Праздники и обряды Череповецкого района в записях 1999 года: Календарные праздники и обряды. Похоронно-поминальные обряды / Сост. А. В. Кулев, С. Р. Балакшина; расш. и нотация С. Р. Балакшиной. Вологда, 2000.
Похоронно-поминальные обряды
Погребальные обряды и представления
Фонд Кадуйского центра народной традиционной культуры
Смерть. Обряды до обмывания
Предвещание смерти
Перед смертью матери было предвещание о том, что она умрет — скрипнул стол. Глинское, 066:50
Услышали, что кто-то затопал по лестнице — решили, что умер брат. Он на самом деле умер. Глинское, 066:50
Смерть. Обряды до обмывания
Прощание с умирающим и проводы души
В голове у умирающего ставили стакан с водой, чтобы душа вымылась и пошла. Глинское, 066:46; Пленишник, 072:14
Раньше родственники приходили прощаться сразу, как человек умрет, или еще к умирающему. Пленишник, 072:14
Сразу, как человек умрёт, открывают двери, все выходят на крылечко провожать душу — покойник лежит в доме, а душа уходит, на улице ее провожают. Когда душу провожают, старшая в доме женщина причитает (“воет голосом”). Причитать начинали еще до обмывания. Пленишник, 072:14, 18.
Причитали сразу, как человек умрёт, еще до того как вымоют — выходили на улицу, вставали лицом в ту сторону, куда повезут хоронить, и причитали: “Прощай-ко, ступай с Богом”. Ягница, 074:12.
Обряжение умершего
Обмывание
Покойника моют и кладут сразу после того, как проводят душу. Родственники не моют, зовут соседей. Моют на полу. Моют только женщины; им после сорока дней за это отдают одежду умершего. Сразу ничего не дают, иначе покойник на том свете будет ходить нагишом. Пленишник, 065:10; 072:18.
Покойника моют через час после смерти. Раньше мыли родственники, теперь моют соседи. Плосково, 074:07.
Покойников мыла вдова — по деревне ко всем ходила. Ей за это после сорокового дня давали что-нибудь хорошее. Ягница, 074:12.
Обряжение умершего
Уничтожение одежды покойника и воды, которой его обмывали
Одежду покойника сжигают на речке. Раньше не сжигали — стирали. Таз после мытья покойника выкидывают на помойку. Глинское, 066:46, 67.
Одежду покойника сразу же жгут в “березине”*. Воду после обмывания выливают к любому углу — туда, где никто не ходит (у бани). Пленишник, 072:18
Воду выливают на улицу, куда выливают помои. Плосково, 074:07.
Воду выливали на посвятой* угол. Ягница, 074:12.
Обряжение умершего
“Смертная” одежда
Раньше покойника одевали в саван. Одежду для покойника шили без намётки. Глинское, 066:48.
Покойника одевали во всё белое. Одежду для смерти готовили заранее: шили все на руках вперед иголкой; узелки не делали — нельзя покойника завязывать. Покойнику одевали сшитый из белого коленкора пояс или хоронили без поясов. Мужчине на голову одевали саван (верх острый, сзади на спину опускается полотнище), женщине одевали платок. Пленишник, 072:18
Покойнику одевают всё новое: рубашку, платье, тапки, чулки, платок. Раньше шили из коленкора саваны (ткань, шириной с полотенце, зашитая с одной стороны) и одевали на голову. Ягница, 074:12.
Обряжение умершего
Подготовка гроба
Гроб делают родственники. Один старик сделал гробы себе и жене заранее — стояли на чердаке. Пленишник, 072:18
Один старик сделал себе гроб заранее; его старуха пришла и заголосила над пустым гробом. Когда умер сын, в этом гробу похоронили его. Ягница, 074:16.
В гроб кладут стружки и веники, сверху застилают холщовым полотном. Шьют белую коленкоровую подушечку; на неё нашивают три чёрных крестика — в двух верхних углах и между ними, над головой. Подушку набивают стружками и листьями от березового веника. Красное ничего в гроб не клали.
Глинское, 066:48; Ягница, 074:12; Пленишник, 072:18
Примета: если гроб больше, чем умерший (в гробу в ногах осталось свободное место), второй покойник будет. Ягница, 074:16; Пленишник, 072:18
Обряжение умершего
Положение умершего
Покойника кладут головой в святой угол. Мужчину кладут на стол, а женщину — на лавку; мужчина — “сеятель”, женщина — “земля”, поэтому умершего мужчину можно класть на стол. З.Чуди, 070:26, 27.
