Славяне измеряли время весьма необычно. День начался с заката, первой звезды, отголоски которой мы видим и сегодня, например, в начале щедрого ужина. Может быть, это в память о первом начале, мифической ковке солнца и звезд, а может быть, по другим причинам? Какова бы ни была причина, многие важные ритуалы начинались в сумерках. Дорогой читатель, со свадьбой дело обстояло точно так же.

Конечно, с раннего утра было движение и суета, особенно в доме Млодучной. Соседи приносили еду для свадебного ужина, пили с матерью невесты. Друзья жениха и платные музыканты собрались в доме жениха и незадолго до наступления сумерек направились к дому невесты. Однако весь спектакль, связанный со свадьбой, начался ближе к вечеру, как это обычно бывает сегодня. +

Свадьба — это как вишенка на свадебном торте

Правда, иногда случалось, что религиозные обряды, связанные с венчанием, происходили в другое время суток (редко даже в другой день, чем само венчание, если священник только выезжал в деревню, а церковь находилась далеко) Однако сама свадьба и все ее обряды начались в сумерках. Что важно и стоит подчеркнуть, так это то, что если религиозная свадьба состоялась за некоторое время (например, за несколько дней) до свадьбы, община все равно считала молодоженов только помолвленными. Только свадьба заставила их считаться в общественном сознании супругами.

Налейте водки и мэру, и священнику, если его вообще попросят

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что для совершения социального и священного акта бракосочетания не было необходимости в священнике. Правда, за правильностью обряда следил свадебный староста, но это не обязательно должен был быть священнослужитель.

Старшего набирали из уважаемых членов села или из молодой семьи. Он должен был быть просвещенным человеком, широко уважаемым и гладким в речи. В этом кабинете можно увидеть черты священника до христианизации, но это только предположение.

В своих синодальных статутах от 1320 года епископ Нанкерский осуждал празднование венчаний на постоялых дворах и перед старостой без участия священнослужителя. Церковное представление о бракосочетании также сильно отличалось от народного. Случалось, что священник даже боролся с проявлениями традиционной свадьбы , а музыкантам, столь важным для правильности обряда, приходилось поджидать жениха и невесту на расстоянии, на дороге, потому что церковь хотела, чтобы скромную церемонию и считал инсценированную свадьбу признаком греха.

Несмотря на это, люди все равно праздновали свадьбы по-своему. Отсюда можно сделать вывод, что правильность обряда была основным требованием, кардинальным условием существования брака даже под страхом неодобрения церковных властей. Присутствие священника было второстепенным .

Я хотел бы еще раз напомнить вам , что в народном понимании свэмба – это процесс, который нужно пройти, а не таинство, которое нужно совершить.

Дьявольская скрипка свадебных музыкантов

Вы, дорогой читатель, возможно, заметили упомянутый выше факт, что музыкантам платили деньги. В контексте предыдущей части серии статей об общинном характере свадеб вы, вероятно, задаетесь вопросом, не является ли это ошибкой. Ну нет. Музыкантов, особенно скрипачей, считали «пришельцами» и часто относились к ним на равных со странствующим народом . Их часто вербовали из числа цыган. Им приписывали магические способности и даже считалось, что лучшие из них могли обладать «дьявольской скрипкой», т. е. заключенным с Потусторонним миром договором, наделяющим музыканта сверхъестественными способностями. Более того, народные предания рассказывают нам о случаях, когда музыкант, разгневанный уменьшением оговоренной суммы, угрожал включить на свадьбе музыку, из-за которой люди не смогут перестать танцевать. Перепуганные родители молодых людей тут же выплатили запрошенную сумму. Поэтому музыканты, как чужие, опасные и соприкасающиеся с загробной жизнью, не рассматривались как часть общества.

Вам приходилось рассчитываться с ними деньгами, чтобы не иметь никакого долга , который вам пришлось бы отдавать в будущем – может быть, даже своей душой или душой своих потомков.

