначно вытекает многовековая роль и важность конопли для жизни людей в нашем регионе, особенно населения наших деревень.