Покойника клали наискосок избы на “тесиночки”* на табуретках. Глинское, 066:46.
Покойника раньше после обмывания клали на стол, теперь кладут на лавки; кладут ногами к дверям, головой — к святому углу. Потом его перекладывают в гроб. Пленишник, 065:10, 14; 072:18.
Обряды в доме до похорон
Охранительные действия и запреты
Чтобы не бояться покойника, приговаривали: “Зааминь, Господи, окна и двери и плотные щели”. Глинское, 066:52.
Чтобы не бояться покойника, надо потрогать его ноги. Глинское, 066:65.
При покойнике закрывают зеркала, чтобы он никого “не выглядел” — не забрал. Глинское, 066:67; Ягница, 064:03.
В избе при покойнике нельзя подметать, держать расстеленными половики, иначе “разоришь” всю семью. Половики надо вытаскивать из избы до обмывания покойника, чтобы “за собой не вел других”. Пленишник, 072:18
Обряды в доме до похорон
Обряды в доме при покойнике
Общие сведения
Покойник лежит в доме 2-3 ночи. Глинское, 066:46; Пленишник, 065:10
К покойнику приходит вся деревня. Плосково, 074:07.
Стол при покойнике должен стоять посредине комнаты вдоль половиц. Пленишник, 075:20
Покойнику в ноги ставили блюдечко, в него клали деньги; потом эти деньги отдавали в церковь на поминание. Пленишник, 075:13; Ягница, 074:12.
Молебен и пение стихов
Когда приходят сидеть к покойнику, сначала встают на молитву — поют молитвы (читают канун); после молитв садятся кругом покойника за стол и поют стихи. Первый стих у покойника — “Когда-то настанет мой праздник”. Когда поют стихи, везде сидят — полная изба народа. Бор, 064:18; З.Чуди, 070:12, 26; Ср.Чуди, 064:43; Пленишник, 075:06; Ягница, 067:32; 069:24 .
Сразу, как заходят к покойнику, поют стих “Радостно, радостно шествуя в путь”. Пленишник, 075:08
Когда покойник лежит в доме, обязательно поют стихи про смерть. Н-Раменье, 071:33; Пленишник, 072:14; Ягница, 069:11; 070:10.
Причитания и наказы
Раньше при покойнике причитали — “голосом плакали”. Плосково, 074:07; Ягница, 069:11.
Если у покойника поют стихи, а в это время придут причитать, то петь перестают — дают попричитать. Можно одновременно причитать и петь стихи. Пленишник, 072:14
Покойнику “наказывают” (дают наказы) — словами передают с ним поклоны и приветы умершим родственникам, плачут, говорят, что на том свете с ними увидятся. Раньше наказы передавали причетами. Могли с покойником передавать умершему ранее необходимые ему вещи (см.: Общие и дополнительные сведения: Передача ... вещей — с.69). З.Чуди, 071:12; Пленишник, 072:14
У кого недавно кто-нибудь умер, те передают через покойника поклоны — крестятся и говорят: “Передавай поклон-от моему-ту мужу...”. С мертвым надо разговаривать, наказывать, передавать умершим родственникам поклоны. Наказывали и свои родные, и чужие (соседи). Плосково, 074:07; Ягница, 074:12.
Вынос гроба и прощание с умершим
Вынос и прощание с умершим родственников
Перед выносом у гроба зажигают свечи и поют молитвы. Когда выносят, свечи гасят и кладут в гроб. Выносят сначала крышку, а за ней гроб. Родственники становятся вслед гроба (“за голову покойника”) на колени, кланяются, ревут, просят прощения; их подымают. Бор, 064:19; З. Чуди, 070:23, 24; Плосково, 076:44; Ягница, 074:14; 077:31.
Покойника выносят вперед ногами. Пленишник, 072:18
Выносят в 2 часа дня, чтобы успеть до захода солнца похоронить, помянуть и снести на могилку крошки, оставшиеся от поминанья. Пленишник, 073:01
Раньше, когда покойника выносили из дома, причитали. Н-Раменье, 072:02; Ягница, 077:31.
Когда покойника выносят из избы, поют “Со святыми упокой”. Пленишник, 075:11; Ср.Чуди, 064:43; Ягница, 070:09.