Встреча жениха и свадебная вечеринка

Молодой человек намеревался отвезти будущую жену к себе домой вместе со свидетелями и музыкой. Однако то, что староста заранее купила свадебный жезл, не означало, что невеста отправилась к своему избраннику сразу после приезда гостей. Постоялый двор — так называлась эта часть свадебной церемонии, она начиналась с того, что подружки невесты пели вместе с шаферами :

Открой, открой эту нарисованную дверь,

Не откроешь, снесем стену

~ Прибывшая мужская команда могла бы спеть

Зачем вы послали кавалеров? Такая комната не по душе ~ Подружки невесты пели.

Пение продолжалось довольно долго. В это время мужская команда едва не штурмовала дом невесты, а команда невесты защищала крепость. Если бы в команде Янг были еще и мужчины — особенно ее братья, между ними и лучшими людьми жениха могла бы даже возникнуть драка .

После таких драк невесту наконец представляли жениху. Но не она была той, чьей руки он просил! В зависимости от региона его обслуживали либо одна из подружек невесты, либо старушка, одетая в нарядное одеяние, либо даже переодетый мужчина, исполнявший роль невесты.

Иногда из избы торчала рука, подол юбки или туфелька, и юноше приходилось угадывать невесту. Как минимум дважды ему пришлось раскрыть обман, чтобы третья стала его будущей женой. Более того, народная магия, заколдованная цифрой три, во время свадьбы будет проявляться неоднократно, но об этом позже.

А пока, дорогой читатель, вспомни свое детство, сказку о Шевчике, которому предстоит найти принцессу в башне злой ведьмы... Ему дарят лжедевиц (уродцев) и только благодаря его хитрости и помощи из должников, таких как пчелы и муравьи, ему удается найти подходящую девушку. Вы видите аналогию? Более того, эта, казалось бы, детская сказка отсылает к древнему славянскому мифу, в котором весенний бог выводит свою возлюбленную из загробного мира и приводит ее на землю, чтобы жениться на ней. Раньше в боях и играх он завоевывает атрибуты, которые помогают ему получить жену — кольцо, венок и иногда чашу, а иногда и пучок павлиньих перьев.

Поэтому может возникнуть искушение предположить, что свадьба по своей сути есть воссоздание мифа, повторение времени начала. Молодые люди берут на себя роль идеальной божественной пары, а вся община помогает им воссоздать божественную драму. А что, если не это должно принести им счастье и процветание?

Благословение молодых
Сразу после выведения невесты из избы важным элементом является благословение. Это правда, что невеста уже попрощалась с членами семьи и извинилась, чтобы пережить свадебную церемонию без чьего-либо вреда или гнева, а ее родители, братья и сестры благословили ее; однако теперь акт благословения повторяется. В этот момент родители обеих сторон благословляют пару, публично демонстрируя свое одобрение детского брака. Если кто-то из молодых людей, особенно девушка, был сиротой, то так называемая сиротское благословение .

Молодожены держали руки на хлебе, покрытом ритуальным полотенцем, и каждый из гостей свадьбы подходил и благословлял их. На такой свадьбе часто пели:

Знаешь, ты сирота, отца твоей матери нигде не видно

Подчеркивая тяжелое семейное положение одного из молодых людей и оказывая ему социальную поддержку, чтобы он мог правильно вступить в брак.

Место проведения свадьбы

В зависимости от ситуации, после благословения жених и невеста отправлялись либо на религиозную церемонию, либо сразу к месту, где должно было состояться бракосочетание. Там их ждали родители и… дверь была закрыта . Молодым людям пришлось постучать в дверь, и изнутри родители спросили, кто идет . Подружки невесты дважды отвечали невесте, называя ее фамилию, и дважды дверь закрывалась, а изнутри родители кричали в ответ, что они ее не знают. Только когда невесту представили по имени мужа, родители решили, что узнали пришедшего, и открыли дверь.

