В воскресенье, заканчивающееся Троицкой неделей (в Полесье еще именуемой Русальной неделей), по древним верованиям русалки возвращаются к озерам и рекам. До этого Водолей выпускал души утопленников, прежде всего девушек и детей, которые умерли, не зная на земле любви, семьи и материнства.
Их души покидали воду, чтобы разгуливать по деревням, качаться на березах, омрачать юношей своей небесной красотой и завораживающим взглядом. Потом, когда те поддались их колдовству, фигуры русалок превращались в старух с мертвыми глазами, а мужчины просто умирали от ужаса. Подобным образом русалка могла смертельно напугать или развлечь и маленького ребенка.
Чтобы заказать дождь и иметь урожай, в селе Вялики Бор русалку вели на ржаное поле. На роль русалки выбирали молодую красивую девушку или, наоборот, старую деву.
Русалку украшали листьями папоротника, липы или березы или цветами. Девушки и женщины делали венки для себя, русалки, а также один большой венок для всех жителей деревни.
Традиционно русалки охраняли два юноши с охапками крапивы в руках. Вместе с ними шли женщины с венками, пели специальные” русальные " песни.
Возле ржаного поля зажигается большой костер, вокруг которого сначала проходят танцы и пение. Затем женщины несут над ним большой венок, очищая его над огнем. Затем начинается деление венка-каждый спешит сорвать как можно больше листьев с венка, потому что эти листья, расположенные в саду, обеспечивают хозяев урожаем.
Вслед за венком рвется и наряд Русалки, которая в это время пытается убежать во ржи от мужчин и мальчиков. Ее охрана, “вооруженная” крапивой, старается изо всех сил защищать русалку.
В настоящее время в Вяликом Боре обряд заканчивается, когда с Русалки сорваны все листья. Все желающие еще могут очиститься от зла, прыгнув через костер.
С одной стороны, люди боялись русалок, а с другой-уважали их, потому что верили, что это души умерших в чистоте. Считалось, что русалки могут принести дождь во время засухи и вообще помочь плодородию, женскому плодородию.
Обряд "вести русалку" в Вяликом Боре уже получил статус памятника духовной культуры, и его хранители: Галина Харошка, Ханна Сачанка, Жанна Харошка и Эмма Кузьменка рассчитывают, что жители деревни будут продолжать вести русалку каждый год. Потому что в большом Бору летом всегда не хватает дождя, надежда на помощь русалки никогда не угаснет.