Когда выносят гроб, “кубыряют”* скамейки, стулья, табуретки, стол. З.Чуди, 070:23; Плосково, 076:44; Ягница, 064:53.
Вынос гроба и прощание с умершим
Прощание с умершим односельчан
Умершего провожали до “отвёртки” (росстани), где была роща, и там прощались. Пленишник, 072:18
Кто не идет на кладбище, прощались с умершим у дома. З.Чуди, 071:11; Ягница, 074:14.
Покойника, как и рекрута, провожали за посёлок. Ягница, 077:31.
Вынос гроба и прощание с умершим
Действия в доме после выноса
Сразу после выноса покойника в доме и в сенях все мыли — “это вымываешь” покойника; пол мыли к дверям. Пленишник, 073:01
Когда родные уходят на кладбище, в доме остаются соседи — готовят всё к поминкам. Плосково, 076:44.
Похоронная процессия и погребение
Похоронная процессия
Когда покойника везут на кладбище, по дороге от дома до могилы впереди гроба кидают зёрнышки, сзади кидают еловые “лапки” (веточки) — указывают покойнику дорогу, чтобы ходил домой. Бор, 064:19; Плосково, 074:09; Ягница, 074:21.
Раньше гроб до кладбища несли на полотенцах, на холстах или везли на лошади. Впереди гроба несли веночки, крышку, сзади шли родственники. По дороге от дома до кладбища пели “Святый Боже”. Если попадешь навстречу похоронной процессии, дальше нельзя идти, нужно обождать, пока она не пройдет. З.Чуди, 070:24; 071:11.
Если человека убьют, лошадь легко покойника везет, “как на воздухе летит”; если тяжело лошадь идет — черти сидят, потому что у человека много грехов. Пленишник, 072:18; 073:01.
На кладбище покойника раньше везли на лошади, теперь возят на машине. Ягница, 074:14.
Похоронная процессия и погребение
Погребение
Могилу копали свои родные — сыновья. Пленишник, 072:18
Гроб опускали в могилу на веревке; могли опускать на холсте, на полотне. Когда гроб опускали, пели “Со святыми упокой”. В могилу на гроб кидали песочек, оплаканные платки — чтобы “не скучать”. З.Чуди, 071:11; 070:24.
Когда опускали гроб в могилу, причитали: “Лесом-те заросла дорожка, и путинки-то на белом свете нет...”. Когда гроб опустят, родные тоже причитали. Пленишник, 072:13, 14.
Когда опускают в могилу гроб, поют стих “Радостно, радостно шествуя в путь”. Раменье, 067:22.
Перед опусканием гроба в могилу с умершим прощались. В могилу на крышку гроба кидали медные деньги. Кто не шел на кладбище, передавали деньги, чтобы бросили в могилу. Ягница, 074:14.
Похоронная процессия и погребение
Перепрягание лошади после покойника
Когда гроб возили на конях, после покойника у кладбища лошадь перепрягали. Телегу (зимой — сани) “перекубыривали”*, и сметали с нее. Если не перепряжешь лошадь и не сметешь с телеги, лошадь не пойдет — тяжело. З.Чуди, 071:11; Пленишник, 072:18; Ягница, 074:14.
Обряды после погребения
Приход с кладбища после погребения
После похорон всем обязательно надо идти в тот дом, откуда покойник — если отвернешь к себе, уведёшь покойника с собой. Ягница, 074:21.
Когда приходили с кладбища после похорон, мыли руки. Пришедших встречали — из дома выходили с пряжеником приглашали в дом всех, кто был на кладбище — и людей, и умершего с товарищами — причитали: “Заходите, дорогие гости”. З.Чуди, 071:11; Плосково, 074:07.
Обряды после погребения
Поминки
После похорон поминали дома. Все крошки, оставшиеся от поминок, собирали и в тот же вечер до захода солнца несли на кладбище; там их крошили. Бор, 064:19; Глинское, 066:67.
После кладбища собирают стол, поминают. Поминание начинается с молитвы. На поминках поют те же молитвы и стихи, которые пели и при покойнике (кроме стиха “Здесь духовная беседа”, который поют на сороковой день). З.Чуди, 071:11; 070:19, 21; Плосково, 076:06; Н-Раменье, 071:35; Ягница, 074:21.