Это очень простой и в то же время необыкновенный поступок , в котором семья прямо говорит, что девушки среди них больше нет , что они никого такого не знают. В простом сообщении перед ней закрывается дверь семейного дома, и она снова навещает своих близких, но не как член семьи, а как друг, сосед.

Молодых людей традиционно встречали хлебом-солью . Они никогда ни в чем не испытывали недостатка, считались символом процветания, а соль – магическим очищением от всего зла, чтобы они могли начать новую жизнь с чистого листа.

Свадебное топание славян

На свадьбе была необходима музыка. Застолье начиналось с ходонеза — более простого и старинного варианта полонеза, где первой парой были не всегда молодые, но часто староста и старший. Сегодня отпечатком этого танца является первый танец молодежи , открывающий церемонию. Алкоголь также был важным элементом. Ни при каких обстоятельствах он не мог отсутствовать на свадьбе. На тот день он также стал специальной валютой, на которую обменивались деньги во время игры. Например, водку, выпитую из ботинка, использовали для выкупа похищенной невесты из рук ее «похитителей».

Каравай – волшебный торт

Еще одним непременным элементом свадьбы был, конечно, каравай или даже коровайе. Торта должно было хватить всем гостям свадьбы , а также прибывшим гостям свадьбы и откормляющим. Этот торт был настолько важен, что его делить пришлось самому свадебному старосте. Со временем обычный круглый хлеб был заменен сладким дрожжевым тестом, а затем марципаном и в окончательном виде превратился в свадебный торт.

Было важно, что каравая можно было съесть только один раз в жизни. Поэтому, если женщина овдовела или брак распался каким-либо иным образом и она вышла замуж во второй раз, каравай ей уже не пекли.

Здесь, дорогой читатель, я сделаю небольшое отступление, чтобы объяснить вам, кто такие опаси . Это была группа преимущественно молодых, незамужних девушек и юношей, которых не приглашали на свадьбу, но которые приходили к окнам свадебного дома, чтобы послушать музыку, потанцевать и выучить свадебные песни и песнопения. Пока откормщиков к столу не приглашали, для них должна была быть и водка, и коровой пирог, чтобы никто не проклинал молодоженов в этот особенный день.

Следует помнить, дорогой читатель, что свадьба не представляла собой, как сегодня, многочасовое застолье со множеством блюд. Чаще всего подавали один роскошный обед, а в более богатых домах устраивали сладкий ужин с пирожными и караваем или марципановым пирогом. Важнейшим элементом свадебного застолья были танцы и ритуалы, которые проходили жених и невеста. Традиционная свадьба могла длиться до недели , когда гуляки после первого вечера веселья в доме невесты проводили время в других дворянских домах, отправляясь с караваем и всей свадьбой, например, ко двору или на приходской священник. Там они делились с хозяином тортом и танцевали, пользуясь его добротой.

Тихая невеста

Здесь хотелось бы подчеркнуть, что жених и невеста, особенно невеста, в тот день говорили мало. Им было полезно оставаться серьезными и молчаливыми , как будто они просто наблюдали за происходящим весельем. Случилось так, что молодая женщина в знак своего состояния держала во рту цветок , не только не говоря, но даже не ест и не пила, что еще больше подчеркивало ее потустороннюю натуру. Однако если молодые уже поели, они получали одну тарелку, которую делили во время застолья. Это должно было в дальнейшем подчеркнуть их единство и дополнительно указать на международный статус невесты .

Свадебный жезл и счастье жениха и невесты

Перед женихом и невестой на почетном месте стоял свадебный жезл. Во время застолья прикасаться к нему имели право только староста и молодая пара. Того, кто случайно схватил такой стержень или хотя бы прикоснулся к нему, можно было обвинить в желании лишить новую семью счастья. Причем, чтобы этого избежать при укупорке, стержень разбирали и рвали.