Раньше после кладбища собирались только родственники умершего. Пленишник, 073:01
Поминальные обряды
Фонд Кадуйского центра народной традиционной культуры
Обряды в период до сорокового дня
Обряды в период до сорокового дня
Представления о хождении души до сорокового дня
Маленькие дети видят покойников: ребенок видел, что умершая мама прошла. Глинское, 066:47.
Отец перед смертью болел, от него плохо пахло. После его смерти, как только начинали на поминках петь стихи, проносился этот запах (“опахнёт”) — умерший отец приходил. Когда последний стих споют, на молитву встанут, опять опахнёт — отец уходил. Дочь чувствовала запах и сообщала матери, когда отец пришел или ушел. Когда отец уходил, мать выходила за ним на улицу. Пленишник, 072:15
Когда умерла мать, в святом углу поставили цветок. Ночью цветок сам “заходил” (зашевелился) — мать ходила. Мертвых видеть нельзя — испугаешься. Пленишник, 072:15
Ночью что-то стало стукать. Маленький мальчик сказал, что видел, как умерший отец лезет через окно в избу. Женщина, которая была с ним, обошла избу — никого не нашла, зашла в пустующую зимнюю избу и увидела, что умерший молится перед иконами. Она потихоньку ушла, помолилась, помянула, перекрестила окна и двери. Умершие ходят сорок дней; душа должна ходить, но умерший не должен показываться. Пленишник, 072:17
Умерший хозяин приходил в любой день и кричал: “Матка!”. Когда жена уезжала из дома в другое место, он и там кричал. Если не подавать голос (не отвечать), умерший перестанет ходить. Ягница, 074:15.
Обряды в период до сорокового дня
Вывешивание полотенца
Раньше к святому углу вывешивали полотенце. Оно висело там до сорокового дня. Бор, 064:31.
На святой угол на улице весили черную ленту, чтобы люди знали, что здесь покойник. Глинское, 066:65.
Вывешивали полотенце из коленкора, на которое был нашит черный крестик из тряпочек — раньше вывешивали на улице, теперь весят под икону. В сороковой день его снимали, крестик отпарывали и сжигали в печке, а полотенце стирали. Пленишник, 065:10; 072:18.
На угол дома, где есть покойник, вывешивали “платик” (белую тряпочку с нашитым крестиком). В сороковой день его несли на кладбище и весили на крест. Ягница, 064:03; 074:16.
Обряды в период до сорокового дня
Оставление еды для умершего
Для покойного в святой угол ставят еду. Еду кладут и на именины умершего. Глинское, 066:46.
Со второго дня после похорон в течение сорока дней каждый день на стол клали хлеб, ставили тарелку киселя и вокруг тарелки клали 12 ложек, чтобы покойники ели. Каждый день ставили новый кисель; старый съедали дети. Пирог стоял все сорок дней; когда молились, его держали в руках. Пленишник, 072:16, 17; 073:01.
Умершему в святом углу ставили стул; на него до сорокового дня никто не садился. На тумбочку ставили фотографию и в каждый поминальный день (9-й, 20-й, 30-й) клали на нее по пряженику (“один на один”). В 40-й день кроме пряженика клали пироги. В сороковой день пряженики крошили около дома или несли на кладбище, раскидывали по могилам знакомых и родственников — птичкам (“птицы съедят — это хорошо”). Эти пряженики могли отдавать скотине. Плосково, 074:07; Ягница, 064:01; 074:14.
Обряды в поминальные дни (9, 20, 30, 40-й)
Общие сведения о поминальных днях
В 9-й, 20-й, 30-й, 40-й дни накануне вечером и утром в сам день делали собранье*: собирали стол, всех приглашали; приходило до 60 человек — вся деревня. Первый раз поминают в 9-й день — в этот день покойник идет к Богу на поклон души. Сейчас 20-й и 30-й дни отмечают не всегда. Поминки делали и в годовщину. Бор, 064:19; Пленишник, 065:10; 073:01; Ягница, 064:53; 070:05; 074:14, 16; 077:31.
Обряды в поминальные дни (9, 20, 30, 40-й)
Приглашение и встреча души
Приглашение души в кануны поминальных дней
В кануны 9-го, 20-го, 40-го дней ходили на кладбище — приглашали покойников на собрание. До захода солнца родственники умершего со (знающей) старушкой шли на кладбище, звали покойника и всех родственников: “Вставай-ко, поднимись, новопреставленной раб Божий, собирай-ко ты своих родственников...”, “Зовите всех ронныф и безронныф, все приходите званны и незванны, все приходите к нам в гости”. Когда они приходили с кладбища, из дома выходила женщина с пряженым* пирогом и у ворот душу встречала — приглашала покойников словами: “Проходите-ко, дорогие гости, садитесь-ко вы за столы...”. Женщина, которая шла с кладбища, и женщина, которая выходила из дома, когда встречались, вместе причитали — приглашали умерших за стол. З.Чуди, 071:09, 30.
На могиле причитали, звали в гости: “Приглашаем мы вас в гости, / Мы и дорожку-ту всю вам устелём...” З.Чуди, 071:05.
На кладбище причетом звали умершего и всех его родственников: “Ты вставай-ко дорогой муж, / Собирай-ко ты своих родственников, / Родимых детушок, братья и сёстры, / Родиму матушку, родимова батюшка...” З.Чуди, 071:10.
Вечером накануне 9-го, 20-го, 30-го, 40-го дней собирали стол. Перед собранием выходили с пирогом-пряжеником* на улицу (на крыльцо, за калитку, на берег) — встречали душу: в сторону кладбища кланялись, крестились, говорили: “Приходи в дороги гости да приглашай своих друзей”; кто умел — плакали голосом, причитали (когда причитаешь, считается, что душа приходит). Потом шли в дом, садились за стол; женщины молились и пели стихи. Глинское, 066:46; Пленишник, 072:16; 074:06; Плосково, 074:07, 09; 076:44; Ср. Чуди, 064:41.
На 9-й, 20-й, 30-й, 40-й дни на могиле причитали: “Вы роздайсе-ко, да ветры буйные, / Да ты откройси-ко, да гробова доска...” Плосково, 076:43.
Приглашение души в сороковой день
В сороковой день утром накрывали стол, и все шли на кладбище — там причитали, приглашали душу на поминки. Дома оставалась старенькая женщина; когда шли обратно с кладбища, она встречала на крыльце с пирогом, причитала (“вла”) с кем-либо из пришедших женщин — каждая причитала на свой голос; заходили в избу, садились на лавку и ревели. Потом все садились за столы и поминаливла Потом Бор, 064:19; Глинское, 066:67; З.Чуди, 071:09; Н-Раменье, 072:02; Ср.Чуди, 064:41; Ягница, 070:05.
Когда в сороковой день умершего звали в гости (на поминки), причитали: “Да ты вставай-ко да на резвы ноги, / Да ты пойдём-ко да во родны гости, / Во родны гости дак на свой праздничок. / Да ты зови-ко своих родныих — / Отца с матерью да свёкра со свекровью”. Ср.Чуди, 064:40, 42.
Ср.: Приглашение души в кануны поминальных дней
Обряды в поминальные дни (9, 20, 30, 40-й)
Поминанье
Пение стихов и молитв
В 9-й, 20-й и накануне 40-го дня душа идет “на поклон к Господу”, поэтому вечером накануне поминальных дней собирали собрание — молились, пели стихи и просили за умершего. Стихи поют с 7 до 9 часов вечера. В сами поминальные дни (кроме сорокового) собрание не собирают. З.Чуди, 071:09.
Вечером накануне поминального дня делали собрание: приходили женщины и пели стихи. Стихи поют на поминках только после похорон и в кануны поминальных дней; тогда же приходят и души умерших. В сами поминальные дни стихи не поют. Пленишник, 073:01; 072:16.
Поминание едой
Поминали киселем с вересовым суслом, пирогами, пряжеником. Каждому давали на ложечке кутью. На кладбище кутью берут рукой. Глинское, 066:48; Пленишник, 065:10, 12.
В кануны поминальных дней на стол ставили пряженики, кисель. Сначала поминали киселем, а затем всем остальным. После собрания кисель ставили в передний угол на стол. Пленишник, 073:01
На поминанье столы ставили в ряд. За первый стол (который стоял в святом углу) садились покойники — на него ставили зажженную свечку, рюмку, клали пряженик. Если поминки по мужчине, то за первый стол садились только мужчины, если по женщине — женщины; считалось, что все умершие родственники сидят с живыми. Поминали киселем, пряженым пирогом, кутьёй: когда женщины попоют стихи, хозяйка обносила всех пирогом; каждый пирогом поминал покойного и его умерших родственников. За время застолья надо помянуть три раза. Перед застольем и после застолья пели молитвы. З.Чуди, 071:09.