Многие свадебные игры были направлены на вручение подарков невесте, поэтому с ней танцевали, бросали монеты под тарелку, собирали их для чепчика и для колыбели . В старину подружки невесты объявляли всем, кто объявил, какой подарок жениху и невесте, и в таких объявлениях важно было занять высокое место.

Более того, многие игры были призваны показать, насколько ценна невеста. Поэтому гостей на свадьбе переодевали евреями или цыганами, которые торговались за невесту, но в конечном итоге проигрывали. Девушку похитили и спасли или спрятали в камерах, требуя плату за ее освобождение.

Важным элементом свадьбы были так называемые Дзяды — группа переодетых людей, входящих на свадьбу и устраивающих хаос, в конечном итоге желающих молодоженам всего наилучшего. Свадебных пирующих следует видеть точно так же, как и в колядниках, — неведомых, потусторонних фигур, приносящих хаос и добрые предзнаменования . Само название «Дзяды Велне» указывает на потусторонний характер посетителей.

Очепины

Изюминкой свадьбы стала свадебная церемония. Сегодня это легкомысленные попойки, которые происходят около полуночи и особенно любимы дядьями, которые не чураются употребления алкоголя. Раньше это был самый важный момент свадьбы , закреплявший переход невесты из незамужней в замужнюю целым рядом ритуалов, магических и гадательных процедур.

Цикл свадебной церемонии начался с семейного танца . В самой примитивной форме невеста сначала танцевала со своим отцом, братьями, дядями и даже с самыми дальними членами семьи. Самый дальний родственник передал его самому дальнему родственнику жениха , и танец снова продолжился через дальних родственников, дядей, братьев к отцу жениха и, наконец, к нему самому. Эта форма танца представляет собой почти театральное представление пути, который прошла девушка, покинув семью и войдя в семью мужа. Конечно, со временем родовой характер танца деградировал и, в зависимости от региона, невеста танцевала сначала с девушками, а затем с холостяками и самим женихом или сначала с подружками невесты, а затем с лучшими мужчинами. Иногда после танца с девами его давали замужним женщинам, но смысл оставался прежним — смена социального статуса и семьи . Заканчивался такой танец тем, что невеста садилась на стул или чашу, на которой проходила свадьба.

Возможно, я вас удивлю, дорогой читатель, но смысл шапки заключался в том , чтобы снять с невесты венок и надеть чепчик – символ супружеского состояния. В подавляющем большинстве случаев до конца 1940-х годов замужняя женщина не появлялась на публике без чепчика или платка.

Не было большего оскорбления для женщины, чем публично сбросить с нее платок. Свадьба была последним разом, когда волосы невесты были видны публике. Кроме того, длинные волосы были уделом девичества. Замужние женщины, как правило, носили короткие прически. Впервые им подстригли волосы во время парикмахерской церемонии. Обычай стричь волосы невесты и бросать их в воду сохранился в фольклоре, но из синодальных трактатов епископа Нанкера мы знаем , что волосы и жениху, и невесте изначально стригли, поскольку он осуждал стрижку волос во время свадьбы, заплетение косичек. его и отдать демонам.

К сожалению, он не написал, как выглядело это «поклонение демонам», а это очень жаль, ведь мы располагали бы описанием ритуального свадебного жертвоприношения начала XIV века.

Магическое значение волос

Почему волосы были так важны? Что ж, мы снова имеем дело с обращением к мифологической сфере. По древним поверьям, когда-то у людей была другая кожа, доставшаяся от Богов, что гарантировало им здоровье и бессмертие. Со временем они утратили этот драгоценный дар, но остались его остатки – волосы и ногти. Вот почему все славянские ритуалы инициации вращались вокруг волос. Поэтому на их отрезание существовало табу. Их пришлось сжечь или унести, чтобы их не искали после смерти.