На каждый поминальный день (9-й, 20-й, 30-й, 40-й) для покойного клали пряженик, ставили кисель и чашку чая. Вечером накануне поминальных дней на собрании всех обносят пряжениками и чаем. Когда поминали, в святом углу у икон зажигали свечки — считалось, что там сидит душа. Во все время поминок — и накануне вечером, и утром в поминальный день — горит лампадка. Плосково, 076:44.
Первая еда на поминках — кисель; на него наливали сыту*. Ягница, 074:14.
Пирог, с которым встречали душу, на поминках не ели. Глинское, 066:67.
Поминки в сороковой день
На поминках в сороковой день вставали и говорили умершему: “Николай Михалыч, угощай своиф родныиф, ронныф и неронныф, всеф званныф, всеф не званныф, всем угошшай, всем вам царство небесно”. З.Чуди, 071:30.
В сороковой после прихода с кладбища собирали большой стол, созывали народ. Все садились за стол, пели стихи, поминали — “пируют”; “пир, как свадьба”, с водкой, киселем, кутьёй, пирогами. Плосково, 074:09; 076:44; Пленишник, 073:01.
Обряды в поминальные дни (9, 20, 30, 40-й)
Проводы души
Проводы души в поминальные дни
В сами поминальные дни (9-й, 20-й, 30-й, 40-й) душу провожали: выходили на улицу, крестились, говорили: “Иди с Богом на своё местечко, котороё ты уготовил”. Плосково, 076:44.
В поминальные дни когда умерший отец уходил с поминок, мать выходила на улицу прощаться. Прощалась словами. Пленишник, 072:16
Проводы души в сороковой день
В сороковой день все выходили за ворота и провожали душу. Ягница, 070:05.
В сороковой день, после того как помянут, до 12 часов дня все выходили из-за стола, брали пирог, с которым встречали душу, и выходили на улицу — провожали душу: молились на восток, родственники кланялись у калитки в землю, плакали голосом — просили передать привет родным, крестились и потом шли домой. После проводов пирог, с которым встречали и провожали душу, можно есть. Бор, 064:19; Глинское, 066:67; З. Чуди, 071:09; Ср. Чуди, 064:41.
В сороковой день вечером, на закате солнышка, когда отойдут поминки, брали пирог-пряженик и все выходили на улицу (за баню, за огород) провожать душу: поминали, молились на закат солнца (смотрели на солнце), прощались: “Прощай, родима мамонька”; “Иди уж на своё местечко, што ты заслужил, то и получишь”. Плосково, 074:09;
Пленишник, 072:16
Заключительные обряды
Вечером сорокового дня до захода солнца несли на кладбище крошки с поминального стола, раскидывали их на все могилки, чтобы птички клевали. В д. Плосково целый пирог кидали за двор. З.Чуди, 071:09.
Пироги-пряженики, которые в поминальные дни клали в святом углу умершему, в сороковой день после проводов души крошили на улице птицам или несли на кладбище и там крошили на могилу. Плосково, 076:44; Пленишник, 072:16
Тем, кто обмывал покойника, отдавали его хорошую одежду. Ягница, 074:12.
Установка креста на могиле
Крест (памятник) раньше сразу, как похоронят, не ставили — ставили после сорокового дня. На могилу клали венки, обкладывали ее еловыми “лапочками”. В ноги покойнику на могиле садили дерево — березу, рябину. З.Чуди, 071:12; Пленишник, 065:06; Ягница, 074:16.
Дополнительные сведения по поминальным обрядам
Родительские календарные дни
На кладбище ходят на Пасху, на “Родители” (Радуницу), на Троицу, на Николу. Плосково, 074:07.
Дополнительные сведения по поминальным обрядам
Обряды и запреты при поминании на могилах
Старые люди наказывали, чтобы на кладбище с вином не ходили. З.Чуди, 071:12.
В поминальные дни на могилы сыплют крупу; надо сыпать в ноги, а не в голову, иначе засыплешь глаза покойнику. Ягница, 064:60.
Священник говорил, что на могиле нельзя сыпать крупу на глаза (туда, где голова покойника), иначе будут сниться плохие сны; можно сыпать возле могилок. З.Чуди, 071:12.
На кладбище можно ходить с утра до обеда; после захода солнца на могилу ходить нельзя. Мужчина пошел на кладбище после захода солнца, обратно еле ушел, шел — пятился задом. З.Чуди, 071:12.
Женщина каждый день после обеда ходила на могилу, ей приснился сон, чтобы она не ходила — покойника там за это ругают. З.Чуди, 071:12.
Покойник приснился — просил передать матери, чтобы она по нему не плакала, а то он лежит “весь как в молоке”; надо поминать, а не плакать. З.Чуди, 071:12.
Когда ходят на могилы, берут с собой свечку и там зажигают. Глинское, 066:36.
Брат похоронен в другом месте; привезла песку с могилы брата — считается, что он теперь здесь лежит. Глинское, 066:36.
Когда приходят на кладбище, причитают: “Расступись, мать-сыра-земля, / Да ты откройсе-ко, тёсовой гроб, / Да ты вставай-поднимись, родима матушка, / Да выходи-ко ты из сырой земли”. З.Чуди, 071:06.
Общие и дополнительные сведения
Фонд Кадуйского центра народной традиционной культуры
Представления о душе. Приметы
Душа после смерти живёт; после смерти души встречаются. Ягница, 074:21.
Родители после смерти ходят, а люди их не видят. Ягница, 069:12.
На том свете определяют, куда идти душе — в ад или в рай. Глинское, 066:68.
Если покойник приснится — или заболеешь, или “дело успокоится”, или дождь (снег) пойдет. Глинское, 066:47.
Представления о душе. Приметы
Передача умершим родственникам вещей с покойником
Покойницу положили в чужих тапках. Она приснилась и попросила принести свои тапки. Тапки зарыли ей в могилу. Глинское, 066:68.
Молодую девушку похоронили в туфлях на высоком каблуке. Она приснилась и попросила послать тапки через покойника — назвала адрес, где он лежит. Мать туда пришла, поплакала у чужого покойника, послала с ним тапки — положила в гроб. Этого покойника похоронили рядом с ранее умершей девушкой, а их родственники стали как родные. Нельзя хоронить в обуви на каблуках — они стукают, когда умерший ходит. З.Чуди, 071:12.
Умершая приснилась и попросила послать платок. З.Чуди, 071:12.
Умершая приснилась и попросила послать другое платье, потому что то, в котором похоронили, тесное. З.Чуди, 071:12.
Покойник, похороненный нагим, приснился и попросил послать одежду. После того, как послали, сниться перестал. З.Чуди, 071:12.
Мужчину похоронили далеко от дома в чужих ботинках. Жене приснилось, что ему надо переодеть свои ботинки. Она послала ботинки с другим покойником; когда посылала, приговаривала, чтобы он там их переодел. Ягница, 074:13.
Похороны заложных покойников
Некрещеные дети
Некрещеных младенцев хоронили в маленьком ящичке. Раньше их хоронили под часовню; на кладбище не хоронили. Бор, 064:30; Ягница, 077:04.
Некрещеных детей хоронили вместе со всеми — маленькие безгрешны. По ним не причитали. Пленишник, 073:01
Похороны заложных покойников
Самоубийцы
Самоубийц, утопленников, удавленников священник не отпевал. На кладбище их хоронили отдельно, в специальном уголке на краю кладбища. Бор, 064:31; Пленишник, 073:01.
Самоубийц лошадь тяжело везет. Пленишник, 073:01
Особенности похоронного обряда в праздники
На Святой неделе по дороге на кладбище и когда опускают гроб поют “Христос воскресе”. Считается хорошо, если покойник умер в это время — не увидит страстных дней. З.Чуди, 070:24; 25.
Отец умер в Страшную пятницу. Не могли закрыть ему глаза, положили на глаза пятачки. Священник сказал, что можно чтобы умерший глядел — все страсти увидит. Если человек умрет в Пасху, значит он счастливый — Господь берет сразу к себе. Пленишник, 072:18
с Пасхи до Вознесенья по покойнику поется стих “Пасха”. Ягница, 069:24.
с Пасхи и до Вознесенья на похоронах и на поминках желательно первым петь стих: “Обвитый чистой плащаницей”. Плосково: 076:15.
Если человек умер в праздник, долго не держат, хоронят на второй день. Пленишник, 072:18