Вера в то, что волосы и ногти растут после смерти, остается сильной и по сей день, что указывает на то, насколько глубоко укоренилась в нас вера в их божественную, бессмертную природу. Поэтому трудно представить себе больший дар Богам и большую жертву, чем волосы молодых людей, которые, по мнению Нанкера, «отдаются демонам».

После того как девушке были подстрижены волосы, под песни начиналось надевание чепчика. По традиции девица должна трижды сбросить его, демонстрируя, что она не смирилась со своей судьбой. Бывали случаи, когда она даже убегала, прячась по углам и камерам, откуда ее извлекали и сажали обратно на корыто, предпринимая дальнейшие попытки надеть колпак. Лишь последняя, ​​третья попытка должна была оказаться успешной и окончательно поместила женщину в число замужних женщин.

Здесь, дорогой читатель, скажу несколько слов о замесе, на котором ставила молодая женщина. Это был обычный бытовой сосуд для замешивания хлеба. Однако на свадьбе это сыграло волшебную роль. Растущая в чане закваска должна была наполнить невесту плодородием, чтобы она быстрее родила здоровых детей. Вся чаша доказывала верность невесты, поэтому если сосуд разбился во время свадьбы, это было крайне плохой приметой.

Колоды

Достаточно хорошо документирован, хотя с точки зрения народной культуры и старых верований оставляющий много вопросов, был ритуал «окзепины» , который всегда проводился после обряда окзепины. Известно, что молодых людей препроводили в камеру, откуда им пришлось выйти, предъявив доказательство своего брака. Тогда в знак свадьбы завязывали красные ленты и говорили, что состоялась «красивая свадьба». Если жених и невеста не предоставили таких доказательств, говорили, что это некрасивая свадьба, часто обидная и даже оскорбительная. избиение жениха и невесты как виновных в измене и отсутствии целомудрия.

Однако этот ритуал оставляет много вопросов. Во-первых, это уже может быть христианское влияние, так как в нем сложно найти какие-либо магические, гадательные символы или символы плодородия. В нем нет мифологических отсылок, но ими насыщены все остальные элементы свадьбы. Фартуки были призваны продемонстрировать заключение брака и, возможно, указать на добрачную чистоту молодой пары. Однако из источников мы знаем, что дохристианские славяне не придавали большого значения подобным вещам и даже считали полное половое воздержание пороком.

Еще один аспект, свидетельствующий против дохристианского происхождения Оклазного, — это «доказательства», которые должны были предоставить молодые люди. Физиогномика женщин здесь не оставляет сомнений – лишь около 15% девушек истекают кровью при первом половом акте. Поэтому трудно ожидать, что каждая пара предоставит веские доказательства, которых вы так ждали. Поэтому следует предположить, что если не пара вместе, то, по крайней мере, девушка знала, что в нужный момент ей придется порезаться, чтобы дать свадебному торжеству то, что она хотела. Лишь в редких случаях «доказательств» не было.

Поэтому предположим, что ауфы были христианским продолжением древнего свадебного обряда , далеким от него по мировоззрению и культуре. Возможно также, что христианский обычай столкнулся с более ранним славянским жертвоприношением крови молодых людей, создав странную культурную конструкцию. Узнать, что же это такое на самом деле, сегодня невозможно.

Движущийся

Когда музыка смолкла и все ритуалы были завершены, девушку ждал последний обряд – перенесение . Ее сундуки и сундуки были уложены в телегу, собрано все, что было в приданом, и все перевезено в дом мужа. С этого момента она целиком и полностью принадлежала к его родословной.

Читаешь обо всем этом, дорогой читатель, и задаешься вопросом, возможно ли вообще перенести древние ритуалы в сегодняшний мир? Разрешите пригласить вас на еще одну, последнюю статью из цикла о свадьбах, в которой я поделюсь с вами тем, как организовать такую ​​свадьбу уже сегодня.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие